Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные кризисы





Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида, и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями.

Возрастной кризис - это целостное изменение личности, регулярно возникающее при смене стабильных периодов, обусловленное возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Происходят системные качественные изменения в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач, выбор между прогрессом и регрессом. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека, ее успешности. Через эти выборы происходит развитие идентичности человека, формирование психосоциальной тождественности, принятие самого себя. Поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований, требует от человека приспособиться к ним, принять изменения, воспользоваться вновь открывающимися возможностями. Но наряду с возросшим потенциалом, этот период заставляет человека переживать «маленькую смерть» того, что когда-то составляло его «Я»: «отмирают» устаревшие представления о себе, привычные способы реагирования, утратившие актуальность и адекватность формы поведения.

Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Но процессом переживания можно управлять извне – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности, особенно уязвимой в этот период, или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, невротизация, суицидальное поведение.

В связи с этим важно разделять понятия «критический период» и «кризис». Если критический период – неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может не быть. Таким образом, кризис как болезненный, острый период в развитии, не есть необходимый симптом! «Трудность» переходных периодов говорит о том, что на данных этапах человек испытывает депривацию каких-то существенных для него потребностей. Поэтому можно сделать вывод, что на стыке двух возрастов именно у тех детей, подростков и взрослых, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития, и возникают те самые «трудности», которыми «славятся» критические периоды. Следует различать неудовлетворение потребности, связанное с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого бы они не исходили – от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития. Противостояние же нового качества развивающейся личности и окружения, не приемлющего новых форм поведения и новых ее потребностей, может обернуться трагедией.

В прохождении критического периода выделяют несколько этапов:

Структура кризиса есть отражение динамики переходов реальной и идеальной форм. Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме. Открывается нечто иное, ожидающее в будущем, образ нового поведения. Иное будущее, предстоящее оказывается привлекательным. Из "здесь и сейчас" предшествующей деятельности человек выходит во временную перспективу, открывает новую идеальную форму и в следующей фазе идеализирует ее. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями, он полностью погружен в ситуацию предшествующего стабильного периода. Теперь же она все еще рассматривается как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

Далее наступает собственно критическая фаза, которая состоит из трех этапов. На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме (идеализированные и часто наивные) в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика данного этапа связана с особенностями самой идеальной формы: первоначально в представлении ребенка самостоятельность не является отдельным понятием, самостоятельность – это действие конкретного человека, неразрывно связанное с особенностями этого человека, часто с его внешностью и привычками; это пока только идея самостоятельности. Причем на первом плане окажутся наиболее внешне заметные признаки: возможно, это будет манера разговаривать или мимика. Действуя по логике идеальной формы, ребенок поначалу будет копировать того, кого считает самостоятельным. Для него пока еще нет содержания самостоятельности, есть только конкретное самостоятельное действие данного человека. Что касается детей, то именно «опробование» своим новым поведением старых привычных ситуаций и оказывается основой трудновоспитуемости.

Далее наступает второй этап – этап конфликта. Конфликт рассматривается как необходимое условие нормального развития в кризисе. Конфликт позволяет ребенку, подростку, взрослому и окружающим его близким, предельно обнажить собственные позиции. До конфликта единственной преградой для воплощения идеальной (идеализированной) формы остаются внешние ограничители – «старые» формы жизни, формы взаимоотношений. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность формами поведения, но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью, неумением, неспособностями. Наблюдения за поведением детей в критические периоды обнаруживают, что трудновоспитуемость возникает в привычных ситуациях. Поведение ребенка в новых условиях, напротив, отличается конформностью. И в старых, привычных, и в новых ситуациях ребенок действует в соответствии с мифом своей идеальной формы: шестилетка изображает «настоящего» школьника, подросток – взрослого. Но для старых ситуаций (например, домашних) такое поведение неадекватно, оно разрывает целостность ситуации, взрывает ее, провоцируя конфликт. Вместе с тем старые ситуации обеспечивают и безопасность действий, что создает условия для их воспроизведения, дает возможность построить воссоздаваемую пробу нового поведения. В конфликте эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды, связанные с ригидностью системы воспитания, затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. У человека возникает отношение меры своих реальных возможностей к идеальной форме – к желаемому. Возникает дифференциация Я-реального и Я-идеального.

Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное», возникает новая ведущая деятельность, реализуется новая идеальная, а не идеализированная форма, полноценная, а не формальная. Человек обретает новое видение самого себя и своих отношений с миром.

При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и, как следствие, ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде.

Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий. В норме критический период становится актом развития, если в процессе его преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритического периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция.

Итак, кризисный период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы человека. Что именно принесет человеку кризис, во многом будет зависеть от него самого и окружающих его близких.

Особенности становления личности зависят от экономических и культурных факторов, конкретного исторического времени, среды. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий, на каждой из которых он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними.

Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность начинает складываться с самых первых дней жизни и заканчивает формироваться в юношеском возрасте. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Он должен постоянно отвечать себе на вопрос: «Кто я?». Этот процесс определяется приобщением ребенка к социальной общности, группе, передачей ему особенностей мировосприятия, им присущих.

Целью каждого возрастного этапа, заканчивающегося критическим периодом, является формирование так называемого новообразования, являющегося как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития человека в соответствующий период. Оно не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования черт личности следующего возрастного периода. В новообразовании заключено глубинное отношение личности к себе и к окружающему миру: это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

 

Date: 2015-06-11; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию