Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Психологическая структура деятельности





Деятельность и действие всё-таки радикально отличаются друг от друга. Отличаются, прежде всего, тем, что деятельность является более общей формой активности человека. Леонтьев рассматривал деятельность в качестве единицы жизни и считал, что всё, что происходит с человеком, в конечном счёте, можно проинтерпретировать в терминах деятельности. Согласно Леонтьеву любая деятельность исходит из потребности, но ключевым признаком наличия деятельности является мотив.

Появление мотива означает для Леонтьева появление деятельности. Кроме мотива Леонтьев выделяет ещё два принципиальных элемента – цель и условия выполнения деятельности. Если деятельность соотносима с мотивом, то действие, из которых состоит деятельность, соотносимо с целью. Предполагается, что один и тот же мотив приводит к образованию достаточно сложной цепочки целей, которые достигаются с помощью различных действий. Наконец, сами действия могут быть дифференцированы на более простые, но целостные элементы, которые называют операциями. И вот эти операции непосредственно соотносимы с условиями выполнения деятельности.

Согласно Леонтьеву, цель, данная в определённых условиях, представляет собой задачу. Таким образом, мы имеем дело с двумя средами образования:

1. мотив, цель и условие – этот ряд образует предметное содержание деятельности.

2. деятельность, действие, операция. Это интерактивный ряд деятельности.

Это различные способы взаимодействия человека с окружающей действительностью, разные уровни этого взаимодействия.

3. Наконец, Леонтьев выделяет третий ряд – динамический ряд действия. Он представляет собой взаимные переходы: действия в деятельность, действия в операции и наоборот. Отсюда и получается, что жизнь человека – это сложно организованный поток деятельности.

В теории Леонтьева различается деятельность внешняя и деятельность внутренняя. Внешняя деятельность или предметно – практическая деятельность является основной и генетически исходной. Последнее означает, что она появляется в онтогенезе в первую очередь и на её основе складывается внутренняя или психическая деятельность. Если предметно – практическая деятельность всегда связана с видоизменением предмета и ситуации, в которой находится субъект, то внутренняя деятельность предполагает видоизменение образа предмета или понятия предмета, а также воспринимаемой ситуации.

Внутренняя деятельность по Леонтьеву – это, например, интеллектуальная деятельность, деятельность, в результате которой порождаются новые понятия или представления о мире. К внутренней деятельности Леонтьев относил перцептивную деятельность, т.е. деятельность, связанную с построением чувственного образа действительности. К внутренней деятельности Леонтьев относил и мнемическую деятельность, т.е. активность, связанную с процессами воспроизведения, запоминания и узнавания того или иного предмета.

Деятельность существует объективно и каждый, кто приходит в этот мир, должен ассимилировать тот или иной вид деятельности, освоить его, сделать его своим. В процессе освоения деятельности внешняя деятельность интериоризируется и становится внутренней. Я напоминаю, что интериоризация понимается, как вращивание извне вовнутрь, превращение внешних свойств и форм активности во внутренние. Внутренняя деятельность по отношению к внешней всегда имеет преобразованные формы, она свёрнута, протекает много быстрее внешней, но сохраняет двигательные звенья. Правда это уже не движение рук, которые держат топор или карандаш, а движения глаз, которые повторяют форму предмета. Наличие внешнего двигательного или моторного звена внутренней деятельности считается обязательным условием. Наряду с интериоризацией существует прямо противоположный процесс – экстериоризация или превращение внутренней деятельности в деятельность внешнюю. Теория Леонтьева в значительной степени опирается на понятие предмета. Это понятие используется в 2-х значениях:

1. предмет как часть объективной реальности – именно на него направлена предметно – практическая деятельность.

2. предмет как характеристика образа, т.е. того, что воспринимает, что представляет или что мыслит субъект.

По Леонтьеву деятельность всегда предметна и именно отличает любое психическое явление от явлений физики, химии или физиологии.

Позиция С.Л.Рубинштейна в отношении теории деятельности несколько отличается от леонтьевской. Если Леонтьев делает акцент на структуре деятельности (которая показана на рис.), то Рубинштейн делает акцент на субъекте деятельности, на том, кто эту деятельность осуществляет. С этой точки зрения главной является не структура деятельности, а структура личности человека, которая включает мотивы, потребности, способности человека, характер, а также личный и социальный опыт, которым владеет человек.

Рубинштейн был радикально против жёсткой связи мотива с деятельностью и цели с действием. И деятельность и действие имеют как мотив, так и цель, но по отношению к деятельности действие играет роль подчинённую. Различие в понимании деятельности распространялось и на понимание Рубинштейном и Леонтьевым того, что такое умение.

Для Рубинштейна умение – это один из уровней или этапов овладения действием или деятельностью. Уровни это такие: знание, умение, навыки. Смысл очень простой:

1. сначала человек знает, как выполнить то или иное действие;

2. на более высоком уровне освоения деятельности он может эту деятельность выполнить самостоятельно;

3. наконец после многократного самостоятельного выполнения деятельности она автоматизируется и превращается в навык.

У Леонтьева было другое представление об умении. Он считал, что человек при овладении деятельностью актуализирует знания и имеющиеся навыки, синтезируя их в некоторое целое, которое он называл умение. Вот его схема.

Два понимания казалось бы одного и того же.

У Рубинштейна умение – это этап овладения деятельностью или действием,

У Леонтьева – синтез знаний и навыков.

Навык и тем и другим понимается примерно одинаково – как автоматизированное действие. Речь шла о произвольных действиях, которые многократно повторяются, теряют цель, следовательно не осознаются и совершаются машинообразно, автоматически.

Общим было для Рубинштейна и Леонтьева понимание привычек. Согласно определению привычка это рудимент деятельности. Это то, что не является необходимым с точки зрения выполнения деятельности, но что очень желательно с точки зрения поддержания личностью своего статуса в группе и своего состояния. Когда ученик отвечает у доски и смотрит в потолок или ковыряет в носу – это не более чем привычка, которая субъективно облегчает ответ. Так человеку спокойней. Так ему привычней.

Любая деятельность имеет направленность Направленность обеспечивается во-первых целью, во-вторых - соответствующей установкой, в- третьих – направленностью внимания на определённый предмет. Установка, как вы помните, влияет на наше поведение неосознанно, внимание же – напротив – характеризует направленность сознания на тот или иной предмет или деятельность.








Date: 2015-07-17; view: 464; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию