Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование ФСКН РФ эффективности деятельности социальных институтов по профилактике наркотизма среди подростков и молодежи





ФСКН России двухуровневая организация, имеющая федеральный и региональный уровни. На уровне регионов действуют территориальные органы ФСКН, составляют единую систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. [51]

Одной из приоритетных задач региональных органов ФСКН является взаимодействие на разных уровнях с различными государственными и муниципальными учреждениями и средствами массовой информации по профилактике наркотизма в молодежной среде.

На основании реализации целевой государственной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» [52], согласно которой ФСКН РФ выступает координатором по вопросам профилактики, были проведены исследования отношения сотрудников органов здравоохранения и образования к проблеме профилактики наркотизма.

Данные исследований, проведенных по заказу ФСКН РФ, выявили серьезную проблему - равнодушие общества к профилактике наркотизма.

Для выделения субъектов профилактики наркотизма, которые реально занимаются ею и которые должны ею заниматься, был сформулирован вопрос «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заниматься и кто реально занимается предупреждением наркотизма?». Респондентам предлагалось выбрать не более 3-х вариантов ответов.

Вопрос предлагался представителям структур, которые в первую очередь, должны заниматься профилактикой наркотизма среди подростков – это учителя, преподаватели, врачи и руководители органов здравоохранения. Так вот результаты были следующими:

- преподаватели и учителя считают, что профилактикой должна заниматься семья - позиция 80,56 % опрошенных этой категории;

- 45,16% сотрудников учреждений здравоохранения считают, что профилактикой должны заниматься органы образования и семья.

- 8,1 % от всех опрошенных выразили полное равнодушие к этой проблеме.

На вопрос: «Кто реально занимается предупреждением наркотизма?» ответы распределились следующим образом: семья (55,45 %), органы образования (30,25 %), учреждения здравоохранения (27,38 %). [53] Представители государственных органов, которые должны заниматься профилактикой искренне считали, свою роль в этом незначительной и, что, особенно настораживает, искренне считают, что это не «их проблема», а работа других социальных институтов!

Вывод – сегодня к проблеме профилактики наркомании преобладает равнодушная позиция в органах здравоохранения и образования. И, как показывает статистика, семьи остаются с проблемой наркомании наедине.

Эти исследования достаточно точно отражают сложившуюся в стране ситуацию, при которой профилактика молодежного наркотизма органами здравоохранения рассматривается как образовательная задача, а органами образования как лечебная деятельность.

На сегодняшний день эта проблема профилактики наркотизма находится на крайне низком уровне её решения. И ФСКН РФ, сталкиваясь с этой проблемой каждодневно, и осознавая её рост и масштабность, инициирует поиски путей действенного взаимодействия всех социальных институтов, которые так или иначе могут влиять на позицию молодежи в отношении их к наркотикам. Но, к сожалению, упущенное время оборачивается тем, что все больше молодых людей втягиваются в наркотизацию. Например, результаты исследования, проведенного учеными Института Макса Планка, показали, что 6 % москвичей в возрасте 15-16 лет хотя бы раз в жизни употребляли героин. Ни в одной из столиц 21 страны, где осуществлялись подобные опросы, этот показатель не превышал 2%. [54]

Профилактика, проведенная формально, наносит больше вред, чем пользу. Формальные, разовые профилактические меры не только не закрепляет заложенных в ходе первичной специализации установок на неприятие наркотиков, но и не препятствует их разрушению.

Подростковый возраст специфичен несформированностью ценностей, позиций, убеждений. Отсутствие жизненного опыта и неумение предвидеть дальнейшие последствия всех свершаемых подростком действий, отсутствие негативной установки в отношении наркотиков создает условия для вовлечения их в наркотизм наркодиллерами. Каждый наркоман приобщает от 10 до 17 молодых к употреблению наркотиков. Первый прием дает такой выброс эндорфинов, что после приема наркотика, бороться с наркотизмом становится в разы сложнее, а иногда и безрезультатно. Подросток не способен сдерживать свои инстинкты, контролировать эмоциональное состояние, противостоять внешнему, сензитивному воздействию без поддержки взрослых.

Роль культурной среды в профилактике наркотиков играет огромное значение. Убеждения против наркотиков задаются культурной средой и культурной традицией, которые воспринимаются через деятельность институтов социализации и воспитания.

И, наоборот, разбалансированность культурной среды, отсутствие четких и ясных правил, воспринятых традиций ведет к кризису ценностей, размыванию основ морали и разрушению механизма психологической защиты.

Несовершенство ценностных установок у молодежи подтверждено ответами на вопрос «Каковы Ваши главные жизненные цели?». У всех опрошенных групп респондентов на первое место выходит позиция «хорошая семья». Так считают учащиеся школ - 8,2 %; у учащихся ПТУ, лицея этот показатель падает до 5,2 %; у служащих – до 3,4 %;безработные – 1,6 %; работники государственно-бюджетной сферы – 10,4 %; рабочие - 6,4 %. Наибольшее предпочтение семье отдают студенты вузов и сузов - 35,2 % респондентов. [55]

А вот результат целевых установок молодежи (после первого приоритета «семья):

- второе место - «богатство, материальное благополучие»;

- третье место – работа, приносящая удовлетворение;

- четвертое место – независимость, свобода;

- пятое место - желание быть здоровым, физически сильным.

Многие подростки не скрывают, что для достижения богатства и свободы готовы нарушить закон. Так ответила одна треть респондентов из всей выборки опрошенных.

Следующий «провал» проблемы профилактики в учебных заведениях, связан с дилетантством учителей в этой области. Специалисты - учителя, преподаватели, непосредственно занимающиеся обучением и воспитанием, сталкиваясь с лицами, причастными к наркотизму, не способны распознать признаки наркотического состояния на ранних стадиях в силу отсутствия профессиональных умений и навыков, а в случае, когда проблема становится явной – не способны оказать помощь, сводя все не к технологиям профилактики, а к субъективным представлениям – непрофессиональным беседам и разговорам. На сегодняшний день, несмотря на то, что проблема масштабна и касается именно среды, с которой взаимодействуют работники образования, в программах вузов нет курсов, которые бы формировали у студентов информационную грамотность по вопросам наркотизации. И самое главное, в обществе не создан механизм неприятия наркотической субкультуры.

Проведенные ФСКН РФ исследования показали, что формально спускаемые «сверху» Минобразования и науки РФ обязательные профилактические мероприятия становятся для учителей и преподавателей педагогическим наказанием и выполняются что называется «для галочки». Проводимые курсы повышения квалификации, иногда специализирующиеся на антинаркотической работе, не дают результата. Во-первых, часто курсы проводят не специалисты, а значит люди, не способные замотивировать обучающихся. Во-вторых, такие курсы проводятся с заместителями директоров школ по воспитательной работе, а главный субъект профилактики наркотизма в школе – это «рядовой» учитель.

Вывод, который сделан ФСКН РФ на основании проведенных исследований - образовательные технологии по управлению молодежным наркотизмом, внедряемые сегодня, зачастую несут разрушительный эффект.

Детально проанализированная проблема представлена в отчетных документах ФСКН РФ и показывает следующее негативные тенденции:

1) преобладание резко отрицательного и равнодушного отношения к лицам, употребляющим наркотики. Резкое неприятие объекта своей работы создает, прежде всего, между специалистами и субъектом профилактического воздействия коммуникативные барьеры. Они, к сожалению, не способствуют успеху;

2) неспособность распознать признаки наркотического опьянения;

3) незнание основных форм профилактики и отсутствие оценки их эффективности;

4) неспособность разграничения проводимых мероприятий к первичной, вторичной, третичной профилактикам наркозависимости;

5) не проведение педагогами диагностики молодежного наркотизма;

6) при проведении образовательных антинаркотических мероприятий наблюдается их запаздывание (сегодня начальный возраст употребления психоактивных веществ [56] значительно ниже и относится к 10 годам, когда ребенок обучается еще в начальной школе. Основная же категория профилактируемого объекта – это молодежь 14-19 лет. В силу обозначенных нами антинаркотических тенденций это совершенно не оправданно. Первичным этапом (и одновременно самым эффективным!) внедрения образовательных технологий по управлению рисками молодежного наркотизма должен стать этап работы с детьми, начиная с 6-летнего возраста, по привитию у них здорового образа жизни и для формирования контакта с педагогами и семьей. [57]

Отсутствие мотивов к реальной борьбе против наркотиков показывает, что люди, работающие с детьми, сами не имеют четкого осознания важности ранних форм профилактической работы против наркотизма. В образовательной среде и в обществе в целом не создано неприятия наркотиков как социальная норма.

 

 

2.2 Процесс формирования государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков в «Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.»

Указом Президента Российской Федерации N 690от 9 июня 2010 г. Была утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики
Российской Федерации до 2020 года».

Появление этого документа было продиктовано очень серьезными причинами, сложившимися в Российской Федерации. В частности, в документе говорится, что «необходимость принятия Стратегии была обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков. [58]

Одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров.
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.

Ключевым фактором негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России.

В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения.

На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.

Одним из факторов сложившейся ситуации было признанна недостаточно эффективная профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией. В документе указывается, что в современных условиях недостаточно используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций. [59]

В Стратегии подчеркивается координирующая роль Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в согласовании действий всех органов власти в реализации данной стратегии.

Система мер по сокращению спроса на наркотики, направленная на оздоровление населения РФ напрямую связывается с приоритетом профилактически их потребления. В рамках Стратегии предполагается создать государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков.

Особо подчеркивается, что причинами неэффективности профилактических мер является: смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей; недостаточно широкий для обеспечения занятости молодежи спектр предложений на рынке труда; слабая организация досуга детей, подростков и молодежи.

Под государственной системой профилактики немедицинского потребления наркотиков понимается совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании.
Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них. [60]
Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

а) формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;

б) организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

в) организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах;

г) развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации;

д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;

е) формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;

ж) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.
В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также для лиц групп риска немедицинского потребления наркотиков.

Одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории (далее - целевые программы). При этом реализация целевых программ должна охватывать следующие возрастные и социальные группы:

а) дети и подростки в возрасте до 17 лет включительно (обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений и осужденные в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы России);

б) молодежь в возрасте до 30 лет включительно;

в) работающее население;

г) призывники и военнослужащие.

В стратегии говорится, что при проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из групп риска немедицинского потребления наркотиков, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержки молодого человека и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Важным механизмом создания государственной системы профилактики, согласно, Стратегии, является взаимодействие между государственными структурами, российскими компаниями, корпорациями, общественными объединениями проведении профилактических мероприятий антинаркотической направленности при координирующей деятельности ФСКН.

 

Date: 2015-07-23; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию