Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема Судебно-психологическая экспертиза ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Предмет, цели, задачи СПЭ; СПЭ состояний потерпевших и обвиняемых. Предсмертная СПЭ; СПЭ участников криминальной группы; Оформление результатов СПЭ и их использование в уголовном процессе. Вопрос СПЭ назначается в тех случаях, когда требуются специальные познания специалиста –психолога применительно к изучению и исследованию психологических феноменов, имеющих важное значение по уголовному делу, а также сбору и оценке доказательств. Предмет СПЭ – психические явления, состояния и факты, требующие специального исследования и объяснения. Наиболее широкое распространение получила СПЭ психических состояний потерпевших, обвиняемых и свидетелей, психологическая экспертиза несовершеннолетних, участников ДТП, криминальных групп и так далее. Психическое состояние – это тот эмоциональный фон, на котором разворачивается деятельность субъекта и которая существенно влияет на его поведение. В психологии выделяют стенические и астенические состояния. Стенические состояния стимулируют деятельность, астенические – тормозят ее протекание. В СПЭ наиболее распространенными являются исследования правонарушений, совершенных в состоянии аффекта. Аффект – бурная, кратковременная реакция, связанная с помутнением сознания. Аффекты отличаются стадийностью: 1 стадия – накопление; 2 стадия – коммулятивная; 3 стадия – разрядка или эмоциональное истощение. Аффекты возникают вследствие того, что отрицательные эмоции обладают свойством накопления. В силу этого, субъект, имея возможность выйти из психотравмирующей ситуации, игнорирует ее и, тем самым, провоцирует наступление аффекта. По своей природе аффекты бывают: Физические (присущи любому человеку с нормальной психикой); Патологические (характерны для лиц с неустойчивой психикой или являющимися носителями психических заболеваний). Аффект характеризуется: 1) Внезапностью, своеобразием протекания, т.е слабой осознанностью, эффектом следообразования, что обозначает проявление следующего аффекта в более короткий промежуток времени, чем предыдущий. Для аффекта характерно то, что в процессе психотерапевтической работы, благодаря процессу катализации, причины, вызывавшие аффект, могут быть локализованы. Таким образом, в СПЭ аффектов выясняется причинно-следственная связь между событием и обстоятельствами, а также выявление личностных детерминант, обуславливающих такое поведение. Далее выясняется причина возникновения аффекта, образ жизни исследуемого, его установки, взгляды, убеждения, способность избежать такой формы поведения.
По мнения Г.Силье, стресс – это не что иное, как реакция организма на сложную ситуацию, связанная с необходимостью адаптации. Выделяют дистресс – неблагополучная форма; эвстресс – мобилизация организма, связанная с необходимостью преодоления сложной ситуации. В первом случае организм выделяет анадреналин, а во втором случае – норадреналин. Таким образом, стресс формирует состояние напряжения, которое, в свою очередь, влияет на когнитивную, эмоциональную и волевую деятельность человека. Таким образом, наличие стресса может являться одной из причин, обуславливающих анитисоциальное поведение человека. Далее могут быть исследованы такие эмоциональные состояния, как фрустрация, ситуация сильных переживаний, утрата близких и так далее. Определенный интерес вызывает экспертиза предсмертных состояний потерпевших. Поскольку именно она может охарактеризовать эмоциональный фон переживаний, пролить свет на причины, детерминирующие данный тип поведения. При проведении СПЭ необходимо помнить о том, что она может быть осуществлена специалистом, имеющим определенные научные познания и специальный допуск применительно к производству такого вида экспертиз. СПЭ проводится в отношении физических вменяемых лиц, и на ее рассмотрение не могут быть вынесены вопросы относительно вменяемости и способности руководить своим поведением. Определенный интерес вызывает СПЭ малолетних и несовершеннолетних. Применительно к малолетним качественному исследованию в рамках психологической экспертизы подвергается эмоционально-волевая сфера. Прежде всего, в плане возможности получения правдивых и достоверных показаний, а также влиянии фантазий и внутренних переживаний на формирование этих показаний. Как правило, такая экспертиза проводится в специальных учреждениях специалистами, имеющими широкое познание в области детской психологии. Применительно к свидетельским показаниям СПЭ помогает установить способность свидетеля воспринимать, оценивать и трактовать события, умение оперировать понятиями, суждениями, и формировать правильные умозаключения. Поводом для назначения СПЭ является постановление следователя или суда. В отдельных случаях инициатива проведения такой экспертизы может принадлежать адвокату.
СПЭ участников ДТП Вопросы, касающиеся проведения данного вида экспертизы, касаются в основном способности воспринимать, реагировать в данной ситуации. Подробно технология проведения данной экспертизы представлена учебном пособии Крылова «Практикум по общей и экспериментальной психологии».
СПЭ криминальной группы В рамках данной экспертизы исследуются: 1) Структура группы (как правило, это делается с помощью социментрических исследований), 2) композиция группы; 3) структура руководства и лидерства; 4) система отношений в группе; 5) Групповая динамика; 6) Механизмы психологической защиты. Таким образом, данная экспертиза помогает следователям объективно оценить структуру группы, роль каждого члена в ее функционировании, установить антисоциальную составляющую криминальной группы.
В ходе СПЭ применяются как основные, так и вспомогательные методы.
Результаты СПЭ закрепляются в заключении, которое подписывается специалистами-экспертами и направляются лицу, вынесшему постановление о проведении СПЭ. В случае несогласия с мнением эксперта может быть назначена повторная экспертиза в составе других экспертов.
Работы по судебной экспертизе принадлежат Кочетову, Вяткину, а также Л.П Алексеевой «Субъект преступления».
Предмет СПЭ – непатологические, психологические явления и факты, имеющие значение для уголовного дела и способствующие выявлению причастности лица к совершению противоправного деяния.
Поводы факультативного, необязательного назначения СПЭ: 1. Установление авторства, подготовки некоторых документов или текстов; 2. Психическое состояние лица, предрасполагающее его к самоубийству (демонстративные свойства личности); 3. При рассмотрении преступлений, связанных с аффективными реакциями.
СПЭ и заключение, подготовленное в ходе ее проведение может быть использовано: 1) Для изучения механизма, совершенного преступлением; 2) При доказывании и квалификации содеянного; 3) При необходимости проверить факты невиновного причинения вреда; 4) Дл обстоятельств, смягчающих наказание; 5) В целях справедливого воздействия на виновного с учетом его личностных особенностей; 6) В тактических целях в ходе решения правоприменительных задач.
Оценка заключения СПЭ обусловлена следующим содержанием: · Достаточно ли данных, собранных в процессе СПЭ, для разрешения вопросов, поставленных перед ней следователем; · Являются ли методы, применяемые к экспертам, объективными и научно обоснованными; · Не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции; · Оценить, соблюдены ли требования уголовно-процессуального законодательства в ходе проведения экспертизы; · Выявляется, возникли ли противоречия между результатами экспертизы и собранными доказательствами. · В случае необходимости может быть назначена повторная СПЭ. При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции СПЭ относятся вопросы, касающиеся индивидуальных психологических особенностей участников гражданско-правовых споров, уровня их интеллектуальных способностей и др. Кроме этого, СПЭ по гражданским делам может оказать помощь в качестве компенсации морального вреда.
В случае, если возникают сомнения о том, что участники СПЭ находятся в пограничном, психопатологическом состоянии, целесообразно назначать, не СПЭ, а комплексную СПЭ.
В случае назначения экспертизы могут ставиться следующие вопросы: - каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного; - имеются ли недостатки у подэкспертного в отношении перцитивной, волевой или интеллектуальной деятельности; - каков уровень у обследуемого мышления, речи и памяти.
Вопросы, которые ставятся перед экспертизой при изучении личности: 1) Половые признаки, возраст; 2) Индивидуальные психологические особенности, которые влияют на его поведение в ходе совершенного преступления; 3) Имеется ли у испытуемого повышенная внушаемость, склонность к фантазиям, наличие свойств, влияющих на способность адекватно воспринимать и оценивать картину происшествия; 4) Каким образом индивидуально-психологические особенности исследуемого могли повлиять на восприятие, оценку и решения в сложившихся ситуациях; 5) Каковы навыки обследуемого и соответствуют ли они применительно к управлению данным транспортным средством.
В отношении несовершеннолетних: 1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки психологических заболеваний или нарушений протекания психической деятельности; 2. Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития осознавать и оценивать произошедшее, а также руководить своим поведением; 3. Участвовал ли несовершеннолетний в группе, выяснить его статус, положение, роль в системе групповых отношений (находился ли он в психологической зависимости). Применительно к психическим состояниям выясняется: Находился ли испытуемый в «психотравмирующей» ситуации; Являлась ли ситуация, в которой находился исследуемый, экстремальной; Каковы психологические мотивы, способствовавшие совершению преступления; Каково содержания ценностно-мотивационной схемы обследуемого.
Поведение несовершеннолетних. Причины делинквентного поведения несовершеннолетнего. Делинквентная юридическая психология называет поведение, предполагающее нарушение норм административного, гражданского, семейного и других норм права. В крайних своих проявлениях делинкветное поведение есть не что иное как поведение, связанное с совершением уголовно-наказуемых деяний. Причины девиации: 1. Нарушение процесса социализации, что проявляется в таких явлениях, как разрыв социальных связей, нарушение адаптации, стремление к самоутверждению. Негативные формы девиации: § Алкоголизм; § Наркомания; § Токсикомания; § Половой аморализм; § Вандализм; § Суицидальное поведение.
Делингвентное поведение имеет ряд особенностей: 1. Отклоняющее поведение личности; 2. Делигнветное поведение противоречит требованиям норм и правил; 3. Делинкветное поведение представляет угрозу для общества; 4. Такое поведение осуждается и порицается обществом.
Делинкветное поведение предполагает наличие социального конфликта между индивидом и обществом.
|