Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая организация субъекта активности





Направленность. За понятием о направленности личности стоит представление о мотивационно - потребностной сфере человека. Под потребностями понимается нужда в чём-то, в каких-то условиях физической, биологической и социальной жизни. Под мотивом в психологии имеется в виду опредмеченная потребность. Дело в том, что потребность, как таковая - это всегда некоторое внутренне напряжение. Нужда переживается как напряжение, как беспокойство в связи с нехваткой чего-то. Но это беспокойство носит неопределённый характер. Это как бы общее глобальное состояние, которое нуждается в конкретизации, или как говорят в психологии - в опредмечивании.

Мотив всегда имеет как бы 2 стороны: динамическую сторону, под которой имеют в виду своеобразную разность потенциалов или напряжение и предметную или содержательную, по которой имеется в виду то конкретное, что побуждает человека действовать. Жажда - это потребность. Потребность в жидкости в первую очередь. Это биологическая потребность, в основе которой лежат процессы метаболизма. Это состояние, состояние нужды, побуждает человека к определённой активности, которая называется поиск или поисковая активность. Смысл этой активности - опредмечивание потребности. Если потребность типа жажды определяется метаболизмом клеток, т.е. внутренними причинами, то мотив обуславливается прежде всего обстоятельствами жизни человека, в которых он находится в данный момент. Для того, чтобы возник мотив, необходимо иметь 2 вещи: потребность и ситуацию её удовлетворения. В данном случае ситуация - это конкретные обстоятельства жизни.

Если вы находитесь в городе, вы можете зайти в кафе и утолить жажду любым напитком, который оказывается на прилавке. Если вы находитесь в походе, в гористой местности, вы будете искать источник и удовлетворите свою потребность совершенно иначе.

Совокупность потребностей и мотивов образует мотивационно - потребностную сферу личности, которая и определяет поведение человека.

Направленность личности означает наличие доминирующей потребности или мотива. Такой потребности или мотива, которая подчиняет себе другие потребности и мотивы. Лучше всего о направленности личности говорит хобби человека, то, что его интересует. Наличие хобби позволяет выстроить потребности и мотивы человека в некоторое иерархическое образование. На вершине этой пирамиды находится основной или главный мотив личности, а ближе к основанию сначала менее главные, а затем - второстепенные. Очень часто у людей нет вообще никакого хобби. Это значит, что пирамида имеет усечённый характер. Нередко возможна и прямо противоположная ситуация: несколько хобби, несколько ведущих потребностей и мотивов. Очень часто эти потребности и мотивы конкурируют между собой, существенно определяя поведение человека. Пирамида Маслоу была построена по этому принципу, как универсальная закономерность организации и развития личности. Но как показали дальнейшие исследования, далеко не всё обстоит по Маслоу. В действительности люди реализуют потребности очень часто одновременно всех пяти уровней.

Нужно дифференцировать две вещи:

· Потребности и мотивы личности

· Потребности и мотивы деятельности (то, что в данный момент побуждает человека к активности.)

Личность может иметь много потребностей и много мотивов, но они не могут реализовываться все в данный момент. Поэтому используют следующий оборот: какие-то мотивы и потребности актуализированы или находятся в активном состоянии, а какие-то мотивы и потребности находятся в латентном состоянии, как возможности. Как только поменяется ситуация, латентные мотивы могут приобрести актуальность и начать реализовываться. Жизнь человека - это всё время движение потребностей и мотивов. Движение в нескольких направлениях. Во-первых, их число постоянно возрастает. В онтогенезе число потребностей растёт в прогрессивной форме. Во-вторых соотношение между потребностями и соответственно мотивами постоянно видоизменяется. Какие-то из потребностей в один момент времени становятся ведущими, потом они уходят на задний план, уступая место другим потребностям и мотивам. Наконец, в процессе развития человека меняется соотношение актуальных и потенциальных (или латентных) потребностей и мотивов. (Актуальные - те, которые реализуются в данный момент времени в данной деятельности.)

Темперамент. Это формально - динамическая характеристика личности. То, насколько эмоционально мы реагируем на события, насколько быстро или наоборот медленно мы отвечаем на события, интенсивность голоса, резкость движений и некоторые другие проявления нашего поведения, обусловленные свойствами центральной нервной системы. Мы рассмотрели три основные свойства: сила, уравновешенность и пластичность. Избавиться от своего темперамента невозможно, но те или иные проявления темперамента можно скорректировать посредством соответствующих черт характера.

Характер. В отличие от темперамента характер является содержательной особенностью личности. Он обусловлен той прежде всего социальной средой, в которой живёт и воспитывается человек. За характером стоят сложнейшие системы отношений человека к самому себе, к другим людям, к выполняемой деятельности и делу, к природе, технике. Эти отношения представлены в личности человека в концентрированной форме и называются черты характера. Их столько, сколько реальных отношений человека с миром. Например, в русском языке существует свыше 5 тысяч терминов, обозначающих черты характера, причём эти черты объединяются не случайным образом, а вполне закономерно и этот способ объединения черт характера в некоторое целое называется структура характера. Характер, поскольку он формируется в процессе жизни, меняется несколько раз у человека, причём чаще всего изменения характера происходят в критические периоды его жизни. Либо во время возрастных кризисов, а эти кризисы происходят каждые 7 - 8 лет. Каждые 7 - 8 лет совершается биологическое обновление нашего организма. Уходят какие-то болезни, приходят новые, но каждые 7-8 лет человек начинает сверят степень достижения поставленных ранее далёких целей. Чаще всего эти цели достигаются и именно в этих случаях, человеку приходит известная каждому мысль: "а зачем я живу?". Задача на смысл жизни. Это своего рода проверка человека на его прочность. Если посмотреть даты смерти выдающихся творцов мировой культуры, то можно с горечью увидеть, что большинство из них покинуло жизнь именно в критические для себя периоды: 27-28 лет, 36-38 лет, 42-43 года и некоторые другие. Так было с Лермонтовым, который искал смерти на Кавказе. У него не писалось, стихи не шли. С Пушкиным - та же самая картина. Пушкин был убит чуть ли не на 20-й дуэли. Причём, пять или шесть дуэлей было непосредственно перед смертью. Он искал смерти. Искал, вернее, способа реализации самого себя. Как так: у меня всё всегда получалось, а сейчас не пишется. Что значит для поэта невозможность писать стихи. То же самое - Маяковский, Есенин и т.д. Это пункт, когда жизнь начинает идти по совершенно другому руслу, многое воспринимается с совершенно иных позиций, соответственно характер человека меняется.

Кроме возрастных кризисов существенное значение для формирования характера имеют кризисы профессиональные. Особенно тогда, когда человек достигает своего профессионального потолка, не имеет возможности обучаться либо сменить профессию.

Наконец, радикальные изменения характера имеют место в результате разрешения жизненных кризисов. В психологии есть методика, которая называется "шкала депрессий". Вот на шкале депрессий первое место занимает смерть близкого человека, а второе место - развод. Люди, которые выходят из этих жизненных кризисов, как правило выходят из них другими, с иным мировоззрением, с иным отношением к действительности и к самому себе.

Безусловно, темперамент и характер тесно связаны друг с другом. Вместе с тем, эта связь не носит прямого характера. Она, как правило, сложно опосредствована. Я уже приводил вам пример, что сангвинику (темпераментальная характеристика) стать героем легче, (характеристика характера) чем меланхолику. Цена героического поступка человека оказывается совершенно разной. Но в наградах это не учитывается. Для награды важен сам социальный факт.

Способности. Согласно определению это возможности приобретения общественно-значимых знаний, навыков и умений. Способности - это всегда потенциал человека, причём оценить этот потенциал очень сложно. Существующая система оценки знаний и в высшей школе и в средней школе предназначена для оценки не способностей, а лишь наличного уровня знаний, умений и навыков. На первом курсе один уровень, на втором - другой, на третьем - третий и т.д. Способность же - это всегда динамическая характеристика, а именно - насколько быстро и эффективно человек достигает того или иного уровня знаний, умений и навыков. Это вертикальная характеристика, а все тесты, система оценок в школе и вузе построена для горизонтальных срезов.

Способности очень и очень трудно измерить. Большинство так называемых тестов способностей - это тесты, которые измеряют не способности, а наличный уровень знаний, умений и навыков. Пожалуйста, запомните это!

Принципиальный момент имеет проблема врождены или же формируются в процессе жизни способности человека. В литературе накопилось очень много данных, которые вроде бы говорят о том, что способности врождены. Как правило, здесь привлекаются так называемые автобиографические данные, когда на протяжении десятилетий, а иногда и нескольких столетий изучается жизнь и достижения членов одной и той же семьи. И вот оказывается, что в семьях выдающихся юристов, политиков или музыкантов значительно чаще, чем в других семьях появляются выдающиеся же юристы, политики, музыканты. В течении 200 лет в семье Бахов - большой семье - было свыше 30 выдающихся музыкантов и композиторов. Из них Иоган Себастьян Бах достиг вершины. Примерно такие же отношения можно встретить и в других семьях, однако более внимательный анализ показывает, что способности всё же не наследуются. Наследуются не способности сами по себе, а лишь природные задатки человека. Наследуются: острота чувств, свойства ЦНС, морфофункциональные особенности человека. Если у человека будет абсолютный слух, а живёт он в глухой сибирской деревне и работает лесником, он никогда не будет выдающимся композитором. Никогда!

Следовательно, кроме задатков есть что-то ещё. Это второе, что необходимо для образования способностей, называется деятельность.

Деятельность - всегда способность к какой-то деятельности., способность достижения в этой деятельности высоких общественно-значимых результатов. Все исследования последних 4 десятилетий по этой проблеме показывают, что способности, причём любые, возникают, формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Задатки безусловно хороши, но деятельность много лучше. Отсюда следует ещё один очень важный вывод: высокие достижения в той или иной деятельности: профессиональной, художественной, исполнительской - это всегда большой труд.

Понятие деятельности имеет много значений, и одно из значений деятельности - это есть труд в плане преодоления трудностей. Не как производство - нее об этом идёт речь - имеется в виду преодоление препятствий, внешних и внутренних.

Пушкиными или Моцартами рождаются единицы. Как правило, это гении, которые видны чуть ли не с пелёнок. Но большинство выдающихся людей, талантов, становились таковыми именно благодаря постоянной непрерывной деятельности. В деятельности человек шлифует сам себя, в буквальном смысле формирует, придаёт себе форму.

Пример: известный дирижёр и исполнитель Владимир Спиваков. Он неоднократно говорил в своих интервью и книгах, что исходно был очень посредственным учеником. Учеников, который проигрывал практически всем своим однокашникам и в плане исполнения и, наверное, в плане понимания музыки, но две вещи сделали его крупным, а в какой-то мере и выдающимся музыкантом:

1. Атмосфера в семье. И мать и отец Спивакова были музыканты. Все живут музыкой, всё что ни происходит, оценивается с точки зрения музыки: другие люди, политические события и т.п. Это социальная генетика, которая передаётся из семьи в семью, это то что называется культура, которая, естественно, передаётся. Передаётся через отношения к тем или иным событиям, к той или иной деятельности.

2. Труд. То, что для кого-то требовалось 2 - 3 проигрывания и ученик запоминал произведение к тому же исполнял неплохо - для Спивакова требовало 10 - 20 повторений. Не шло, не получалось! За деятельностью, за трудом стоят волевые процессы, стоит воля, благодаря которой человек только и в состоянии сформировать себя таким, каким его хотят видеть или каким он себя хотел бы видеть. Не всегда, но достаточно часто это получается.

Есть понятие психологический комфорт или состояние психологического комфорта. В своё время Уильям Джеймс, выдающийся американский философ и психолог вывел соответствующую формулу. Это всегда дробь между притязаниями человека, то к чему он стремится, его желаниями, стремлениями и его реальными достижениями.

Чем выше наши потребности и чем меньше достижения нашей жизни, тем меньше дробь, тем меньше наша удовлетворённость жизнью и наше состояние психологического комфорта. Я уже говорил сегодня, что потребности имеют тенденцию расти, как снежный ком. Чем больше мы делаем, тем больше потребностей у нас возникает. К сожалению, результаты нашей деятельности часто бывают более чем скромными. Но чем ближе к единице по Джеймсу, тем ближе ощущение психологического комфорта, ощущение своей нужности, значимости.

Правда, всё это очень относительно. Скажем, в матче на первенство мира по боксу, когда встречаются два тяжеловеса и один из них проигрывает, тот который проигрывает, чувствует себя полностью раздавленным и униженным. Почему? Слишком велика составляющая притязаний. Она толкает человека на борьбу. Если бы её не было, на ринг лучше не выходить! Но вместе с тем при неудаче, единственном проигрыше, человек, который может побить любого, кроме одного, чувствует себя абсолютно растоптанным и никчёмным!

Вот вам формула комфорта! И древние греки и Восток постоянно напоминают нам: хочешь быть счастливым - сократи свои потребности до минимума. Освобождайся от потребностей, будь скромным - и ты почувствуешь себя счастливым!

Date: 2015-07-17; view: 644; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию