Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не может существовать без своего носителя





 

На формирование правосознания оказывают влияние важнейшие государственные институты. В качестве одного из них может быть рассмотрена семья.

Дефекты правосознания могут быть сформированы в неблагополучной семье.

В этом плане выделяют следующие виды неблагополучной семьи:

1) Криминогенная семья;

2) Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной или сексуальной деморализацией;

3) Проблемная семья – характеризуется постоянной конфликтной атмосферой;

4) Неполная семья;

5) Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

 

 

ТЕМА ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие юридической деятельности. Структура юридической деятельности

2. Виды юридической деятельности, требования к субъектам данной деятельности;

3. Профессиограммы и психодрамы юридических специальности.

 

Литература:

Юридическая психология - Васильев;

Леонтьев «Деятельность, сознание, личность».

 

1 вопрос

Деятельность – это активное, целенаправленное поведение человека или социальной группы.

В процессе деятельности создаются материальные или духовные блага.

Выделяют следующие виды деятельности:

v Игровая деятельность;

v Учебная деятельность;

v Спортивная деятельность;

v Профессиональная деятельность.

Таким образом, юридическая деятельность по своей природе является специфической профессиональной деятельностью в области «человек - право».

А.М. Столяренко, рассматривая юридическую деятельность, останавливается на ее структуре, используя для этого деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым.

Так, в структуре деятельности он выделяет действия, операции, сложную деятельность, а в качестве основных детерминант этой деятельности он рассматривает задачи и цели.

Действие - одна из функциональных структурных единиц деятельности.

Действие одновременное является актом сознания, поскольку контролируется цель сознания, и актом поведения, поскольку в ходе действия осуществляется воздействие на предмет.

Наряду с действием выделяют понятие «операция» или действие, доведенное до автоматизма.

Операциями субъект овладевает в процессе автоматизации либо адаптации.

В процессе действия человек контролирует цель.

Цель – предвосхищаемый результат деятельности.

Промежуточная цель рассматривается как задача. У задачи несколько иные функции, поскольку она предполагает наличие мыслительных операций, направленных на решение проблемы.

Гештальтпсихология рассматривает несколько этапов решения задачи, начиная от осознания темы, заканчивая инсайтом и проверкой выводов и предположений.

В юридической практике, как правило, этот механизм находит свое воплощение в выдвижении или проверке версий.

Таким образом, юридическая деятельность – это сложная деятельность, включающая в себя как основные, так и вспомогательные действия.

В то же время следователь может активно прилегать к психологическим детерминантам.

Такие способы делятся на операции (общие способы), частные способы - это специальные приемы выполнения действия, а также психотехники юриста.

Операции и приемы также делятся на основные и вспомогательные.

Основные операции и приемы направлены на преобразование объекта или создание условий для такого преобразования. Например, к ним можно отнести специальные, психологические приемы, в основу которых положены психические закономерности восприятия, мышления, воображения и так далее.

В социально-психологическом плане профессиональная деятельность юриста может быть исследована с помощью разработки профессиограмм или психодрам алгоритмов, призванных повысить эффективность.

Профессиограмма – это набор качеств и свойств профессионала.

Ряд психологов, рассматривая проблемы профессионализма и компетенции юриста, в качестве базовых понятий выделяют:

1) Знания и опыт;

2) Мотивацию профессиональной деятельности.

У профессионалов, как правило, присутствуют либо оптимум мотивации, либо высокий уровень требований к себе.

В большинстве учебных пособий отмечается, что юридическая деятельность связана с тоем, что субъекты этой деятельности обладают властными полномочиями.

По мнению психологов, прежде всего психоаналитиков, каждый человек имеет естественное стремление к приоберетнию власти, поскольку власть дает возможность манипулировать другими и защищаться от манипуляции других.

В экспериментах Зимбарго продемонстрировано спонтанное поведение носителей власти, когда они, не обладая морально-нравственными ограничениями, пользуются этой властью в ущерб других.

Современный юрист понимает, что его деятельность носит публичный характер, а властные полномочия ему вверены государством. Принимая решения, он руководствуется, прежде всего, нормами права и социальной справедливостью.

Экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность осуществляется, как правило, в условиях эмоциогенных ситуаций, которые детерминируются эффектами:

1) Новизны;

2) Внезапности, что обуславливает чувство риска;

3) Необычностью;

4) Присутствием других и так далее.

Экстремальные ситуации определяются также наличием дополнительных стресс-факторов, требующих эмоционального наступления.

Таким образом, специалистам требуются высокая психологическая устойчивость, способность справляется с неблагоприятными эмоциональными состояниями.

 

Процессуальная самостоятельность. Данное свойство проявляется в тенденциях поведения, связанных с самостоятельным выбором целей и путей достижения этой цели при строгой ее регламентации нормами права.

Самостоятельность данной деятельности связана с интеллектуальными способностями. Так, предполагается, что носители профессии юриста должны обладать, как правило, высоким интеллектом и креативностью. Наблюдается связь между высоким интеллектом и процессами внимания, памяти, мышления и тд.

Кроме этого, ряд психологов предполагает, что юрист должен обладать высоким уровнем социализации, поскольку вульгарная субкультура способна предпринимать провоцирующие действия в отношении таких специалистов. В данном аспекте показательно:

1. Ситуация приобретения различных благ;

2. Ситуация, провоцирующая взятку.

 

Структурно-психологический анализ деятельности юриста:

v Познавательный аспект деятельности. Составной частью познавательного процесса является прогнозирование, т. е мысленное представление результатов деятельности;

v Коммуникативная подструктура деятельности юриста. Данная подструктура может быть представлена как профессиональное общение юриста.

Эффективность профессионального общения зависит:

1) От коммуникативных свойств юриста, уровня его эмпатии, аффелиации – умения устанавливать психологические контакты с субъектами профессионального общения.

А.М. Столяренко в своих работах строит алгоритм профессионального общения и производит его дифференциацию применительно к профессии.

 

Организационно-управленческая подструктура предполагает, что юрист по роду своей деятельности выступает в качестве не только исполнителя, но гораздо чаще - организацией деятельности групп людей. Следовательно, он должен обладать организаторскими способностями, иметь познания в области психологии управления.

Обращается внимание на то, что специалист должен иметь определенные познания в области конфликтологии, профилактики и разрешения конфликтов. Поскольку в юридической деятельности конфликты являются неслучайными и требуют своего разрешения.

 

Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности.

Воспитательная работа – планомерная деятельность по формированию необходимых качеств и свойств у воспитуемых. Таким образом, воспитательная работа предполагает субъектно-объектные отношения, где в качестве субъекта рассматриваются сотрудники правоохранительных органов, а в качестве объектов – индивиды, социальные группы или общности.

Следует отметить, что воспитательная функция имеет различные составляющие по их выраженности применительно к роду деятельности юриста.

Наиболее ярко такая функция выражена применительно к инспекции по делам несовершеннолетних, органов, занимающихся профилактикой преступлений, исправительных учреждений. Например, применительно для сотрудников исправительных учреждений разработаны основные нормы неофициальных взаимоотношений с осужденными:

1) Всегда приходи на помощь сотруднику, который попал в опасность;

2) Нельзя приносить запрещенные предметы в колонию для осужденных;

3) Никогда не рассказывай, а тем более не обсуждай действия других сотрудников в отношении осужденных или с самим осужденным;

4) Никогда не ставь в неловкое положение своего коллегу перед другими;

5) Всегда поддерживай своего коллегу в споре с другими людьми;

6) Необходимо всегда поддерживать те меры наказания, которые были наложены другими сотрудниками;

7) Нельзя идти на поводу у осужденного;

8) Быть всегда бдительным;

9) Взаимовыручка (никогда не оставляй неразрешенной проблемы другому сотруднику).

 

Профессионально значимые качества юриста:

Высокий уровень социализации личности;

Эмоционально-волевая устойчивость;

Познавательные способности и высокий уровень интеллекта;

Коммуникативная способность юриста;

Организаторские способности.

 

Направленность личности юриста имеет важное значение в деятельности, поскольку последнее реализуется в процессе удовлетворения ведущих потребностей в соответствии с ценностями и ожиданиями человека. Потребности, как известно, делятся на низшие (физиологические) и социальные. Социальные, в свою очередь, делятся на материальные и духовные. Доминирование социальных ценностей очевидно, поскольку именно они актуализируют поведение человека. Характеризуя направленность юриста, большинство психологов концентрируют внимание на фенотипе или приобретенных качествах человека. Характер является важнейшим фактором, влияющим на поведение. В этом плане показательно исследование акцентуации (заострения) черт характера.

Следует отметить, что профессиональная деятельность способствует формированию ряда акцентуаций, в связи с чем большое значение приобретает процесс самовоспитания.

Кочетов «как заниматься самовоспитанием».

 

Date: 2015-07-01; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию