Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальной сферы, ее специфика и структура





Социальная сфера - одна из важнейших сфер обществен­ной жизни. Она охватывает отношения между людьми, различ­ными социальными общностями (группами) по поводу их собст­венного социального воспроизводства и развития. Специфика собственно социального и заключается в становлении и развитии человеческого в человеке. Именно в социальной сфере идет про­цесс воспроизводства самого человека, личности во всех ее ка­чествах, способностях, знаниях, умениях и нав ыках успешной и осмысленной общественно значимой и частной жизнедеятель­ности.

Пространственно-временной диапазон социальной сферы охватывает собой все стороны и грани общественной жизни, где протекают процессы формирования, становления и реализации сущностных сил человека от роддома, где рождается человек, и вплоть до места его последнего упокоения и свершения погре­бального ритуала.

В содержательно-функциональном плане со­циальный срез включает в себя институты семьи, образования и воспитания, здравоохранения и социального обеспечения, соци­альную организацию производства и труда быта и досуга людей. Важнейшими показателями развития социальной сферы являют­ся образ жизни, ее качество и уровень, удовлетворенность тру­дом, социальная справедливость и равенс тво. Конечно, в пони­мании социального статуса и общественного положения человека следует избегать формальных и вульгарно уравнительных оце­нок, необходимо исходить из действительного положения людей, учета таланта, способностей, трудового вклада и творческой ак­тивности личности, какую бы нишу и позиции она не занимала в социальной иерархии общества. Верно замечено, что не место (должность) красит человека, а человек - свое место.

Социальная сфера жизни общества обладает относительно устойчивой системой взаимосвязей и взаимодействия между раз­личными общностями социума как целого. На любой историче­ской ступени своего развития общество это не простая и механи­ческая совокупность индивидов, разрозненных лиц и групп, не связанных нитями духовной общности, совместными интересами и целями трудовой, хозяйственно-экономической и социокуль­турной жизнедеятельности. Общество всегда представляет собой известный и определенный социальный организм. А на определенных исторических этапах - социально-классовый и социально-этнический ор­ганизм. Функционирующий в системе общественных взаимосвя­зей и отношений, организационных структур и институтов, скла­дывающихся в различных сферах общественной жизни.

Социальная структура общества вырастает из материаль­ного производства, развития производительных сил, обществен­ного разделения труда. Первоначальные различия между философом и носильщиком менее значительны, чем между дворняжкой и борзой. Пропасть между ними вырыта разделением труда. (К.Маркс)

Она формируется на базе устойчивых, сложившихся про­изводственных отношений. В общественном производстве и структуре общественных отношений различные общности - эле­менты (семья, группа, сословие, слой (страта), класс, род, племя, народность, нация) занимают свое специфическое и никем не замещаемое место, осваивают определенные общественные по­зиции, выполняют свою особую роль и конкретные социокультурные функции. Человек включается в социальную жизнь и в спектр общественных отношений через историче­ски определенные и устойчивые социальные и социально-этнические общности. Ведь каждого человека следует рассмат­ривать не отвлеченно, не абстрактно, а в своей социокультурной идентичности. Каждый человек в своей конкретности - это чело­век семьи, человек определенной социально-демографической группы, человек той или иной социально-классовой общности; человек определенного рода-племени, народности-нации; чело­век определенной эпохи, веры, культуры, страны, человек своей Родины. Иначе мы получаем «перекати-поле, «гражданина ми­ра», космополита, человека без единого пятнышка социально-культурной самобытности.

В обществе всегда сохраняются и воспроизводятся опре­деленные различия между людьми:

1. естественные (половые, возрастные, расовые, физиологические, эмоционально-психологические и т. д.);

2. социальные различия в общественном положении людей (в производстве, труде, собственности, доходах, власти, статусе, образе жизни, культуре, религии, образовании, местожительстве), по степени активности, самосознания и самоидентификации.

Понимание социальной сферы должно быть предельно ши­роким, охватывающим всю совокупность общественных разли­чий, и в то же время предельно глубоким - с выделением осново­полагающих социальных различий. Стратификационный подход связан с выделением и характеристикой различных слоев. Он позволяет зафиксировать феноменологию социальной жизни и возможности социальной мобильности в обществе. Стратификационный подход должен быть дополнен анализом классовых различий как наиболее глубоких и определяющих оснований всей социальной стратификации и дифференциации в обществе.

Понятие классов и учение о классовой борьбе было выдвинуто за­долго до марксизма. Но марксизм довел учение о классах и клас­совой борьбе до социалистической революции и диктатуры про­летариата как неизбежной форме его политической власти, до преобразования частной собственности в общественную как ос­нову ликвидации эксплуататорских классов, до преодоления классов и становления социально однородного общества с полным социальным равенством.

Наиболее известным является определение классов В.И. Лениным в его работе «Великий почин». Она посвящена ана­лизу «коммунистических субботников» как нового отношения к труду. Давайте вникнем в суть этого определения.

«Классами называются большие группы людей, разли­чающиеся по их месту в исторически определенной системе об­щественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам произ­водства, по их роли в общественной организации труда, размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». [1]

Они формируются веками. А у нас - на наших глазах... Общинника в раба!

Date: 2015-06-11; view: 869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию