Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терапия дифференцированно-дифференцирующей парыКак организовать терапию дифференцированно-дифференциру-ющей супружеской пары, во многом зависит от способности к самопознанию,сформировавшейся у каждого из партнёров до начала их отношений. Стадия дифференциации в любом случае -время конфликтов, даже если оба супруга - устоявшиеся личности с сильно развитым чувством самосознания, способные адекватно воспринимать себя и друг друга. По мере выявления существующих разногласий паре необходимо искать пути их устранения. Этот процесс неизбежно сопровождается конфликтами. Если в партнёрах произошла минимальная дифференциация, терапия должна проходить более медленным темпом. Полезным дополнением при этом может послужить индивидуальный курс терапии. В работе с такими парами и в домашних условиях, и в кабинете психотерапевта должна быть одна цель - помочь каждому супругу раскрыть своё "я" и узнать свои истинные чувства. Одновременно каждый партнёр должен учиться терпеть и поддерживать проявление своего "я" у другого. Чтобы прийти к этому, необходимо поэтапное движение вперёд по схеме, приведённой нами в начале главы. Так же, как и при настоящей ходьбе, первые шаги здесь могут быть трудными и неуклюжими. Однако вместе с опытом и помощью придёт уверенность. Психотерапевту необходимо создать в своём кабинете атмосферу, в которой эти шаги могут быть сделаны. На этой стадии использование многих разработанных методов может быть непродуктивным, поскольку их структура более подходит психотерапевту, чем клиенту. Объём неструктурированной работы психотерапевта здесь прямо противоположен объёму такой же работы, необходимой при терапии враждебно-зависимых пар. На данной стадии наиболее подходящими будут вопросы, облегчающие каждому партнёру идентификацию, понимание и артикуляцию своих чувств. Слишком высокая активность психотерапевта может помешать клиенту научиться сосредотачиваться на своих внутренних процессах. Вместо этого он может начать приспосабливаться к структуре, созданной психотерапевтом. Случай из практики: Сильвия и Брюс Способность партнёров взаимодействовать друг с другом в открытой манере, свободной от проекции и/или попыток манипуляции партнёром для того, чтобы он изменился, характерных для недифференцированных личностей, свидетельствует о том, что процесс дифференциации протекает успешно. В случае с Брюсом и Сильвией мы наблюдали успешно дифференцирующих супругов, женатых уже 10 лет. Сильвия пришла на приём расстроенная своей попыткой посоветоваться с Брюсом относительно того, начинать ли ей снова работать, и если да, то какую работу выбрать. (До замужества она работала в нескольких детских дошкольных центрах, а также медсестрой в отделении психиатрии.) Когда Сильвия начала высказывать Брюсу свои сомнения, он стал нетерпеливым и раздражительным, порекомендовав ей "принять решение раз и навсегда". Сильвия плакала, описывая его разговор с ней. После этого состоялась следующая беседа: Эллин: Что вы хотите от Брюса, когда обсуждаете с ним выбор работы? Сильвия: Я хочу, чтобы он задавал мне вопросы, но не ожидал от меня быстрых ответов. Я хочу сесть спокойно и поговорить, не отвлекаясь телефонными звонками или детьми. В начале Брюс не мог и не хотел реагировать таким образом. Он заявил: "Да, я раздражён. Это длится уже 10 лет! Ждать ещё 10 лет? Мне надоела её нерешительность." Потом Сильвию попросили рассказать, почему выбор работы представляет для неё такую трудность. Сильвия: Я слышала, как моя мать говорила,что я хорошо обращаюсь с детьми, и я полумала, что мне нужно быть либо учителем, либо воспитателем. Вы мне говорите, что у меня хорошее логическое мышление, и я думаю, что мне нужно пойти работать бухгалтером. При этом я теряюсь и мне кажется, что вы и моя мать знаете меня лучше, чем я сама себя знаю. Пока что я знаю о себе только то, что мне больше всего нравится работать по дому. Эллин: Сильвия, как ваши родители воспринимали ваши действия в детстве? Сильвия: Для отца я всегда была недостаточно быстрой, а мать всегда тщательно подбирала те предметы, которым бы я, как она хотела, научилась. Она всегда побуждала меня стать лучшей, но в том, что она сама выбрала. Поэтому я хочу, чтобы Брюс перестал меня торопить. Затем психотерапевт попросил Брюса выразить свои чувства и объяснить своё нетерпение, чтобы он смог впоследствии задавать Сильвии вопросы и помочь ей чётко определить то, что приносит ей удовлетворение. Услышав рассказ Сильвии о её детстве и о его раздражительности, Брюс признался, что чувствует свою беспомощность в решении её проблемы. Он с облегчением понял, что решать эту проблему - не его обязанность. Когда Брюс отделил её внутреннюю задачу - научиться определять и оценивать свои таланты и желания - от своей вспомогательной роли мужа и друга в этом деле, он стал рассматривать Сильвию как самостоятельную личность и смог помочь ей. Он больше не винил себя в том, что не может помочь ей решить дилемму. С этого времени Брюс начал активно способствовать процессу внутреннего поиска Сильвии. Брюс: Сильвия, расскажи побольше о том, что ты любишь делать. Сильвия: Я помогала делать перепланировку в нашем доме и мне нравится такая работа. Люблю делать выпечку для детей и вместе с ними. Я очень люблю заниматься домом, но не хочу всю жизнь сидеть дома. Брюс: Почему тебе нравится быть дома? Сильвия: Мне нравится распоряжаться своим временем. Мне нравится быть дома, когда дети приходят из школы. Мне нравится чувство, которое я испытываю, когда дом убран, и я приложила руку к тому, что стало уютнее. Мне нравится вешать новые занавески и выбирать их цвет. После окончания сеанса Брюс и Сильвия договорились продолжить такие дискуссии в течение ближайших недель. Со временем Сильвия смогла понять, что самое большое наслаждение она получает от дизайнерской работы. Она пошла на курсы дизайнеров в местный колледж и в конце концов открыла небольшой дизайнерский бизнес прямо у себя на дому. Этот пример показывает, как процесс дифференциации у Сильвии был приостановлен в детстве её родителями и как впоследствии в замужестве ею была воссоздана та же самая модель поведения. В ответ на реакцию и родителей и мужа Сильвия протестовала и злилась, но всё ещё не понимала, что именно она хотела создать для того, чтобы самой измениться. Открыв нерешённые проблемы Сильвии на семейной дискуссии, Эллин помогла Брюсу изменить свою модель общения с Сильвией, а Сильвии - уловить свои истинные чувства. Таким образом, взаимоотношения супругов стали способствовать дальнейшему развитию каждого из них и их взаимопониманию. Управление конфликтом Поскольку процессе дифференциации - это время внутрисемейных и внутриличностных эмоциональных бурь и конфликтов, партнёрам необходимо иметь средство разрешения конфликтов желаний, целей, ценностей, индивидуальных стилей и жизненной философии. Как видно на примере Сильвии и Брюса, индивидуальный подход каждого клиента к таким сложным чувствам зависит от двух основных факторов: 1) его предыдущая история управления конфликтными и двусмысленными ситуациями; 2) реакция партнёра на возникающие разногласия и различия. Если супруги скрывают свои различия во имя мира и гармонии, в будущем их ждут нежелательные ограничения в развитии как личности, так и семьи в целом. Ни один из них так полностью и не войдёт в стадию дифференциации, и симбиоз будет по-прежнему превалировать в их отношениях. Литература по психологии содержит очень много материалов по управлению гневом и конфликтами в семейных отношениях. Ричард Стюарт (1980) и Джордж Бах (1969) описали очень конкретные приёмы управления конфликтом, и мы не будем останавливаться на многих других эффективных подходах к решению данной проблемы. Рассмотрим, однако, разработанный нами для супружеских пар метод управления разнообразными конфликтными ситуациями, встречающимися как дома, так и в кабинете психотерапевта. Для того, чтобы этот метод имел успех, психотерапевт должен быть эмоционально собран и должен позволить конфликту проявиться в стадии дифференциации. Иначе он рискует увести пару от прямого высказывания своих проблем. Психотерапевт должен быть готов и к тому, что разногласия могут быстро перерасти в ссору и взаимные обвинения, так что и с этим он должен уметь справляться. Трудность для психотерапевта при работе с конфликтующими супругами состоит в том, что часто кажется, что оба партнёра правы, когда рассказывают друг о друге. Пытаясь быть справедливым и не принимать ничью сторону, психотерапевт обычно даёт одному супругу излить свой гнев на другого, а потом предоставляет слово второму. Тот, как правило, начинает оправдываться или выдвигает встречные претензии, уходя от сути проблемы. Психотерапевт порой озадачен тем фактом, что оба клиента правы в своих эмоциональных переживаниях. Анализ проблемы одного партнёра без участия в нём другого, приводит к тому, что второй партнёр чувствует против себя "заговор". Визг и вопли или сдавленный гнев, часто сопровождающие споры между партнёрами в процессе дифференциации - это крик души, требующий слушателя и ответа. В это время каждый из супругов с трудом воспринимает эмоциональное состояние своего партнёра. Наблюдается сильное стремление к симбиозному решению: "Мой партнёр должен быть абсолютно открыт и доступен для меня." Обычно это стремление встречает противодействие. Мы пытаемся упорядочить этот хаос, обучая клиентов методу,в котором один партнёр является "истцом", а другой - "ответчиком". У каждого своя роль. Роль истца состоит в том, чтобы: - рассказать о проблеме; - описать свои чувства в связи с этой проблемой; - описать, что он или она хочет почувствовать или хочет,чтобы произошло к концу беседы. Роль ответчика такова: - выслушать; - задавать вопросы до тех пор, пока он или она не поймут, почему его партнёр чувствует себя таким образом; - реагировать на заявления партнёров с эмпатией, прежде чем перейти к решению проблемы или к принятию решения о помощи истцу; - оставаться с такой позицией до тех пор, пока не будет достигнуто примирение. В начале каждого сеанса мы спрашиваем партнёров: "Чей вопрос сегодня будем обсуждать?" Пара должна посоветоваться и принять решение. Мы приучаем их к тому, что за один сеанс мы обсуждаем проблемы одного человека. Это помогает другому учиться откладывать удовлетворение своих желаний и развивать в себе толерантность к неудачам. Важно понять, что обе эти роли требуют зрелого к себе отношения. Истец, опираясь только на себя, должен ясно выразить суть проблемы и чувства, которые его тревожат. Для недостаточно дифференцированных личностей эта просьба психотерапевта является хорошим толчком для выхода на новый уровень самосознания и дальнейшего развития своего "я". Она также препятствует симбиозному взаимодействию и/или "чтению мыслей" и требует от истца одновременно мыслить и чувствовать. Бывает, что недостаточно дифференцированный клиент раздражается или злится на психотерапевта за то, что тот просит его назвать свои чувства или обратиться к партнёру с прямой просьбой. В этом случае психотерапевт должен приложить дополнительные усилия, чтобы помочь истцу высказать свои претензии по этому вопросу и укротить его гнев в отношении себя. Этим психотерапевт даёт клиенту позитивную модель для подражания и со временем ощутит прогресс в работе с ним. От ответчика, в соответствие с его ролью, требуется сфокусировать внимание на партнёре как на отдельной, самостоятельной личности. Предписывая такую роль, психотерапевт помогает сдержать эскалацию чувств или конкурентных требований. Цель, поставленная перед этим партнёром - быть эмпатичным, заботливым и утешающим. Слабо дифференцированным личностям лучше сначала сосредоточиться на чувствах, не связанных напрямую со своим партнёром, а уж потом постепенно перейти к чувствам непосредственно касающимся партнёра. Иногда истец в начале не может чётко сформулировать свою проблему, а вместо этого просто "облегчает душу". Многие думают, что высказать наболевшее - это всё, что от них требуется, и после этого они откидываются в кресло и ждут, что им ответит ответчик. Мы прерываем такой стереотип поведения и вновь сосредоточиваемся на истце, попросив его подумать о своих чувствах, которые он только что выразил. Мы задаём ему такие, например, вопросы: "Что наиболее волнует вас в данный момент? На какую главную проблему вы хотели бы получить ответ от своего партнёра? Могли бы вы сказать одним предложением своему супругу, что вы чувствуете, и что вы хотите, чтобы он сделал?" Нередко после высказывания своих чувств и последующих вопросов истец способен более чётко сформулировать проблему, которую он или она хочет решить. Например, Ребекка гневно жалуется на непрекращающиеся сексуальные домогательства своего мужа: "Мне кажется, что я живу с животным; ты обращаешься со мной, как с вещью." После того, как она высказалась по этому поводу, мы попросили её подробнее рассказать о своих чувствах. Ребекка: Я боюсь, что никогда не удовлетворю желаний Яна. Я никогда не смогу сделать то, что он требует. Я уже боюсь ложиться вечером в постель. Эллин: А вы знаете, что вы хотите, чтобы сделал Ян? Ребекка: Не уверена. То, что я хочу, это слишком для него. Он разозлится на меня. Питер: Ну, а для себя вы можете сформулировать, что вы хотите? Ребекка: Я хочу, чтобы он перестал склонять меня к сексу. Я бы хотела месяц отдохнуть от секса, но чтобы он не злился. И я бы хотела приходить сюда и говорить о своих проблемах. Теперь мы просим ответчика ответить в соответствии с вышеуказанной ролью. Мы, таким образом, побуждаем ответчика обратить внимание на партнёра, а не на самого себя. Мы хотим, чтобы он отошёл от эгоцентричной, за^щитной позиции и проявил заботу и интерес к партнёру. Возвратимся к нашему примеру. Ян (в качестве ответчика): "Если ты, Ребекка, иногда проявишь инициативу, я не буду очень настаивать." Эллин: Ян, в вашем положении легко проявлять агрессивность. Можете ли вы перестать злиться и спокойно ответить Ребекке? Ян: Я никогда не думал, что ты боишься. Мне казалось, что ты просто упрямишься и пытаешься провести меня! Извини, что напугал тебя. Теперь я вижу, что был груб с тобой. Позже, когда Ребекка подробнее рассказала о своём страхе перед сексом, Ян сказал ей: "Я люблю тебя люблю тебя всю такой, какая ты есть. Я женился на те^бе не из-за секса и не из-за твоего тела. Я женился на тебе из-за тебя самой." По мере того, как в течение нескольких сеансов партнёры обмениваются ролями, создаётся ситуация, усиливающая развитие объективных отношений: оба индивидуума получают реальный жизненный опыт и обучаются перемещать своё внимание между собой и партнёром. Этот приём, при кажущейся схематичное-™, позволяет обоим супругам развивать свободу са-мовыражергая. Обмен ролями истца-ответчика устраняет конкуренцию и нагнетание напряжения в поведе_,нии и создаёт обстановку, позволяющую обоим партнёрам решить свои проблемы. Решение проблемы и изменение развития Варианты решения проблем, которые мы предлагаем супружеским парам, зависят от того, какой является основная задача; требует ли она непосредственного решения данной проблемы или изменения в развитии. Слабо диф-'ференцированные пары пытаются рассматривать конфтшкт развития, как процесс решения проблем. Процесс ре-щения проблем протекает легче, и его можно завершить соглашением "услуга за услугу." Такие соглашения приво^дят к успеху, когда имеется конкретный предмет договора, как например, "я пойду с тобой сегодня в кино, если ты на следующей недели пойдёшь со мной на хоккей." В таких переговорах каждый идёт на небольшую уступку, выторговывает что-то для себя и таким образом решает проблему. Однако большинство конфликтов не решаются так просто, поскольку в их основе лежит вопрос развития. Например, супруг в роли истца часто ждёт от партнёра реакции в виде заботы и утешения, указывающей на его способность к эмпатической дифференциации, а не требовательной, эгоцентрической реакции. Такую ре-якцию мы называем моментом утешения. Это происходит, когда истец ясно передал свою мысль ответчику, а тот вернул её, снабдив эмпатией, включая внимание, понимание, благодарность и знак того, что ответчик может хотя бы на мгновение представить себя в роли истца. Для того, чтобы такие моменты случались, истец должен уметь выражать свои чувства без обвинений, а ответчик должен поддержать своей реакцией процесс развития, подавив желание защищаться и контратаковать. Эти моменты требуют времени и своего завершения. Время требуется истцу, чтобы ощутить реакцию партнёра, а завершение нужно обоим для того, чтобы на эмоциональном уровне признать, что они плодотворно пообщались. Истец передал партнёру дифференцированную просьбу, позволяющую ему лучше понять личность истца, а ответчик имел возможность пойти на дифференцированную уступку. Таким образом, слишком быстрый переход к решению самой проблемы непродуктивен и противопоказан, поскольку он принижает важность момента и минимизирует значение успешного общения между партнёрами. Другой путь решения проблем развития встречается, когда истец просит партнёра не просто изменить поведение, а фактически сделать скачок в своём развитии. При этом истец может действовать так, как будто он просит очень незначительной перемены, в то время как на самом деле то, что он просит, требует огромных изменений в структуре личности. Например, "я бы хотела, чтобы ты был более нежным" или "я хочу, чтобы ты был более открытым и экспрессивным" или "хочу, чтобы ты был аккуратным и организованным". Такие изменения не могут произойти в стиле "услуга за услугу". На самом деле, психотерапевт, исповедующий принцип "услуга за услугу", заранее обрекает себя и супружескую пару на неудачу. Вместо этого можно сообщить и истцу, и ответчику, что требуемая перемена не является незначительной, а наоборот, большой и значительной. Как уже говорилось в Главе 3, затем истца просят принять участие в изменении, о котором он просит. Чем большее изменение он просит, тем больше помощи от него потребуется в соз- 11 - 6244 дании обстоятельств, при которых данная перемена в ответчике может произойти. Конечно, это возможно только, если ответчик согласен на эту перемену. Случай из практики: Ева и Чарльз Ева и Чарльз пришли на приём к психотерапевту с проблемой общения. Ева была очень огорчена отсутствием общения и жаловалась так: "Чарльз никогда не поговорит со мной. Он замкнут. Меня так это расстраивает, что я иногда готова схватить его за шиворот и трясти." Ещё больше усугубляя обстановку, Чарльз стал выполнять меньше обязанностей по дому, перекладывая всё больше обязанностей на плечи Евы. По вечерам, когда оба возвращались с работы, после ужина Чарльз уходил в свою мастерскую, а Ева прибиралась на кухне, стирала бельё или оплачивала счета. В начала курса терапии у Чарльза было желание, чтобы Ева перестала его ругать, а Ева хотела большего внимания и общения. Во время одного сеанса, когда Ева была в роли истца, она сказала Чарльзу: " Я расстроена, грустна и одинока. Я хочу, чтобы ты больше разговаривал со мной. Ты всё больше и больше замыкаешься в себе, и мы не можем просто сесть вместе и поговорить. Я хотела бы беседовать с тобой какое-то время по вечерам." Чарльз заявил, что он чувствует неловкость и раздражение от этих "эмоциональных встреч на высшем уровне." Для Евы поговорить с друзьями или посидеть с ними за чашкой кофе было обычным делом, а Чарльз сказал, что никогда не видел своих родителей, ведущих эмоциональные беседы, да и сам он, когда вырос, не общался с друзьями. Для него это была необычайно труд-здая задача - сидеть и говорить о чувствах. Он признал, что беседа с Евой может доставлять удовольствие, но ему трудно было себя представить просто сидящим и беседующим. В это время Ева высказала своё негодование по поводу этого затруднения. Тогда вмешался психотерапевт (Питер) и заметил, что Чарльз - не Ева, и то, что ей давалось легко, было трудным для него. Затем Питер спросил Чарльза, как Ева может ему помочь. Чарльз: Возможно, мне будет легче разговаривать с отвёрткой в руках, работая в мастерской или в гараже. Может, нам лучше пого - ворить в гараже. Ева: Но в мастерской ты будешь отвлекать своё внимание. Ты, воз Ева согласилась и через несколько недель сообщила, что, хотя их дискуссии не носят глобального характера, им стало гораздо легче общаться друг с другом. Они стали обсуждать как свои личные интересы, так и семейные дела. Из этого Ева поняла, что раньше она сосредотачивала свое внимание на том, где будет проходить беседа - за столом или на диване, вместо того, чтобы сосредоточиться на цели беседы, а именно: на большем общении. Когда она смогла понять нежелание Чарльза общаться с ней наедине в тесной обстановке, он захотел продолжить их беседы. Когда Ева уступила Чарльзу, снизойдя до его просьбы, он, в свою очередь, дал ей то, что она просила. Важно начать этот процесс взаимопомощи; пусть он идёт маленькими, но контролируемыми шагами и создаёт общую благоприятную обстановку. Это позволяет партнёрам приобретать опыт совместных решений конкретных проблем. Супруги имеют больше шансов на успех, если начинают с решения проблем, несущих меньшую эмоциональную нагрузку. Затем, по мере укрепления духа доверия и сотрудничества, они могут перейти к решению более сложных проблем. Когда оба партнёра активно участвуют в решении проблемы, мы перемещаем суть их работы в более широкий контекст. Мы достигаем этого, напоминая клиентам, что укрепляя взаимное доверие и сотрудничество, они закладывают фундамент будущих отношений. Даже если проблема кажется маленькой, сам процесс поддержки друг друга в поиске её решения служит укреплению основы взаимоотношений. Это также создаёт предпосылки для перемен, которые позволят партнёрам в будущем заново сформировать свои отношения. Подводя итоги вышесказанному, перечислим некоторые важные принципы: 1. Занимайтесь одномоментно только одной проблемой, распределив роли истца и ответчика. 2. Попросите истца определить свои чувства и сказать,чего он в итоге хочет добиться, вместо того, чтобы рассказывать, что и как должен делать ответчик. 3. Вовлекайте истца в создание благоприятной среды для перемен, если перемены, которые он требует от партнёра, носят широкий личностный характер. 4. Помогите ответчику понять истца и проявить к нему эмпатию. 5. Помогите ответчику найти веские эмоциональные личные причины для осуществления перемены, которая от него требуется. 6. Не ищите идеальных решений. Лучше определите реалистичные шаги по дальнейшему развитию личности. 7. Используйте соглашения типа "услуга за услугу" только для решения конкретных, неличностных проблем. 8. Помещайте модели поведения, над которыми работают супруги, в более широкий контекст - а именно, укрепление доверия и взаимной поддержки с тем, чтобы они смогли вместе построить плодотворные отношения. Установление внутреннего фокуса Многим людям бывает трудно искать удовлетворения в самом себе. Вместо этого они начинают искать его в партнёрах, считая, что, адаптируясь к своим партнёрам и разделяя их счастье, они тоже будут счастливы. Дифференциация не сможет успешно протекать до тех пор, пока каждый из супругов не станет заниматься своим развитием. Случай из практики: Эдна и Стив Это произошло с Эдной в случае, описанном нами в Главе 5. Эта пара уже переходила в стадию дифференциации, но Эдна всё ещё опиралась на Стива в ожидании удовольствия и приятных моментов ют их отношений. Каждый вечер она с волнением ждала его возвращения домой в предвкушении чего-то интересного. Ни- жеприведенный диалог показывает, как мы, используя гештальт-терапию, помогли Эдне продвинуться дальше на пути к дифференциации. До начала терапии она обвиняла в своём несчастье Стива, и, в то же время, не понимала, чего она хочет. Мы приводим отрывок из беседы, когда Эдна вновь разозлилась на Стива, обвиняя его в ещё одном бездарно проведённом вечере. Питер: (обращаясь к Эдне) Повернитесь к Стиву, возьмите ваше счастье в ладони и скажите ему: " Вот моё счастье. Я вручаю его тебе." Эдна: (смеясь) Я делаю это. Не знаю, хочу ли я продолжать. Питер: Делайте. Посмотрим, что вы почувствуете. Эдна: (поворачивается к Стиву, держа в руках своё будущее счастье) Вот моё будущее благополучие. Я доверяю тебе свою жизнь. Обращайся со мной бережно, потому что я вся в твоих руках Стив: (берёт то, что она держит в руках) Питер: Что вы чувствуете, передавая своё будущее счастье Стиву? Эдна: Страх. Питер: Это то, что вы делаете. Вы хотите продолжать это делать? Эллин: (обращаясь к Эдне) Скажите ему ещё кое-что. Скажите ему " Я делаю тебя полностью отетственным за своё будущее, а я останусь маленькой зависимой девочкой." Эдна: (начиная плакать) Я доверяю тебе своё будущее, а я останусь маленькой зависимой девочкой. Эллин: Что вы чувствуете? Эдна: Как будто я маленькая девочка. Питер: Вот так вы себя всегда и ведёте. Эдна: Правильно. Я чувствую, что давно уже застряла на этом месте. Я не хочу здесь находиться, но чувствую, что я должна здесь быть. Эллин: Возьмите осторожно это обратно и посмотрим, что вы почувствуете. Эдна: (забирает у Стива пригорошню счастья обратно) Мне хочется защитить его. Эллин: Сделайте то же самое очень медленно ещё раз и посмотрите, что вы чувствуете, когда держите своё счастье в собственных руках. Эдна: (делает это снова, предварительно попросив Стива взять это себе, чтобы она могла очень медленно забрать своё счастье обратно). Я чувствую одновременно радость и испуг. Я взволнована открывающимися воз-'можностями, но, в то же время, и напугана. Может быть я выгляжу дурой, но я сама в этом виновата. Эллин: (обращаясь к Эдне) Сделайте ещё кое-что. Держите ваше счастье в руках и разговаривайте с ним, чтобы узнать о нём побольше. Не спешите, делайте всё не торопясь. Эдна: (глядя на счастье в своих руках) Я собираюсь уз^нать о тебе. Я не знаю, что ты есть на самом деле. Может быть я ошибаюсь, но я твёрдо решила...(говорит более уверенно) Я для себя твёрдо решила...Я твёрдо решила познать тебя и перестать винить кого-то. На следующем сеансе мы попросили Эдну сесть на другой стул и стать собственным счастьем. Для этого ей необходимо было соприкоснуться с тем, что принесло бы ей счастье, вместо того, чтобы надеяться в этом на Стива. Эдна: {играя роль своего счастья) Я хочу, чтобы ты уделила мне время. {Длинная пауза) Для этого есть два пути. Я хочу, чтобы ты, во-первых, уделяла мне немного времени, когда ты бываешь дома одна утром или вечером, а во-вторых, я хочу, чтобы ты нашла себе друзей и проводила бы время с ними. Я хочу, чтобы ты наедине с собой подумала, что делает тебя счастливой и что ты в будущем хочешь от жизни. Эллин: Теперь пусть Эдна сядет обратно на свой стул и ответит, хочет ли она помочь в этом своему счастью. Эдна: {пересаживается обратно на свой стул) Да, я буду это делать, и я знаю, что особенно важно для меня - подумать обо всём спокойно одной. Чем больше я буду уделять себе времени, тем больше я узнаю саму себя. Мне нужно перестать бояться познавать себя. Я успокоюсь и познаю себя как никогда раньше. Питер: (разговаривая со Стивом) Как вы относитесь к тому, что сейчас говорила Эдна? Стив: Глубоко тронут. Удивительно, как она нашла препятствия своему счастью и захотела устранить их. После этих двух сеансов Эдна стала больше заниматься самопознанием. Она завела несколько близких друзей и преодолела свой страх путешествовать одной. Экзаменом для неё в этом было путешествие в одиночку на Аляску на две недели. Продвижение в стадию дифференциации для Стива было менее драматичным, чем для Эдны, но его прогресс был не менее значительным. Он бросил многие привычки своего пассивного поведения (такие, как оставление грязных тарелок в гостиной и позднее возвращение домой) и начал высказываться точно, что он будет делать, а что - нет, вместо того, чтобы на словах говорить "да" и ничего не делать. Дифференциация от родительской семьи В то время, как процесс дифференциации продолжается всю жизнь, дифференциация от родительской семьи особенно важна на дифференцированно-дифференцирующей стадии. В последние 15 лет литература по семейной терапии уделяла много внимания приёмам, облегчающим процесс дифференциации от родительской семьи. До тех пор, пока оба партнёра не дифференцируют от своих родных семей, они не смогут утвердить себя как пара и провести границы, отделяющие их от остального мира. Вместо этого они остаются под сильным влиянием аморфных и устаревших стереотипов. Тем парам, которые не знакомы с этими концепциями, мы предлагаем следующее упражнение. Мы просим их начертить график того, как они воспринимают брак своих родителей. После того, как на графике появляется линия восприятия ими родительско~то брака, мы просим их графически изобразить собственный брак. (Обратите внимание на графики, сделанные Стивом и Эдной. Особо отметим сходство неразрешённых конфликтов во всех трёх браках.) Это упражнение показывает, что нынешний брак партнёров графически идентичен или параллелен их родительским бракам, как в случае с Эдной и Стивом. Применение этого познавательного по своему характеру упражнения особенно полезно клиентам, не искушённым в психотерапии. Для того, чтобы получить доступ к огромному объёму информации, необходимой для составления графика, приходится вскрывать глубокие пласты прошлого опыта, воспоминаний, образов и ассоциаций, связанных с родительской семьёй. Поскольку супруги, как правило, приходят к психотерапевту на ранней стадии своих отношений, испуганные возникшим конфликтом, необходимо убедить их, что дифференциация - это нормальный процесс развития. Не поддаваясь панике, они начинают понимать, что оказались подвержены процессу, характерному для данного периода их совместной жизни, и с облегчением узнают, что этот конфликт не обязательно знак того, что им не судьба быть вместе. Интересно, что по мере усиления дифференциации и противоречий в том, что они ждут и чего хотят друг от друга, между партнёрами растёт чувство сотрудничества и близости. Оставляя позади симбиозные идеи о чтении мыслей и автоматическом удовлетворении потребностей, супруги строят свои отношения на взаимных обязательствах, закладывая фундамент будущей обучающей стадии. Высокое ю- 9 -8 7 6 5 4 3 2 Низкое 1 График Эдны Родители Эдны Эдна и Стив
----- 1---------- 1---------- 1----------- 1— —г— Выра- Прямые Сотруд- Эффек- Степень хочется вых ре- шений ------ 1----------- 1---------- 1---------- 1---- Степень Эффек- Количест- Взаимная конфлик- шениями тов
Высокое ю 7 -6 5 _ 4 _ Низкое 1 - График Стива График Стива для отношений его отца и его мачехи (после его возраста 11 лет) Эдна и Стив
П--------- 1------- 1-------- 1-------- 1------- 1-------- г Выра- Прямые Сотруд- Эффек- Степень Степень Эффек-жение просьбы ничество тивные незави-эмоций относи- в роди- способы симости тельно тельстве принятия для муж того, что финансо- чины хочется вых ре- шений
Глава 8 Симбиозно - обучающаяся пара "Не бросай меня / Оставь меня в покое " Мишико, американка японского происхождения, 23 лет, и Питер (24 года) жили в одном городе и были влюблены друг в друга ещё в школе, а после того, как Питер закончил первый курс колледжа, их чувства вспыхнули с новой силой. Всё время, пока Питер учился в колледже, а Мишико работала и жила со своими родителями в родном городе, они поддерживали тесные отношения. После свадьбы они всё лето путешествовали, а потом поселились на квартире. Питер поступил в аспирантуру по экономике. Мишико никогда не оставалась без внимания со стороны кого-либо. До замужества о ней заботились родители. А в браке, как она полагала, Питер полностью обеспечит её материально и предложит активную общественную жизнь. Питеру поначалу нравилось заботиться о Мишико. Она была очень хороша собой, и он гордился тем, что она тянется к нему и зависит от него. Однако вскоре после женитьбы он стал тяготиться её пассивностью и возрастающей зависимостью. Это пугало его, и он стал от неё отдаляться. Питеру нравилась учёба в аспирантуре, и он быстро нашёл там интересных друзей. К тому же он начал посещать дополнительные курсы в бизнес-школе. Все эти факторы подталкивали его к большей индивидуализации. Мишико, напротив, не знала, чего она хочет. Первые месяцы после свадьбы она занималась тем, что украшала их квартиру и искала работу. Найти её было не так просто, как она думала, и, в конце концов, она стала преподавать английский язык японским детям, недавно приехавшим в Америку. Со временем Мишико начала чувствовать одиночество и изолированность. Ей не хватало общения с Питером, но она не знала, как сказать ему об этом и как попросить его помощи. Она впала в депрессию, стала мрачной, запиралась в спальне и по несколько дней не разговаривала с Питером. Чем больше она хотела любви и поддержки с его стороны, тем более крайние формы принимало её поведение. Несмотря на то, что она рассчитывала, что Питер пожалеет её и станет более внимательным и заботливым, её поведение привело к тому, что он стал ещё меньше бывать дома. Такое положение дел не соответствовало их представлениям о счастливом браке. Это стало ясно, когда однажды вечером Питер вернулся из библиотеки и обнаружил, что Мишико разорвала две его тетради с важными записями на мелкие кусочки и раскидала по всей спальне. По этим зарисовкам может создаться впечатление, что в данном случае деструктивные модели поведения были вызваны внешними негативными обстоятельствами. Однако во время диагностики и терапии стало ясно, что проблемы этой пары будут продолжаться, независимо от источника стресса, из-за того, что Мишико очень хотела остаться в симбиозной стадии вместе с Питером. Питер, однако, выбрал путь собственного развития, но при этом затруднялся начать дифференциацию от Мишико. Далее в этой главе мы рассмотрим некоторые важные аспекты работы с этой парой. описание и диагностика симбиозно-обучающейся пары Симбиозно-обучающаяся стадия появляется, когда один из партнёров переносит свою энергию из супружеских отношений в другую деятельность и в другие отношения. Приоритетом становится развитие личности. В этом главное отличие этой стадии от первых этапов отношений, когда основным источником энергии и удовлетворения служили совместные действия и уверенность в том, что жизнь каждого из партнёров сосредоточена вокруг другого. В результате этих изменений в отношениях появляется сильная напряжённость. Партнёр, который ещё не приступил к индивидуальному развитию, чувствует себя, как правило, преданным и покинутым. Предпосылка создания их отношений была примерно такой: "если мы очень похожи, мы никогда не расстанемся" или "мы сами являемся друг для друга главным источником удовлетворения." Те-'перь, когда произошёл сдвиг в их отношениях, симбиозный супруг чувствует угрозу разрыва отношений и, как следствие, ещё крепче держится за своего партнёра. Для такого супруга характерны фразы типа "У нас всё уже не так, как раньше," или "Мой партнёр в отношениях со мной уже не тот, что был когда-то." Обвиняемый партнёр обычно отвечает так: "Я просто задохнусь, если дело так пойдёт дальше." Или: "От наших отношений у меня начинается клаустрофобия." Хотя стадии дифференциации и обучения кажутся оттенками одного и того же поведенческого стереотипа, в их диагностике существует большая разница. У дифференцирующей личности энергия всё ещё направлена на супружеские отношения, хотя акцент в них смещается от чисто симбиозного обмена к постепенному осознанию различий между партнёрами, которое может выражаться либо в откровенном желании устранить эти различия, либо в разнообразных попытках изменить партнёра. В любом случае контекст имеет относительное значение. Напротив, обучающаяся личность переносит энергию с супружеских отношений на достижение своих собственных и желанных целей. Симбиозно-обучающаяся стадия у семейных пар фактически эквивалентна обучающейся стадии маленького ребёнка, который отпрыгивает и убегает от матери каждый раз, когда она пытается поймать его. Если она догоняет его и берёт на руки, он пытается освободится и убежать. И чем крепче она его держит, тем сильнее он извивается в её руках. На этой стадии борьба носит постоянный характер, а для некоторых людей это вопрос жизни и смерти. Упорство и эгоизм - вот факторы, с которыми теперь приходится считаться. Личность, которая перешла на стадию обучения, отчаянно защищает свою самостоятельность, понимая, что её будущее зависит от поступательного движения вперёд. Самостоятельная деятельность и развитие личности начинают цениться больше, чем время, проведённое наедине с партнёром. Обучающийся супруг делает всё по-своему и обращает мало внимания на просьбы и желания партнёра. В отличие от предыдущих этапов отношений, когда между супругами существовала сильная невербальная связь, эта стадия харак- теризуется отсутствием эмоционального контакта. Обучающаяся личность не понимает, почему её партнёр так болезненно реагирует на её поведение. Чем дальше отдаляется обучающийся партнёр, тем сильнее другой пытается вернуть их отношения в удобное и безопасное лоно симбиозной стадии. Результатом этого неизбежно является борьба. Она может быть насыщена устными перепалками или может происходить на поведенческом уровне, когда конфликт реализуется через действие или связь на стороне, а не через слова. По мере того, как обучающийся партнёр начинает чувствовать удушливый и поглощающий характер супружеских отношений, он ищет отношений, свободных от принуждения и большого эмоционального участия, присущего начальной стадии. В свою очередь, как только выдвигаются какие-то эмоциональные требования, связь на стороне таким же образом прекращается из-за страха опять скатиться в симбиоз и потерять только что начавшуюся индивидуализацию. Многие семейные пары не понимают, что это за борьба и почему она происходит именно в это время. Каждый обвиняет своего партнёра в предательстве. Обычным является вопрос: "Почему ты так со мной поступаешь?" В частности, симбиозный супруг чувствует себя обделённым и требует объяснений по поводу поведения другого. Обычно обучающийся партнёр затрудняется объяснить, почему он вдруг захотел большей независимости и дистанции в их отношениях. Оба партнёра называют это время выпадением из любви. То, что начиналось, как потенциально здоровое для их отношений движение, теперь превратилось в символ разрушения или предательства. Симбиозный партнёр - это тот, кто пытается сохранить эмоциональную связь в отношениях. Чем больше обучающийся партнёр занимается деятельностью вне дома, тем труднее становится симбиозному партнёру сохранять эмоциональную связь. Со временем симбиозному партнёру становится всё труднее непосредственно просить о чём-то супруга, особенно в эмоциональной сфере. Он чувствует усиление тревоги по поводу возможного разрыва отношений, перерастающее в недовольство и обиду. Вместе с тем, обучающийся партнёр становится всё более самостоятельным. Отношения, которые раньше доставляли удовольст- вие обоим, теперь воспринимаются как нестерпимо требовательные, а попытки сохранить эмоциональную близость с возмущением отвергаются. Вместе партнёры оказываются запертыми в негативной замкнутой системе, в которой продолжается наращивание деструктивных чувств и планов в отношении друг друга. Как это ни странно, но обучающийся супруг обычно не побуждает, как ожидалось бы, своего симбиозного партнёра вступить в равные независимые отношения. Только очень личная и уязвимая часть личности обучающегося человека продолжает искать любовь и безопасность в своём доме. Много раз тупик симбиозно-обучающихся отношений приводил к разводам, разъездам или, в лучшем случае, серьёзно подрывал самоуважение обоих супругов. Почему один из партнёров переходит в более независимую стадию отношений, а второй - нет? Этому могут способствовать несколько факторов. Во-первых, цели и жизненные обстоятельства каждого индивидуума могут сильно отличаться. Как в случае с Питером и Мишико или в других случаях, когда один из партнёров занят интересной работой, а другой - домом и/или новорождённым ребёнком, жизненные обстоятельства сами по себе могут внести дисбаланс в отношения супругов. Кроме того, поддержка или запрет каких-либо действий часто побуждают одну личность к развитию, а другую - наоборот, к отказу от развития. Большинство социо-культурных групп одобряет разное поведение у мужчин и женщин. Традиционно (даже ар-хетипично) в мужчинах больше, чем в женщинах поддерживается стремление к независимости и развитию личности. Мужчин учат в жизни быть защитниками и добытчиками, в то время как женщины должны хранить домашний очаг и воспитывать мужа и детей. Заложенный в мужчине "инстинкт охотника" не исчез полностью с приходом цивилизации. Он заставляет мужчину избегать эмоциональности дифференцирующей стадии и зачастую переходить сразу к обучающейся стадии. Однако успехи женского освободительного движения, сделанные за последние 20 лет, привели к значительному перераспределению ролей между мужчиной и женщиной. В Соединённых Штатах сейчас женщины часто первыми выходят за безопасные пределы семейных отношений. Это оставляет мужчин с ранее неизведанным чувством неадекватности и неуверенности в себе, что нередко приводит их к отчаянным попыткам восстановить симбиоз. Также и индивидуальные ожидания от брака могут в значительной степени отличаться между собой в зависимости от имеющегося опыта в родительских семьях. Уровни развития личностей могут быть разными с самого начала, но не очевидными при обстоятельствах, сопутствующих влюблённости. Это часто бывает в браках, заключённых поспешно. Наконец, существует естественное человеческое эволюционное стремление к росту и развитию, представляющее собой идиосинкратический процесс, который редко протекает синхронно у обоих партнёров. Нерешённые детские проблемы развития тоже определяют, кто меняется первым и насколько эти перемены угрожают партнёру. Нечто подобное случилось с Тайни, 35-летним подрядчиком, отчаянно пытавшимся сохранить симбиозные отношения со своей женой. Хотя он во всём обвинял отсутствие успеха в делах, свои неудачи он использовал, чтобы стать финансово и эмоционально зависимым от своей жены. Тайни родился и вырос в младшей паре мальчиков-близнецов. И хотя ростом он был 190 см, а весом больше 100 кг, отец продолжал называть его "малыш". Во время его детства отец всегда боялся успеха со стороны мальчика. Когда Тайни начал обыгрывать его в гольф, отец просто отказался играть с ним. В то же время мать Тайни няньчилась с ним, забирая его каждый день из школы, рассказывая ему, как ей жаль, что он не любит играть или заниматься спортом с друзьями, а вместо этого сидит с ней дома, пока она готовит или делает уборку. Эти посылы со стороны родителей привели Тайни к выводу, что взросление и успех - довольно опасные вещи, поскольку ставят под угрозу родительскую любовь. Такой взгляд на жизнь он реализовал в браке с Анитой, попав от неё в материальную зависимость, напиваясь всякий раз, когда ему нужно было подписать контракт на хорошую работу. В своих неудачах и в своём симбиозном поведении он обвинял Аниту, утверждая, что всякий раз, когда ему предлагают работу, она требует, чтобы он сидел дома с детьми. Ещё одним примером, по которому Тайни учился симбиозным отношениям в семье, был сценарий, постоянно разыгрываемый отцом с матерью за обеденным столом. Отец, по-видимому, думал, что мать читает его мысли, и ему не нужно просить, чтобы она передала ему хлеб или соус. Если ему всё же приходилось о чём-то просить за столом, он выходил из себя и кричал на мать Тайни. Она не возражала. Груз этих нерешённых детских проблем тянул Тайни в симбиозные отношения, и ему было очень тяжело смириться со стремлением жены к дифференциации, а ещё тяжелее, когда она перешла в стадию обучения. Пары, подобные Тайни и Аните, никогда вместе не дифференцировавшие, испытывают колоссальные трудности, когда один из партнёров переходит в стадию обучения. Независимость и целеустремлённость этой стадии представляют собой большую угрозу супругам, не имеющим опыта совместного дифференцирования. Симбиозно-обучающиеся отношения развиваются из пересечения трёх основных факторов: 1. Супружеская пара прошла через начальный, позитивный и удовлетворяющий обе стороны симбиоз. 2. Между партнёрами имела место минимальная дифференциация, и они не успели ещё выработать механизмы улаживания конфликтов, обид и двусмысленных ситуаций. 3. У одного из партнёров неожиданно происходит скачок в развитии с последующим требованием большей независимости. Диагностический опрос: Марго и Боб Ниже приводится первоначальный диагностический опрос с нашими комментариями супружеской пары Марго и Боба, женатых уже три года. Мы выбрали этот материал, чтобы показать, как в результате диагностического опроса по открытым ответам и скрытым намёкам каждого из партнёров, мы выявили диагноз симбиозно-обучающейся пары. Опрос следует за вполне предсказуемым развитием событий. Питер: Раскажите мне оба, почему вы здесь и что вы хотите добиться с помощью психотерапии. Боб: (обращаясь к Марго) Почему бы тебе не начать первой? Боб начинает с того, что уступает своей жене. Возможно, у него проблемы с самоутверждением или с самоопределением. Марго: Хорошо. Похоже, что мы не можем смотреть правде в глаза. Мы добиваемся разных целей. Мы гораздо чаще ссоримся. Мне кажется, что Боб просто прилип ко мне. Я занята другими делами. У меня появились новые друзья на работе. Мы любим ходить в рестораны, на танцы, а Бобу это не нравится, и он не хочет делать то, что я делаю. Жаль, но я не уверена, что мне нужны такие отношения. Марго начинает с подчёркивания конфликта между ней и Бобом, что свидетельствует о значительных изменениях в их отношениях. Она кратко рассказывает о своей растущей независимости и о чувстве угрозы, исходящей от Боба. Питер: {обращаясь к Марго) Похоже, что вы хотите большей дистанции в ваших отношениях, да и сами отношения ставите под сомнение. Ну а вы, Боб, что вы хотите? Боб: Ну, мне кажется, у нас хорошие отношения. Я думаю, что семейные люди должны проводить вместе много времени, а Марго хочет проводить его одна. Я считаю, что семейные люди должны находить занятия, подходящие обоим. Здесь Боб ещё раз подчёркивает их "хорошие отношения " и настаивает на продолжении симбиозного существования. Питер: Боб, что вы чувствуете, когда Марго хочет больше времени проводить самостоятельно? Боб: Она и так много времени проводит без меня. Она ходит на работу, у неё много подруг. Я считаю, этого достаточно, и я хотел бы проводить с ней больше времени. До этого во время беседы Марго призналась, что проводит много времени отдельно от Боба. Она хочет продолжать общаться с людьми. Это настолько важно для неё, что она думает о разводе как о средстве избавиться от привязанности мужа. Боб, напротив, почти жалобным голосом говорит о том, как ему хочется больше времени проводить вместе. Похоже он напуган. Питер: Я знаю, что вы хотели бы больше времени проводить
вместе с Марго, но я до сих пор не пойму, что вы чувствуете, когда она не хочет проводить время с вами, роб: Я чувствую растерянность. Мне чего-то не хватает. Если она идёт на работу, хорошо, я рад, что она занята своей карьерой, но мне кажется, она должна больше времени уделять мне. Боб хочет, чтобы Марго заполняла собой его свободное время. Питер: Похоже, что вы напуганы или обижены. Боб: Может быть, обижен. Я не могу понять, почему она хочет, оставаясь моей женой, проводить так много времени без меня. Марго: Мы проводим много времени вместе: вечера, выходные. Мы вместе семь дней в неделю, кроме того времени, что я на работе. Боб боится. Вместе с женой ему спокойнее, как ребёнку в объятиях своей матери. Конечно, на этой стадии их отношений, чем больше времени он требует, тем больше она боится потерять обретённую независимость. Её голос звучит панически, когда она говорит: "Мы проводим много времени вместе: вечера, выходные. Мы вместе семь дней в неделю, кроме того времени, что я на работе. " Питер: Я хочу прервать вас на минуту и поговорить об истории ваших отношений. Сколько времени вы вместе? Вместо того, чтобы обострить конфликт, как это можно было бы сделать во время сеанса терапии, Питер исследует историю их отношений, чтобы иметь более полную диагностическую картину. Марго: Мы женаты уже три года, а до этого полтора года встречались. Питер: Каким было самое начало ваших отношений? Вспомните, как вы познакомились четыре с половиной года назад? Что вы тогда испытали? {Оба широко улыбаются и с теплотой смотрят друг на друга.) Боб: Тогда мы всё время проводили вместе. Мы вместе работали и жили. Вместе ходили на учёбу. Мне казалось, что это здорово. (Марго смеётся) Марго: Да, мы жили в однокомнатной квартире и хорошо ладили между собой. Смех и тёплые улыбки свидетельствуют о том, что их прежняя близость была приятна Марго. Питер: На той стадии отношений близость ни для кого из вас не была помехой. Но потом что-то случилось. Что изменилось, Марго? Марго: Я закончила учёбу и нашла работу. Там люди планировали и проводили всевозможные общественные мероприятия. Сначала я ходила на них во время работы, но потом мне захотелось поучаствовать в них и после работы. Или сходить выпить что-нибудь, или потанцевать. Боб не любит посещать такие заведения. Если мы с ним туда идём, он прячется в углу и сидит молча. Через какое-то время я стала ходить одна. Так было проще. Всё равно он держался в стороне от компании, поэтому имело смысл ходить одной. Всё больше дел я начала делать без него, и мне это понравилось. До этого мы делали всё, что нам нравилось, только вместе. В то время мы не испытывали никакого внешнего влияния. Питер: {поворачиваясь к Бобу) Вы тоже так считаете? Боб: Да. Перемены начались, когда мы закончили учёбу. Оба определили один и morn же поворотный момент в истории их отношений. Питер: Боб, а вы можете один, без Марго заняться своим развитием и общественной жизнью? Питер проверяет уровень самосознания Боба, чтобы узнать, что ему мешает развивать свою независимость. Боб: У меня просто нет желания, как у неё, заниматься общественной жизнью. Она теперь хочет всё время общаться с другими людьми. Питер: У вас нет такого желания, как у Марго, заниматься саморазвитием. А если бы оно было, трудно ли это вам бы далось? Питер опять спрашивает об этом, преодолевая сопротивление Боба. Боб: Я думаю, что это будет легко для меня. Марго: Легко что? Питер: Ходить вечерами в рестораны, искать себе друзей и занятия независимо от вас. Марго: Не думаю, что он сможет. Марго подрывает его уверенность в себе. Питер: Вы думаете, он не сможет? По-моему, Боб не согласен с вами по поводу того, что он может. Питер подчёркивает наличие, конфликта, чтобы пробудить энергию Боба и посмотреть на его реакцию. Боб: До того, как я встретил Марго, у меня было много друзей, но я выбрал её, и теперь мне немного обидно, что она не делает то же самое. Я отказался ради неё от своих друзей, а теперь она сама заводит друзей и гуляет с ними. Я чувствую себя потерянным. Боб реагирует на вызов с лёгкой обидой и ещё раз показывает свою незрелость. У него примитивный взгляд на семейную жизнь. Он считает, что брак - это соревнование, которое он проиграл и остался перед выбором: жена или друзья. Питер отмечает для себя этот стереотип и продолжает интервью. Питер: Марго, вы знали о его выборе? Марго: Мне казалось, ему всё равно не нравились его друзья. Марго, вместо того, чтобы поддержать, снова подрывает позицию Боба. Питер: Я хочу отвлечься от темы и задать вам обоим вопрос. Что вы находите наиболее приятным в ваших нынешних отношениях? Марго: Мы действительно хорошо общаемся вместе. Нам весело, когда мы бываем в хорошем месте. Мне нравится его созидательный характер. Боб: Я с этим полностью согласен. Боб возвращается к прежней позиции уступок и пассивности, вместо того чтобы выразить своё мнение. Марго: У Боба хороший имидж. Я чувствую его поддержку, и мне приятно, что он поддерживает меня в моих делах. Я тоже стараюсь его поддерживать. Боб: Мне не очень-то и нужна поддержка. Мне самому нравится поддерживать её. Я думаю, что у меня гораздо больше уверенности в себе, чем у неё. Питер начинает задавать следующий вопрос, но Марго прерывает его и отмечает, что Боб так и не сказал, что ему нравится в их нынешних отношениях. Боб: Я согласен со всем, что ты сказала. Опять уступка со стороны Боба, даже при том, что Марго сама побуждает его высказывать свои мысли. Питер: Хочу задать вам ещё один вопрос. Нам нужно уточнить, что каждый из вас индивидуально хочет достичь при помощи психотерапии и что хочет достичь каждый из вас как партнёр в супружеской паре? Питер переходит к составлению контракта на курс терапии. Психотерапевт начинает интервью с Марго и Бобом, стараясь понять взгляд каждого из них на проблему, стоящую перед ними. Во время беседы он оценивает уро. вень восприятия обоих партнёров и никогда не принимает взгляд одной из сторон за истину, чтобы не вступить в преждевременную коалицию ни с одним из партнёров. Он также хочет вскрыть и понять чувства, вызванные данной проблемой в каждом из супругов. Далее интервью помогает определить, какими были отношения партнёров на ранних стадиях и что сейчас препятствует нормальному развитию их отношений. Во время диагностического опроса Питер устанавливает, что и Марго и Боб указывают один и тот же поворотный пункт возникновения трудностей в истории их отношений. Это произошло, когда Марго закончила учёбу и нарушила "устный брачный договор". По мере того, как повышалась её самооценка благодаря ее успехам в общественной жизни, она стала выходить из круга, начертанного ими с Бобом. Конфликт вышел на поверхность, и баланс, установленный в их отношениях, был нарушен. Марго всё больше увлекалась дружескими связями и деятельностью вне дома, утверждая при этом, что Боб её не остановит, даже если дело дойдёт до развода. Боб почувствовал угрозу и стал ещё требовательнее. Создалась тупиковая ситуация, которую они не могли разрешить. Они оказались не готовы к резким переменам и стрессам обучающейся стадии, поскольку их отношения не претерпели дифференциации, которая бы позволила им выработать механизмы разрешения конфликтов. Они заключили между собой молчливое соглашение, по которому Боб должен был выглядеть сильным и достаточно уверенным в себе, чтобы поддерживать Марго. Оба согласились, что у Боба положительный имидж, и что ему не нужна поддержка. Участвуя в этом соглашении, Марго могла пользоваться поддержкой Боба, устремляя своё развитие во внешний мир. В то же время она потихоньку подрывала его независимость, и таким образом не боялась потерять семью как систему поддержки. Этот конкретный случай важен для понимания динамики развития симбиозно-обучающейся пары. Многие начинающие психотерапевты склонны рассматривать обучающуюся личность в качестве здорового партнёра. Другому отводится роль "зависимого" или "препятствующего" партнёра. Устанавливая диагноз, психотерапевту можно помнить, что обучающийся супруг получает огромное преимущество в виде поддержки со стороны своего симбиозного партнёра. Поэтому проблемы в их отношениях остаются из-за обратных процессов скрытых и открытых соглашений между супругами.
|