Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я.А. Коменський про школу, вчителя та моральне виховання дітейУ дидактиці Я.Коменського закладені ідеї виховання особистості, виховання людяності в людині. В основі вчення про виховання особистості лежить ідея виховуючого навчання і природовідповідності. Я.Коменський виділяв чотири основних доброчесності: мудрість, поміркованість, мужність і справедливість. Педагог підкреслював, що людина не народжується з моральними якостями — вони у неї виховуються протягом всього життя; моральність пов'язана з вихованням мудрості і любові до неї в учнів. Я.Коменський поряд з головними доброчесностями рекомендував розвивати в дітях скромність, слухняність, охайність, доброзичливість до інших людей, повагу до старших, працелюбність. Великого значення він надавав у моральному вихованні позитивному прикладу вчителів, батьків, товаришів, бесідам з дітьми на морально-етичні теми. Вчитель, на думку Я.Коменського повинен мати високі моральні якості, бути релігійною, освіченою людиною. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского (1592—1670) — выдающегося философа-гуманиста, общественного деятеля, ученого — протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникала буржуазная формация, происходили поистине революционные изменения в духовной культуре, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Я. А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживших и отживающих норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании. Жизненный путь Я. А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев» — прямых наследников традиций национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я. А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (среднюю) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я. А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я. А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее сам закончил. Спустя четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу. Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я. А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны католической церкви и габсбургской монархии, община «чешских братьев» принуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я. А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я. А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. В Польше Я. А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно он закончил одно и) своих наиболее крупных педагогических сочинений — «Великую дидактику». Им был написал и ряд школьных учебников, в которых он ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Учебники принесли автору европейскую и мировую известность. В 1641—1642 гг. Я. А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает при этом обширные планы улучшения общества посредством реформ шко-1Ы. В Швецию Я. А. Коменского повлекла надежда получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен на такую поддержку Я. А. Коменский предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских средних («городских») школ. Не оставил своих педагогических замыслов Я. А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650—1654 гг. Здесь, однако, он столкнулся с крайне сложной ситуацией, которая отдаляла широкие планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Я. А. Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Им были предложены новые формы учения и преподавания. Будучи в Венгрии, Я. А. Коменский издает ряд педагогических сочинений. В Шарош-Патаке он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках», пишет несколько школьных пьес, создает школу. В Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти осуществить свои планы совершенствования школьного дела. Тридцатилетняя война разрушила надежды «чешских братьев» на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Я. А. Коменскому. В 1656 г. в Лешно сгорели все его рукописи, ia годы изгнания Я. А. Коменский потерял детей, жену, немало близких людей. Последние годы жизни он проводит в Амстердаме. В Голландии ему удалось издать многие свои труды. Так, в 1657 г. в составе дидактических трудов Я. А. Коменского впервые увидела свет на латинском языке «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я. А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» — главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам Я. А. Коменский выступает как выдающийся деятель Возрождения, призывая человечество к миру и сотрудничеству. Педагогические взгляды Я. А. Коменского непосредственно выражают его общее философское видение мира. Мировоззрение его складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, религии, идей Возрождения. Мировоззрение Я.А. Коменского является своеобразным знаменателем новых и уходящих идей, когда чаша весов неизменно склонялась в сторону прогресса и гуманизма. Сын века, глубоко религиозный человек, Я, А. Коменский, однако, с необыкновенной силой выразил идеи эпохи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья. Великий гуманист, он видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивал ее право на развитие всех своих возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны сформировать людей, способных служить обществу. Я. А. Коменский высказывает полный оптимизма взгляд на возможности каждого ребенка при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозглашает обязательность реального, общественно полезного обучения. Я.А. Коменский проявлял пристальное внимание к развитию системы органов чувств ребенка. Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. В этом он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь деятелей Возрождения — Рабле и Монтеня. У Я. А. Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно взаимосвязанных с глобальными законами природы. Природное в человеке, считал Я. А. Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, Я. А. Коменский формулирует как закономерность воспитания принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея наиболее полное воплощение получила в работе Я. А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов». Требование природосообразности воспитания, безусловно, было для своего времени громадным шагом вперед в педагогике. Главным путем воспитания в эпоху Я. А. Коменского было подчинение (безусловное) воспитанника, т. е. решающим в формировании личности оказывались внешние по отношению к ней обстоятельства, формирующие ее по своим законам, независимым от потенциала самой личности, от ее активности и воли. Коменский же провозглашает понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Принцип природосообразности в воспитании исходил из признания природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Я. А. Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности природных задатков. Считая, что детям присуща склонность к деятельности, чешский педагог усматривал цель воспитания в раскрытии этих задатков. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и иииями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, щучиться активно действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки. Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в так называемом естественном методе образования, который, по мысли ученого, обеспечивал необходимое соответствие природных законов законов педагогических. Обратимся в этой связи к упомянутой работе Я. А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов». Здесь насмотрены четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая — автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая — автопраксия (практическое осуществление); третья — автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая — автолек-Ч4Я (умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности). Главное достижение педагогики Я. А. Коменского состоит в том, что он пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Все основные его руды, прежде всего «Великая дидактика» и «Всеобщий совет», проникнуты высокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой Я. А. Коменского. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», — читаем мы в первых строках «Великой дидактики». Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний н донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности? В своей утопии «Лабиринт света и рай сердца» (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Продолжая размышлять о необходимости такого образования, И. А. Коменский писал спустя четверть века в трактате «О культуре природных дарований»: «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям». Подводя итоги своих размышлений о целях и сущности воспитания, Я.А. Коменский писал во «Всеобщем совете», что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда видит основную цель жизни — «благополучие человеческого рода». Педагогика Я. А. Коменского противостояла схоластическому «воспитанию эпохи феодализма. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я. А. Коменский стремился к формированию самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду и гуманизма (благочестия — на его языке). Я. А. Коменский решительно отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний, подавления детей в храм разумного, радостного воспитания и обучения. Я. А. Коменский видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать «лабораторией» подготовки проникнутых гуманизмом людей, обученных эффективно действовать на «поприще труда». Такая школа виделась Я. А. Коменскому как заведение непрестанного умственного труда учащихся, соревнования умов и дарований, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал Я. А. Коменский, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе своих возможностей. Я. А. Коменский удивительно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Я. А. Коменский создал стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического 'общего образования, о классно-урочной системе. Жизнестойкость, современность педагогических идей Я. А. Каменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стойкую систему, утверждающую великую преобразующую роль воспитания. В идеях Я. А. Коменского заложен громадный пафос созидания, как нельзя более созвучный глубокой перестройке системы образования в нашей стране. Изучение педагогической системы великого педагога — важный источник профессионального совершенствования современного учителя. Наследие Я. А. Коменского вооружает в борьбе против косности, догматизма в воспитании, за всемерное развитие духовных сил ребенка. Жан-Жака Руссо Руссо (Roussean) Жан-Жак французький просвітитель, філософ, письменник, педагог, композитор. Народився в 1712 році в Женеві, в сім'ї ремісника-годинникаря. Він не отримав систематичної освіти, але багато займався самоосвітою. Руссо змінив багато професій: був учнем нотаріуса, потім - гравера, працював мажордомом, секретарем, домашнім вихователем, давав уроки музики, займався переписуванням нот та ін. Після багатьох років мандрів по Швейцарії, Італії та Франції Руссо в 1741 році оселяється в Парижі, де знайомиться з багатьма видатними людьми того часу - публіцистами та філософами - з Д.Дідро, Д'Аламбером, Е. Кондільяком, І.Гольбахом, К. Гельвецієм. На прохання Дідро він написав для відомої "Енциклопедії" статті з музики та політичної економії. Великий успіх прийшов до Руссо після того, як в 1749 році він написав конкурсний твір на тему, запропоновану Діжонською академією "Способствовал ли прогресі наук и искусств улучшению нравов?" В цьому творі він рішуче виступав проти соціальної нерівності, проти аристократів на нероб, проти культури і науки феодального суспільства. За цю роботу Руссо отримав премію Діжонської академії. В 1755 році з'являється друга робота Руссо - "Міркування про походження нерівності між людьми", в який присутні елементи діалектики. В цій роботі педагог намагався довести, що природа створила людей рівними, добрими та щасливими, а суспільство зробило їх нещасними. В 1756-62 роках жив недолік Парижа. Він мав підтримку великих аристократів і заробив на життя переписуванням нот. Це були роки розцвіту творчості Руссо, саме тоді були написані його головні твори, які зробили його ім'я відомим на вісь світ. В 1761 вийшов роман "Юлія, або Нова Елоіза", в якому Руссо засуджує багато чисельні вади та гріхи, соціальну несправедливість, породжену феодальним ладом. В романі можна побачити багато цікавих міркувань стосовно виховання. В 1762 були опубліковані "Суспільний договір, чи Принципи суспільного права" і "Еміль, чи Про виховання". В "Суспільному договорі" Руссо намагався довести, що нерівність росла разом з цивілізацією. Він засуджував тиранію, гніт експлуататорів доводячи, що влада, яка не відповідаю поглядам народу, незаконна, вона порушує первинний суспільний договір, за яким люди добровільно передали деякі свої права їм же обраний владі, яка служити народу. Це був оформлений в літературну форму призив до усунення кроля та феодального ладу. В "Еміль" Руссо критикує існуючу практику виховання дітей, та зображує шлях виховання вільної, нової людини. В четверту книжку "Еміля" Руссо додав розділ, в якому виступає проти католицької церкви, проти релігії. Це викликало великий осуд з боку церкви. Книжки Руссо зпалювались на вогнищах, а сам він був змушений тікати з Парижу до Швейцарії, а звідти через Германію до Англії, куди його запросив філософ Д.Юм. Не дивно, що всі випробування та проблеми, під час переслідування на протязі 5 років, викликали у нього душевну хворобу. В 1767 Руссо під чужим ім'ям повертається до Франції, та продовжує роботу над своєю "Сповіддю" яку почав писати ще в Англії. За рік до смерті Руссо написав "Міркування над управлінням Польщі, реформи", в якому виказав деякі судження щодо національного виховання дітей. В 1778 р. Руссо умер.
|