Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кривая спроса





Экономистов обычно интересует величина спроса на тот или иной товар, скажем, жевательную резинку или картофель, не какого-нибудь одного человека или одной семьи, а всех жителей населенного пункта за определенное время, например за день. Чтобы измерить ее, необходимо вычислить общую величину спроса всех потребителей при всех возможных ценах.

Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. В самом деле, если бы исследование производилось в другой стране или в другое время, возможно, каждому уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса. Зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса.

Таблица 1. Шкала спроса

Цена, грн. Величина спроса, шт.
   
   
   
   
   

 

Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить и в виде графика. Полученная на графике кривая DD (от англ. demand – "спрос") называется кривой спроса. Каждая из точек кривой отображает зависимость величины спроса от уровня цены.

Рис. 1. Закон Спроса

 

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость обратная. Она формулируется в виде закона спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара: Qd = f(P).

Для обоснования достоверности закона приводится несколько аргументов.

Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от своей покупки; и чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым.

Первая причина называется эффектом замещения. Допустим, что у одного продавца вы хотели купить не только три пачки жевательной резинки по 3 грн., но и пакет леденцов по такой же цене. У второго продавца жевательная резинка, как мы знаем, вдвое дешевле, но леденцы стоят столько же, сколько у первого, т. е. 3 грн. Вы замечаете, что жевательная резинка стала намного дешевле леденцов. Это новое соотношение цен может побудить вас купить вместо запланированного пакета леденцов еще две пачки жевательной резинки, которая в принципе удовлетворяет ту же самую потребность, что и леденцы, и поэтому является по отношению к ним товаром-заменителем. В этом случае говорят, что величина вашего спроса возросла на две единицы благодаря эффекту замещения.

Вторая причина называется эффектом дохода. Предположим, что у вас имеется 20 грн. и вы предполагали истратить их так: купить три пачки жевательной резинки, один пакет леденцов и билет в кино, который стоит 8 грн. Если бы вы купили резинку и леденцы у первого продавца, у вас осталось бы ровно столько, сколько нужно на билет. Но вы встретили второго продавца и сразу же ощутили себя богаче: даже если вы по-прежнему хотите купить тот же самый набор товаров и не отказываетесь от леденцов (эффект замещения равен нулю), у вас все равно останется 4,5 грн. (20 – 1,5 · 3 – 3 – 8), которые вы можете истратить по собственному усмотрению. Если вы решите потратить эти деньги на жевательную резинку, это будет означать, что величина вашего спроса на нее выросла на три единицы благодаря эффекту дохода.

 

 

Рис. 2. Эффект дохода

 

Еще одно объяснение росту величины спроса при снижении цены – принцип убывания предельной полезности товара (обозначается MU). Представьте себе, что вы находитесь на пляже в жаркий день и вас мучит жажда. Этим воспользуются предприимчивые люди и предложат вам купить бутылку воды. Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет вам меньшее удовольствие, т. е. предельная полезность ее будет меньше, а вот третью бутылку большинство из вас купит только при условии, если вам ее предложат по более низкой цене, т. к. ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной.

Рассмотренные аргументы дают нам возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т. е. имеет отрицательный наклон.

Рис. 3. Кривая спроса

Date: 2015-07-22; view: 372; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию