Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризисы семейной жизни





«Ребенок не может быть средством

достижения даже самых благих целей».

Л. Петрановская.

 

Существует правило, согласно которому семья, находящаяся в стадии кризиса, сначала должна его преодолеть, и только тогда принимать решение о принятии ребенка в семью. Семья – это система, и в преодолении кризиса принимают участие все ее члены. Ребенок, принятый в этот нелегкий период, окажется втянутым в решение чужих психологических проблем, что нанесет вред и ему, и семье. Брать ребенка в период кризиса, острого или незавершенного – ошибка, которая обречет на крах все ваши надежды. Пусть наступят мир и согласие в вашей семье, и тогда она сможет стать счастливым домом для приемного ребенка.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. Супружеская пара не имеет собственных детей. На приемного ребенка возложены надежды по укреплению или даже спасению брака. Иллюзия, что только малыш укрепит отношения между супругами, может обернуться кошмаром, и для приемных родителей, и для ребенка. Взрослым следует сначала определиться со своим браком: он либо окрепнет после кризиса, либо распадется. Но это будет ответственность супругов, а не ребенка, не оправдавшего надежды. Привести ребенка в семью, которая трещит по швам, или в крепкую, способную выдержать любые нагрузки – большая разница. Приемный ребенок должен быть нужен сам по себе, а не как замена родному, не как способ удержать супруга в семье.

2. Семья с единственным ребенком. Отношения родителей с родным ребенком отчего-то омрачены чувством вины, ощущением, что чего-то ему не хватает, и что второй ребенок бы все поправил. Родители, мотивируя тем, что ему нужна «компания, чтобы не вырос эгоистом» придумывают взять приемного. Но деформированные отношения с родным ребенком не исправить с помощью приемного. Родительскую некомпетентность не компенсировать за чужой счет. Сначала следует разобраться с тем, что вас не устраивает в отношениях с собственным ребенком, восстановить нормальные границы, соотношения сил в семье, иерархию. Тогда можно быть уверенным, что и единственный ребенок в семье не обязательно станет эгоистом, а компанию не обязательно заводить дома. Родители должны понимать, что приемного ребенка нельзя использовать как средство выражения заботы о благополучии родного, он должен быть нужен им самим.

3. Семья с взрослыми детьми. Стадия «пустого гнезда». Супруги полны сил, и как родители себя еще не исчерпали. Прежде всего, им необходимо посмотреть на желание взять приемного ребенка глазами собственных взрослых детей. Если отношения с ними оставляют желать лучшего – начинать надо именно с них. Возможно, «гнездо» опустело слишком рано или неправильно, и тогда родители все еще нужны взрослым детям. Нужно убедиться, что они не чувствуют себя недолюбленными, отвергнутыми, что они верят: что бы ни случилось и сколько бы лет им ни было, их родители всегда поймут и поддержат их. Что приемный ребенок – не замена им, и что родительской любви хватит на всех.

Для всех трех примеров характерно стремление решить свои психологические проблемы за чужой счет. Ребенок принимается в семью не ради него самого, а ради чего-то, с какой-то целью, ему навязывается особая миссия, он вынужден обслуживать чужие интересы. Такое поведение соответствует либо острой фазе прохождения семьей кризиса, либо незавершенному, затянувшемуся кризису.

В современной психологии семья рассматривается как система – сложное, особым образом организованное и функционирующее единство. Согласно законам, по которым живут все системы, Семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития, и в то же время она должна пройти свой жизненный цикл — последовательность стадий, каждая из которых заключает в себе возможности личностного роста всех членов семьи и развития семейной системы в целом.

Симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ. Переход на каждый следующий этап сопровождается конфликтами, продолжающимися до наступления адаптации.

Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения у ее членов психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств. Попытки сохранить любой ценой прежний темп и стиль взаимодействий ведут к нарастанию степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений. Если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, усугубляется прохождение очередного нормативного кризиса, а если в течение длительного времени семья не решает задачи, которые ставит перед ней ее жизненный цикл, она становится дисфункциональной. Дисфункциональная семья порождает неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, формирует условия, препятствующие их личностному росту. Такая семья постепенно становится полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые, наполненные любовью и уважением отношения.

Многое зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное развитие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях является условием успешного преодоления кризисов.

Выход из кризиса сопровождается установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия.

Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий.

Это могут быть:
1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.);
2. Неожиданные события, стрессы;
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена и др.).

В жизненном цикле семьи выделяют 6 стадий, у каждой из которых свои задачи:
- добрачный период;
- семья до рождения ребенка;
- семья с детьми — дошкольниками;
- семья с детьми школьного возраста;

- семья со взрослыми детьми;
- семья после отделения взрослых детей.

 

Этапы развития и кризисные периоды семьи

 

Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи Задачи развития семьи
  Период ухаживания
1. Формирование собственной идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодыми людьми адекватного возрасту статуса.
Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу: 1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками. 2. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. 3. Установление оптимального баланса близости/отдаленности. 4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности. 5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация). 6. Решение жилищных проблем, приобретение собственного имущества.
Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Уход за маленьким ребенком. 2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка. 3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком. 4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета. 5. Согласование личных и семейных целей.
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа) Семья дошкольника и младшего школьника
Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу. 2. Проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой и др. 3. Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью Семья подростка
Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми. 2. Изменение типа родительского поведения и ролей. 3. Подготовка к уходу подростка из дома.
Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом Фаза, в которой выросшие дети покидают дом
  Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Сепарация ребенка от семьи. 2. Корректный уход из дома. 3. Поступление в учебное заведение, на военную или иную службу.
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию («опустевшее гнездо»)
Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию.
Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого
Реорганизация семьи: 1. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству. 2. Поиск новых связей с семьей. 3. Принятие ухода и помощи от членов семьи или социального окружения.

Жизненные трудности – всегда шанс стать более зрелыми, сильными и сплоченными. Преодолевайте их, не теряя уважения, опираясь на привязанность, ориентируясь на гармоничный личностный рост каждого члена семьи.

Date: 2015-06-11; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию