Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Судебно-психологическая экспертиза





Предмет, цели, задачи СПЭ;

СПЭ состояний потерпевших и обвиняемых. Предсмертная СПЭ;

СПЭ участников криминальной группы;

Оформление результатов СПЭ и их использование в уголовном процессе.

Вопрос

СПЭ назначается в тех случаях, когда требуются специальные познания специалиста –психолога применительно к изучению и исследованию психологических феноменов, имеющих важное значение по уголовному делу, а также сбору и оценке доказательств.

Предмет СПЭ – психические явления, состояния и факты, требующие специального исследования и объяснения.

Наиболее широкое распространение получила СПЭ психических состояний потерпевших, обвиняемых и свидетелей, психологическая экспертиза несовершеннолетних, участников ДТП, криминальных групп и так далее.

Психическое состояние – это тот эмоциональный фон, на котором разворачивается деятельность субъекта и которая существенно влияет на его поведение.

В психологии выделяют стенические и астенические состояния.

Стенические состояния стимулируют деятельность, астенические – тормозят ее протекание.

В СПЭ наиболее распространенными являются исследования правонарушений, совершенных в состоянии аффекта.

Аффект – бурная, кратковременная реакция, связанная с помутнением сознания. Аффекты отличаются стадийностью:

1 стадия – накопление;

2 стадия – коммулятивная;

3 стадия – разрядка или эмоциональное истощение.

Аффекты возникают вследствие того, что отрицательные эмоции обладают свойством накопления. В силу этого, субъект, имея возможность выйти из психотравмирующей ситуации, игнорирует ее и, тем самым, провоцирует наступление аффекта.

По своей природе аффекты бывают:

Физические (присущи любому человеку с нормальной психикой);

Патологические (характерны для лиц с неустойчивой психикой или являющимися носителями психических заболеваний).

Аффект характеризуется:

1) Внезапностью, своеобразием протекания, т.е слабой осознанностью, эффектом следообразования, что обозначает проявление следующего аффекта в более короткий промежуток времени, чем предыдущий.

Для аффекта характерно то, что в процессе психотерапевтической работы, благодаря процессу катализации, причины, вызывавшие аффект, могут быть локализованы.

Таким образом, в СПЭ аффектов выясняется причинно-следственная связь между событием и обстоятельствами, а также выявление личностных детерминант, обуславливающих такое поведение.

Далее выясняется причина возникновения аффекта, образ жизни исследуемого, его установки, взгляды, убеждения, способность избежать такой формы поведения.

 

По мнения Г.Силье, стресс – это не что иное, как реакция организма на сложную ситуацию, связанная с необходимостью адаптации.

Выделяют дистресс – неблагополучная форма; эвстресс – мобилизация организма, связанная с необходимостью преодоления сложной ситуации.

В первом случае организм выделяет анадреналин, а во втором случае – норадреналин.

Таким образом, стресс формирует состояние напряжения, которое, в свою очередь, влияет на когнитивную, эмоциональную и волевую деятельность человека.

Таким образом, наличие стресса может являться одной из причин, обуславливающих анитисоциальное поведение человека.

Далее могут быть исследованы такие эмоциональные состояния, как фрустрация, ситуация сильных переживаний, утрата близких и так далее.

Определенный интерес вызывает экспертиза предсмертных состояний потерпевших. Поскольку именно она может охарактеризовать эмоциональный фон переживаний, пролить свет на причины, детерминирующие данный тип поведения.

При проведении СПЭ необходимо помнить о том, что она может быть осуществлена специалистом, имеющим определенные научные познания и специальный допуск применительно к производству такого вида экспертиз.

СПЭ проводится в отношении физических вменяемых лиц, и на ее рассмотрение не могут быть вынесены вопросы относительно вменяемости и способности руководить своим поведением.

Определенный интерес вызывает СПЭ малолетних и несовершеннолетних. Применительно к малолетним качественному исследованию в рамках психологической экспертизы подвергается эмоционально-волевая сфера. Прежде всего, в плане возможности получения правдивых и достоверных показаний, а также влиянии фантазий и внутренних переживаний на формирование этих показаний. Как правило, такая экспертиза проводится в специальных учреждениях специалистами, имеющими широкое познание в области детской психологии.

Применительно к свидетельским показаниям СПЭ помогает установить способность свидетеля воспринимать, оценивать и трактовать события, умение оперировать понятиями, суждениями, и формировать правильные умозаключения.

Поводом для назначения СПЭ является постановление следователя или суда. В отдельных случаях инициатива проведения такой экспертизы может принадлежать адвокату.

 

СПЭ участников ДТП

Вопросы, касающиеся проведения данного вида экспертизы, касаются в основном способности воспринимать, реагировать в данной ситуации.

Подробно технология проведения данной экспертизы представлена учебном пособии Крылова «Практикум по общей и экспериментальной психологии».

 

СПЭ криминальной группы

В рамках данной экспертизы исследуются:

1) Структура группы (как правило, это делается с помощью социментрических исследований),

2) композиция группы;

3) структура руководства и лидерства;

4) система отношений в группе;

5) Групповая динамика;

6) Механизмы психологической защиты.

Таким образом, данная экспертиза помогает следователям объективно оценить структуру группы, роль каждого члена в ее функционировании, установить антисоциальную составляющую криминальной группы.

 

В ходе СПЭ применяются как основные, так и вспомогательные методы.

 

Результаты СПЭ закрепляются в заключении, которое подписывается специалистами-экспертами и направляются лицу, вынесшему постановление о проведении СПЭ.

В случае несогласия с мнением эксперта может быть назначена повторная экспертиза в составе других экспертов.

 

 

Работы по судебной экспертизе принадлежат Кочетову, Вяткину, а также Л.П Алексеевой «Субъект преступления».

 

Предмет СПЭ – непатологические, психологические явления и факты, имеющие значение для уголовного дела и способствующие выявлению причастности лица к совершению противоправного деяния.

 

 

Поводы факультативного, необязательного назначения СПЭ:

1. Установление авторства, подготовки некоторых документов или текстов;

2. Психическое состояние лица, предрасполагающее его к самоубийству (демонстративные свойства личности);

3. При рассмотрении преступлений, связанных с аффективными реакциями.

 

СПЭ и заключение, подготовленное в ходе ее проведение может быть использовано:

1) Для изучения механизма, совершенного преступлением;

2) При доказывании и квалификации содеянного;

3) При необходимости проверить факты невиновного причинения вреда;

4) Дл обстоятельств, смягчающих наказание;

5) В целях справедливого воздействия на виновного с учетом его личностных особенностей;

6) В тактических целях в ходе решения правоприменительных задач.

 

Оценка заключения СПЭ обусловлена следующим содержанием:

· Достаточно ли данных, собранных в процессе СПЭ, для разрешения вопросов, поставленных перед ней следователем;

· Являются ли методы, применяемые к экспертам, объективными и научно обоснованными;

· Не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции;

· Оценить, соблюдены ли требования уголовно-процессуального законодательства в ходе проведения экспертизы;

· Выявляется, возникли ли противоречия между результатами экспертизы и собранными доказательствами.

· В случае необходимости может быть назначена повторная СПЭ.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции СПЭ относятся вопросы, касающиеся индивидуальных психологических особенностей участников гражданско-правовых споров, уровня их интеллектуальных способностей и др.

Кроме этого, СПЭ по гражданским делам может оказать помощь в качестве компенсации морального вреда.

 

В случае, если возникают сомнения о том, что участники СПЭ находятся в пограничном, психопатологическом состоянии, целесообразно назначать, не СПЭ, а комплексную СПЭ.

 

В случае назначения экспертизы могут ставиться следующие вопросы:

- каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного;

- имеются ли недостатки у подэкспертного в отношении перцитивной, волевой или интеллектуальной деятельности;

- каков уровень у обследуемого мышления, речи и памяти.

 

 

Вопросы, которые ставятся перед экспертизой при изучении личности:

1) Половые признаки, возраст;

2) Индивидуальные психологические особенности, которые влияют на его поведение в ходе совершенного преступления;

3) Имеется ли у испытуемого повышенная внушаемость, склонность к фантазиям, наличие свойств, влияющих на способность адекватно воспринимать и оценивать картину происшествия;

4) Каким образом индивидуально-психологические особенности исследуемого могли повлиять на восприятие, оценку и решения в сложившихся ситуациях;

5) Каковы навыки обследуемого и соответствуют ли они применительно к управлению данным транспортным средством.

 

В отношении несовершеннолетних:

1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки психологических заболеваний или нарушений протекания психической деятельности;

2. Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития осознавать и оценивать произошедшее, а также руководить своим поведением;

3. Участвовал ли несовершеннолетний в группе, выяснить его статус, положение, роль в системе групповых отношений (находился ли он в психологической зависимости).

Применительно к психическим состояниям выясняется:

Находился ли испытуемый в «психотравмирующей» ситуации;

Являлась ли ситуация, в которой находился исследуемый, экстремальной;

Каковы психологические мотивы, способствовавшие совершению преступления;

Каково содержания ценностно-мотивационной схемы обследуемого.

 

 

Поведение несовершеннолетних. Причины делинквентного поведения несовершеннолетнего.

Делинквентная юридическая психология называет поведение, предполагающее нарушение норм административного, гражданского, семейного и других норм права. В крайних своих проявлениях делинкветное поведение есть не что иное как поведение, связанное с совершением уголовно-наказуемых деяний.

Причины девиации:

1. Нарушение процесса социализации, что проявляется в таких явлениях, как разрыв социальных связей, нарушение адаптации, стремление к самоутверждению.

Негативные формы девиации:

§ Алкоголизм;

§ Наркомания;

§ Токсикомания;

§ Половой аморализм;

§ Вандализм;

§ Суицидальное поведение.

 

Делингвентное поведение имеет ряд особенностей:

1. Отклоняющее поведение личности;

2. Делигнветное поведение противоречит требованиям норм и правил;

3. Делинкветное поведение представляет угрозу для общества;

4. Такое поведение осуждается и порицается обществом.

 

Делинкветное поведение предполагает наличие социального конфликта между индивидом и обществом.

 

 

Date: 2015-07-01; view: 471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию