Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса





 

Итак, величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены. Если повысить цену на газировку, насколько снизится величина спроса? Предприниматели должны учесть, что повышение цены может привести к столь резкому падению величины спроса на товары, что общая выручка от продажи товаров уменьшится.

В экономической теории мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.

Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги, называется ценовой эластичностью спроса, или эластичностью спроса по цене.

Она показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.

Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%. Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменится менее чем на 1%. Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки, от продажи товара, которое можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров: y = p·q, где y – доход, или выручка, от продажи товаров, р – цена единицы товара, q – количество проданного товара.

Если спрос на товар эластичен, то можно составить следующую схему: если р растет, то q уменьшается в большей степени, чем растет цена, или если р снижается, то q растет в большей степени, чем падает цена.

В случае же, когда спрос неэластичен, если р уменьшается, то q растет в меньшей степени, чем снижается цена, или если р увеличивается, то q снижается в меньшей степени, чем растет цена

К товарам с эластичным спросом обычно относятся:

предметы роскоши (ковры, драгоценности, деликатесы);

товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);

легкозаменяемые товары (отдельные виды продуктов питания).

Товары с неэластичным спросом включают:

предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон);

товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);

труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, клавиатура и т.д.).

С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собирается изменить цену на свой продукт. Скажем, владелец кафе решает вопрос, стоит ли ему повысить цену на чашку кофе. Ответ на этот вопрос зависит от эластичности спроса на кофе в этом кафе. Если при данной исходной цене спрос относительно неэластичен (может быть, оттого, что это кафе – единственное в округе), то умеренное повышение цены поведет к относительно меньшему падению величины спроса на кофе и окажется экономически оправданным. Иными словами, владелец кафе выиграет на повышении цены больше, чем он потеряет на сокращении величины спроса, – его общая выручка возрастет.

Если фирма повышает цену на свой продукт, ей хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным. Для этого необходимо, чтобы продукт стал для потребителя незаменимым, и, следовательно, надо воспитывать у покупателя "преданность" изделиям данной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет заработать на снижении цены (например, она проводит весной сезонную распродажу зимней одежды), ей выгодна высокая эластичность спроса на ее товары.

Особый случай представляет собой единичная эластичность спроса. Она предполагает, что повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Следовательно, единичная эластичность подразумевает, что любое изменение цены товара или услуги сопровождается обратно пропорциональным изменением величины спроса на данный товар. Таким образом, при единичной эластичности pq = y k, где y k – константа (неизменяющийся доход), а функциональная зависимость величины спроса от цены может быть представлена в виде: q = y k /p.

Существует два крайних случая эластичности, когда кривая ведет себя вопреки действию закона спроса. Эти случаи на практике встречаются редко.

В первом случае имеет место совершенно эластичный спрос. При совершенно эластичном спросе при данной устоявшейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне спроса. В этом диапазоне потребители готовы купить любое количество товара по цене р 1. Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше р 1.

Другой крайний случай характеризует противоположную ситуацию – совершенно неэластичный спрос. Совершенно неэластичный спрос означает, что величина спроса на товар остается неизменной при любой цене, т. е. величина спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.

Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Например, для больных сахарным диабетом жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина, без них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене. Аналогично ведут себя люди, страдающие пристрастием к наркотикам.

 

Date: 2015-07-22; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию