Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии отношений в семейных парах 4 pageВо время четвёртого сеанса с Шейлой и Рокки Рокки упомянул о своём большом желании переехать жить в большой дом, но Шейла любила уют и очарование их нынешнего коттеджа. Рокки вырос в семье из шести человек в домике из двух спален. Уют, который очаровывал Шейлу, вызывал чувство клаустрофобии у Рокки. Неоднократно он просил её переехать в большой дом. Шейла назвала две причины, по которым она была против переезда. Во-первых, Рокки очевидно не замечал беспорядка в доме до тех пор, пока Шейла не выходила из себя по поводу того, что квартира напоминает зону боевых действий. После этого Рокки для видимости наспех как-то прибирался. Шейла боялась, что переезд будет означать только большую площадь для уборки и более частые склоки с Рокки из-за этого. Ни один из этих вариантов не делал переезд для неё желательным. Во-вторых, она не собира-лась больше работать, чтобы больше платить за аренду. До этого сеанса в своих спорах они ходили по кругу, не продвигаясь к принятию решения. Чтобы помочь Рокки обрести более широкую перспективу, психотерапевт (Питер) предложил ему следующую концепцию: Питер: Когда мы хотим перемены в поведении нашего партнёра, мы думаем, как нам будет хорошо, когда парт^нёр изменится в лучшую сторону. Получается, что мы просим его измениться ради нас и даже рассказываем ему, как нам будет хорошо, если он это сделает. Из этого может что-то получиться, а может и нет, в зависимости от альтруизма вашего партнёра или от количества вины, которую вы на него возложите, чтобы добиться успеха. Сильное желание к перемене не приходит просто от понимания того, что есть необходимость в перемене. Сильное желание появляется от глубокого осознания того, что "Ага! Если я соглашусь на это, то вот что я получу (мы получим)." Желание к перемене приходит как эмоциональное озарение, во время которого партнёра осеняет: "Если я изменюсь, мне и нам будет гораздо лучше." Но большинство людей не пытается продать партнёру свою перемену. Например, квалифицированный продавец, продавая товар или услугу, должен сосредоточиться на преимуществах, которые получит покупатель. Как он выиграет в деньгах или во времени, если купит данную вещь или услугу. Семейные проблемы могут быть решены быстрее, если брать во внимание преимущества перемен. Вы действительно думаете, что Шейла выиграет, если переедет, учитывая её издержки во времени, энергии и эмоциях? В том-то и дело, что нет. Если вы хотите, чтобы Шейла изменилась, вы действительно должны знать, что ей нужно, и твёрдо верить, что от пе^ремены она только выиграет. Иначе вы проявите себя как лукавый продавец подержанных машин. Как только ей станут понятны эмоциональные выгоды, особенно, если они имеют отношение к её насущным желаниям, тогда она, возможно, захочет измениться в соответствие с вашей просьбой. А когда у неё пробудилось желание, она может это захотеть прямо сейчас. Действие является результатом нашего желания, и чем сильнее желание, тем сильнее будет сопутствующее действие. Это невероятно мощная концепция изменения вашей семейной жизни. Короче говоря, если вам не нравятся некоторые аспекты ваших взаимоотношений, вы можете изменить свой взгляд на эти проблемы и начать пожинать плоды, разбросанные вокруг и до сих пор никем не замеченные. Итак, Рокки, понятно ли вам, почему Шейла не хочет переезжать? Рокки: Конечно. Но если мы переедем, я стану убирать за собой, чтобы она не жаловалась на это. Я могу зарабатывать больше, работая лучше, а не больше (он был коммивояжёром). Так что деньги - не такая уж проблема. Шейла: Поверю, когда увижу это. Рокки: Рад буду доказать тебе, когда мы переедем. Питер: Мне кажется, вам не убедить Шейлу одними благими намерениями. В прошлом у вас уже имелись благие намерения, но ничего из этого не вышло. Откуда Шейле знать, что ей будет лучше, если вы переедете? Рокки: (длинная пауза) У неё будет более опрятный дом, что она очень ценит. Мы найдём такой, который ей понравитя. Это заставит меня эффективнее использовать своё время, но от этого мы оба выиграем. Питер: Ваше мнение о том, что говорит Рокки? Шейла: Я рада, что он осознаёт моё неудовольствие бе-порядком, и было бы хорошо, если он был бы пособраннее, но я очень скептически ко всему этому отношусь и ничего не собираюь делать, пока не увижу ка- кое-то доказательство. Питер: Какое доказательство вам нужно? Шейла: Я с удовольствием скажу это после того, как Рокки скажет мне, что он хочет предпринять для улучшения нынешней ситуации. Рокки: Послушай, дай мне два месяца, и я покажу тебе, что буду содержать в порядке дом и увеличу свой доход. Если ты будешь довольна положением дел, то мы начнём вместе подыскивать дом. Знаю, что нам нужно будет найти очаровательный и уютный дом, чтобы ты была довольна. Там я буду поддерживать приемлемый уровень чистоты, так как мне легче прибраться за собой, чем оплачивать услуги психотерапевта для того, чтобы узнать, что я неряха. Я знаю, что ты не переедешь, пока не почувствуешь, что произошли значительные и устойчивые перемены. (Рокки начинал понимать концепцию выхода за рамки себя, чтобы взглянуть на проблему глазами Шейлы. Теперь Шейле трудно было сказать ему "нет".) Шейла: Мог бы ты делать это за три месяца до того, как мы начнём подыскивать дом? Рокки: Согласен! (Снова Рокки понял, как важно не спорить с Шей-лой из-за времени, чтобы она не подумала, что его перемена - только временная уловка для достижения своей эгоистичной цели.) Питер: Рокки, а захотел бы ты измениться, если бы Шейла не была таким сильным катализатором этого процесса? (Устойчивая перемена, требующая значительных усилий, должна иметь внутреннюю мотивацию для личности.) Рокки: Я хочу этого, но обычно это подпадает под категорию новогодних обещаний, которые выполняются только до середины января. Да, я действительно хочу изменить это для себя и для Шейлы. Через восемь месяцев Шейла и Рокки переехали в новый дом и сообщили о приемлемом уровне решения проблемы беспорядка. Использование индивидуальной психотерапии в качестве дополнения Когда становится ясно, что один или оба партнёра имеют серьёзные структурные недостатки раннего пеиода, мы используем индивидуальную терапию в дополнение к семейной. Обычно это происходит с симбиозно-смешанными парами. Здесь мы часто советуем паре поработать с командой психотерапевтов, чтобы каждый индивидуум занимался с одним психотерапевтом из этой команды как с индивидуальным специалистом. Таким образом, каждый партнёр имеет определённого психотерапевта для поддержки на случай, если появится беспокойство, присущее периоду дифференциации. Психотерапевты знают динамику отношений семейной пары и могут распределить время между индивидуальными и парными сеансами. Такая система координирует терапевтический процесс и предохраняет клиента от ненужного стресса, когда тот пытается выполнить задания двух несвязанных между собой психотерапевтов. Столкнувшись с терапевтическими несоответствиями, недифференцированные, симбиозные личности начнут неоправданно регрессировать. При большом несоответствии в психологическом развитии партнёров индивидуальная терапия также часто бывает полезна для менее развитого партнёра как дополнение к семейной терапии. Обычно пара не может развиваться быстрее, чем прогрессирует более слабый партнёр; таким образом, семейные терапевтические цели должны быть скорректированы в соответствие с ресурсом развития обоих партнёров. Приводим краткий список наиболее важных принципов, используемых нами в семейной терапии: 1. Мы активно структурируем процесс терапии, стараясь идти на разумный риск, в то же время уважая самостоятельность семейной пары. 2. Мы просим клиентов самостоятельно продвигаться на пути перемен, не ожидая одновременных перемен от партнёра. Эта просьба прерывает симбиозную связь между партнёрами и даёт каждому из них возможность ощутить самонаправленное развитие. 3. Мы направляем внимание в сторону "от "содержания кон- кретной проблемы - в сторону от чувства вины и раци-онализирования - и устремляем его в будущее, включая развитие новых навыков и достижение личных, сокровенных целей. 4. Мы также просим каждого клиента создать условия, спо нёра. Как правило, чем больше запрашивается изменений в развитии, тем больше просящий должен потрудиться, чтобы создать условия для перемены. 5. Мы вводим понятие "продажа перемены" партнёру, как при изменении отношений. 6. При необходимости мы используем индивидуальную те СОСТАВЛЕНИЕ КОНТРАКТА Работа психотерапевта во время первых сеансов является мощным фактором, определяющим курс терапии и направление и интенсивность мотивации семейной пары. Диапазон возможного вмешательства широк, и программа работы психотерапевта обширна. Решение - с чего начать - требует большой сбалансированности и гибкости и зависит от того, как партнёры преподнесут себя в качестве пары. Часть программы, с которой должен начать психотерапевт, определяется уровнем его знаний и историей отношений данной пары. Первоначальная фаза включает в себя: 1) диагностику стадии развития и определение, в чём причина тупиковой ситуации (рассматривалось в Главе 2); 2) составление терапевтического контракта для вовлечения и мотивации обоих партнёров и создание благоприятной терапевтической атмосферы (см. ниже); 3) развитие устремления в будущее (см. выше); 4) выявление интрап-сихичес-ких конфликтов (см. Главу 2); и 5) обсуждение деловых аспектов терапевтического контракта (размер оплаты, страховой полис, счета, расписание и т.д.). Составление контракта с целью мотивировать партнёров к началу курса терапии с чувством эмоциональной причастности к работе психотерапевта требует от последнего умения и деликатности. В частности, терапевт должен помочь более пассивному партнёру, стимулировать его мотивацию к значительным переменам во взаимоотношениях. Составляя контракт, мы просим партнёров подумать о результатах, которые они хотят получить. Трудно рассчитывать на энтузиазм по поводу изменения самого се- бя и своих жизненных устоев, если действовать, в основном, методами устрашения, давления или с позиции "ты должен". Изменение своей привычки, убеждения или модели поведения с единственной целью избавиться от упрёков партнёра обречено на неудачу. Как мы уже ранее в этой главе говорили, желание перемен должно исходить от каждого партнёра самостоятельно. Когда пара впервые приходит на приём, мы просим партнёров объяснить причины, побудившие их обратиться к нам. Выслушав и выяснив их насущные проблемы, мы думаем о направлении предстоящей работы: Куда мы пойдём? Почему мы туда пойдём? Как мы туда попадём? Какие условия сформировали нынешнюю ситуацию этой пары? Вот основные вопросы, которые мы предлагаем клиентам и над которыми сами размышляем при выборе направления. Начиная с этих вопросов, мы понимаем, что контракт действует на протяжении всего курса терапии и периодически требует переоценки и корректировки. Конечные цели, методы достижения этих целей и уровень мотивации для каждого партнёра должны быть учтены и сбалансированы для составления эффективного контракта. Идеальный контракт должен содержать: 1) взаимно согласованные цели с высокой мотивацией для их достижения. Однако реальность вмешивается в идеал, в результате чего многие пары составляют менее удачные комбинации этих элементов, как например: 2) ясные цели и слабая мотивация к их достижению; 3) неясные цели, но сильная мотивация к изменению; 4) неясные цели и слабая мотивация к переменам; 5) конфликтные или несовместимые цели. Приведём краткие примеры по каждой из этих комбинаций. 1. Взаимно согласованные цели с высокой мотивацией для их достижения. Морган и Саманта пришли к семейному терапевту для улучшения своих сексуальных отношений. Обоим цель была ясна, и у обоих была мотивация. Эта мотивация усиливалась тем, что им предстояло провести вместе отпуск на Таити. В прошлом разница в их сексуальных желаниях приводила к длительным спорам по поводу отпуска, и на этот раз никто из них не хотел повторять эту мучительную процедуру в преддверии романтического отдыха. 2. Ясные цели и слабая мотивация к их достижению. Эти пары знают, что им нужно, но не хотят потратить необходимую энергию для достижения желанного результата. Люк и Яна были супругами живущими порознь. Они пришли к психотерапевту с ясной целью воссоединиться и иметь "счастливую семью". Хотя эта цель была ими взаимно согласована, скоро стало понятно, что мотивация Люка была слабой и необязывающей. Он не выполнял достигнутые договорённости и домашние задания, а его объяснения по этому поводу были слабыми попытками сохранить лицо заинтересованного человека. Когда мы попросили Люка рассказать, как он видит процесс перехода от нынешней ситуации к воссоединению с женой, он, наконец, честно признался, что ему хотелось бы "минимум перемен, но даже этот минимум воспринимается, как обуза - ведь так легко и приятно быть пассивным". (См. Главу б, где рассказывается, как решилась эта проблема). 3. Неясные цели, но сильная мотивация к изменению. Такая комбинация обычно бывает, когда пара очень старается что-то изменить, но ничего путного из этого не выходит. Они теряют из вида цель, но при этом удваивают старания. Характерно для этих пар то, что им трудно сосредоточиться на одной конкретной проблеме; они говорят, что хотят улучшения семейной жизни, но при этом не могут чётко определить, что для них значит "улучшение семейной жизни". Им также бывает трудно определить и выразить проблему, которую они чувствуют на эмоциональном уровне, но, тем не менее, они точно знают, что хотят быть вместе. Они могут понимать динамику одной проблемы, но, не решив её, перейти к следующей. Такое часто происходит со смешанными и враждебно-зависимыми симбиозными парами. (См. Раздел терапии в Главе 4 и 5.) 4. Неясные цели и слабая мотивация к переменам. Такая комбинация часто встречается, когда пара пытается сделать последнюю попытку сохранить рас- 76 падающийся брак. Это позволяет партнёрам сказать, что они сделали всё, чтобы спасти семью и расстаться с меньшим чувством вины. В этой ситуации лучше всего раскрыть отсутствие у них жеттания сохранить семью и заключить с ними новый договор, чтобы помочь им достойно расстаться. 5. Конфликтные или несовместимые цели. Это бывает на трёх основных уровнях: межличностном, внут-рилич-ностном и психодинамическом. При межличностной несовместимости у каждого партнёра есть своя цель, несогласующаяся с другим. Такая ситуация зачастую бывает в симбиозно-обучающейся паре, когда партнёры обычно желают противоположных изменений: "Я хочу проводить больше времени вместе" против "Я хочу проводить больше времени порознь". Даже при наличии несовместимых целей можно заключить приемлемый договор, отражающий обе точки зрения. Мы не стараемся подогнать контракт под цели одного человека, но спрашиваем партнёров, не хотят ли они поработать для достижения целей друг друга. Например, мы можем попросить симбиозного партнёра помочь другому проводить время отдельно от него или обучающегося партнёра - проводить время вместе. Внутриличностная несовместимость бывает, когда один человек имеет конфликтные цели. Генри было ясно, что он хочет больше интимности в отношениях с Джэн, и ещё было ясно, что он хочет увеличить свой доход в этом году на 45%. Для того, чтобы выполнить свои финансовые задачи ему пришлось бы провести в командировках 212 дней, что, конечно же, не будет способствовать большей интимности. Когда развивается подобный тип несоответствий, мы стараемся помочь человеку определить приоритетность его индивидуальных целей в контексте семейной психотерапии. Третий вид несовместимости встречается, когда реальная просьба к партнёру измениться, становится нереальной из-за сложностей психодинамического характера. Постановка взаимосогласованных и взаимопод-держиваемых задач - трудное и деликатное дело, осо- бенно, если один из партнёров несёт груз прошлого недовольства. И эту проблему необходимо решить для того, чтобы этот партнёр мог исполниться мотивацией и энтузиазмом по поводу счастливого семейного будущего, которое им предстоит вместе создать. К примеру, Джил и Бен много работали. После шести недель терапии Джил попросила Бена взять на себя часть обязанностей по организации их частых командировок, закупке хозяйственных вещей и оплате текущих счетов. Всё это были разумные просьбы, особенно учитывая тот факт, что Джил выполняла большую часть домашних и других общих обязанностей. Однако уровень развития Бена был таков, что его сил едва хватало на полный рабочий день, ничего не оставляя в запасе. После работы он не мог функционировать по дому, как равноправный партнёр. И хотя Бен понимал, что он должен взять на себя больше ответственности, он чувствовал себя неспособным генерировать эмоциональные ресурсы, необходимые для выполнения этой задачи. В тот отрезок времени просьба Джил была не реальной, хотя вполне логичной. Когда она поняла динамику, лежащую в основе всего этого, она согласилась продолжать нести на себе лишние обязанности по дому, если Бен будет интенсивно трудиться на своей работе. Когда взаимосогласованные и взаимоподдерживаемые задачи определены, процесс терапии становится больше похож на сотрудничество между семейной парой и терапевтом. Как только этот процесс начинает "пробуксовывать", полезно бывает перечитать контракт и посмотреть не нужно ли в нём что-то изменить или ещё раз прояснить в отношении целей и средств. ВЕХИ ЗРЕЛОСТИ Эффективные взаимоотношения - это больше, чем общая сумма позитивных обменов общением и полезных коммуникационных навыков. Мы считаем, что существуют определённые вехи зрелости, устанавливающие более глубокую взаимосвязь в отношениях. Такие вехи являются экспериментальной площадкой для развития искусства строить отношения, которое появляется по мере прохождения супружеской парой стадий своего развития. Если это развитие происходит, то искусство оттачивается, а отношения совершенствуются. Если же у одного или обоих партнёров развитие задерживается, то неизбежно возникнут проблемы, вызванные издержками натянутых отношений. Эти проблемы, часто называемые невротическими симптомами, возникают, когда люди не знают, как установить положительный контакт и доверительность в отношениях. В этом случае ссоры вспыхивают и продолжаются как средство контакта и стимулирования отношений. Для того, чтобы влиять на развитие семейной пары, нам необходимо выявить недостатки созревания. После нашего вмешательства с целью стимулировать созревание как личности, так и пары в целом внутрисемейные связи раскрываются и укрепляются. В после-дующих главах мы опишем ряд методов, разработанных нами с тем, чтобы помочь парам созревать и переходить от одной стадии к другой. А пока давайте рассмотрим эти вехи вкратце: 1. Эмпатия друг к другу. Эмпатия - это способность "почувствовать себя в шкуре другого" и понять, как другой человек воспринимает жизнь. Или, по определению Пай-на (1985), цель эмпатического поведения - "получить ясное представление о внутреннем состоянии другого человека" (с. 168). Такое поведение "значительно развивает чувство, что тебя понимают, при этом ты сам одобряешь своё поведение и лучше переносишь воздействие того, о чём говоришь, делая возможным установление более высокого уровня функционирования" (с. 169). Паре, для того чтобы относиться с эмпатией друг к другу, необходима способность понимать и рассматривать партнёра как отдельную личность. Действительно, способность понять чувства другого - основа и фундамент бескорыстия. Без эмпатии как вехи зрелости, взаимоотношения имеют сильные ограничения в возможности эволюции. При отсутствии эмпатии и под влиянием стресса в какой-то момент один партнёр обвинит другого в эмоциональной холодности и невнимании к его нуждам. При наличии же эмпатии человек проявляет сочувствие к эмоциональному расстройству партнёра и его периодической холод- ности, при этом свои нужды человек оставляет "на потом" или откладывает на время, до тех пор, пока его партнёр будет способен или захочет их воспринимать. При наличии эмпатии человек не думает, что его партнёр способен читать его мысли и поступать соответствующим образом. При наличии эмпатии человек не будет высказываться в требовательной и занудной манере, забывая о воздействии такого поведения на своего партнёра. Проще говоря, без развития эмпатии отношения партнеров не могут выйти за рамки симбиоза. При наличии эмпатии внутри отношений могут быть моменты утешения, смягчающие боль и способствующие сближению. В своей работе Пайн обсуждает разницу между интерпретациями и эмпа-тичес-кими заявлениями в работе психотерапевта (с. 162 - 172). Мы считаем, что это справедливо и для отношений между партнёрами. Когда один партнёр обращается к другому с выражением сильных внутренних чувств, он надеется на обратную эмпатическую реакцию. Вместо этого он, зачастую, получает либо защитную реакцию, либо интерпретацию типа "ты так себя чувствуешь, потому что расстроен чем-то на работе". Хотя подобные интерпретации могут содержать ценную информацию, они не способствуют сближению внутри пары. При наличии эмпатии, партнёры способны искать и находить долгосрочные решения комплексным эмоциональным проблемам, а также успешно продолжать и развивать ответственные отношения, поскольку у них есть стремление выяснить, что хочет их партнёр, и помочь ему осуществить желание. Строго говоря, культивация эмпатии совершенно необходима, если пара собирается преодолеть начальные стадии развития. В последующих главах мы покажем на примерах, как развивать эм-патические реакции внутри семейных отношений. 2. Способность определять и выражать желания, мысли, оценки и чувства. Такая способность - признак дифференциации. Она требует готовности раскрыться и усилия заглянуть внутрь себя. Она также требует, чтобы один или оба партнёра преодолели свои давно сдерживаемые ощу- щения неадекватности в выражении того, что они переживают. Без этой способности люди оказываются запертыми в симбиозных отношениях, при которых они ищут симбиозные решения своих проблем, пытаясь заставить своих партнёров выполнять вместо них сложную эмоциональную работу. Однако при наличии способности определять и выражать желания, мысли, оценки и чувства, становится возможным развивать дифференциацию между партнёрами и ясно представлять будущие отношения. 3. Способность завершать споры к взаимному удовлетворению. Этот навык требует постоянного противостояния упорному желанию разразиться гневом, выйти из комнаты, хлопнуть дверью или доказывать свою правоту и ошибки партнёра. Нужно также бороться с боязнью того, что разногласия между партнёрами станут известны. 4. Желание жертвовать чем-то ради другого, даже когда это не очень удобно. Это качество требует развития в себе способности откладывать "на потом" свои импульсы и желания с тем, чтобы откликаться на нужды партнёра. Если развить в себе такую способность, она станет главной для установления и поддержания продолжительных, доверительных и спокойных отношений. 5. Постоянные обязательства во взаимоотношениях и друг перед другом. Это наиболее сложный уровень зрелости, и он обычно встречается только на поздних стадиях. Некоторые пары чувствуют свои обязательства во взаимоотношениях несколько раньше, но не могут ещё взять на себя обязательства по улучшению жизни партнёра. Чтобы жить в соответствии с этим принципом, необходимы компромисс, умение давать и брать, эффективные переговоры, признание растущей самостоятельности партнёра и реальное желание (а не пустые слова) помочь в достижении его целей. В этом случае постоянно претворяется в жизнь понятие "когда я даю что-то тебе, я получаю обратно" и, таким образом, становится частью повседневной реальности. Мы обнаружили, что, помогая парам двигаться вперёд, мы тем 6 - 6244 самым активируем их личностные ресурсы. После точной диагностики того, на какой стадии остановилось поступательное движение, мы можем заключить контракт и помочь паре продолжить развитие. Знание о стадиях развития снижает остроту текущих проблем и даёт парам вспомогательный инструмент, благодаря которому они могут рассматривать свои конфликты, как часть нормальных семейных отношений. Глава 4 С Симбиозно - симбиозная пара: слитный тип "Мы - один человек " Когда в начале своих отношений два человека влюбляются, и границы между ними быстро стираются, они становятся парой. Хотя каждая пара имеет свой путь становления, её начальная связующая фаза - влюблённость и осознание себя парой - является ключевой для выполнения задач, стоящих перед партнёрами. Это очень важное время; оно задаёт динамику будущих отношений между партнёрами и закладывает фундамент, на который им можно будет опереться в периоды конфликтов и стрессов. Когда индивидуумы объединяются для создания интенсивных отношений, они вступают в симбиоз - соединение, при котором "Я" не очень отличается от "не Я". Поскольку это период становления пары как единой сущности, партнёры в это время часто дистанцируются от семьи и друзей, чтобы проводить всё свободное время с любимым человеком. Оба так увлечены друг другом, что забывают о вещах, которые раньше считали важными. Кажется, что они - одно целое. Они читают мысли друг друга, они почти всё время проводят вместе, они находят друг у друга только схожие черты. Так и должно быть в соответствие с функциональной связующей задачей данной стадии развития. Задача эта - привязать и сделать "нас двоих одной парой". Отношения могут быть заложены на крепком фундаменте, если каждый партнёр радуется взаимной близости этого периода. Пример Тиа и Норма показывает крайности, при которых порой протекает симбиоз, хотя это и далеко от нормы. Они случайно встретились и сразу же влюбились. Друзья Норма говорили, что Тиа была бы для него идеальной женщиной. Они были правы, и он понял это, как только впервые взглянул на неё. К полуночи он её в этом убедил. Ту ночь они провели вместе, и утром, когда детям Тиа пора было вставать, было принято решение, что Норм переедет к ним жить. Хотя большинство пар сходятся вместе не с такой скоростью и интенсивностью, как Тиа и Норм, мы видим, что начальная фаза слияния (влюблённость и становление себя как пары) очень существенна. Эта фаза может протекать быстро или развиваться медленнее. После этой начальной фазы в отношениях появятся новые элементы: либо партнеры будут прогрессировать к следующей стадии, начав процесс дифференциации, либо начнут стагнировать на первой стадии симбиоза. Этот застойный симбиоз бывает двух видов: симбиозно-слитный и симбиозный враждебно-зависимый. В обоих вариантах каждый из партнёров продолжает испытывать потребность соединиться с супругом. Они становятся более зависимыми, менее способными к доверительным отношениям и более опасаются быть брошенными. В то время, как поведенческие характеристики обоих типов разительно отличаются друг от друга, об-щение при каждом из них служит одной цели: держать партнёра около себя. С течением времени пара всё больше функционирует как Мы и всё меньше как два Я. Эту главу мы посвятим симбиозно-слитному типу пары. В Главе 5 мы расскажем о враждебно-зависимом типе.
|