Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Ритм, материалы и декоративные отделки в костюме





Ритм.

Ритм в переводе с греческого – соразмерность, стройность; основное значение – такт. Ритм – это объективно существующее в природе явление закономерного повторения или чередования соизмеримых элементов во времени или пространстве. Ритм как жизненный импульс проявляется в природе во всем. Его мы наблюдаем в дыхании и движении живых организмов, биении сердца, строении кристаллов, в движении времени, смене дня и ночи, времен года, приливов и отливов, в движении волн и т. д;

Отражая объективно существующий в природе ритм, формируется и ритмический строй произведений искусства. Как эстетическая категория ритм обладает своими особыми закономерностями, специфическими для каждого вида искусства. Эти закономерности обусловлены художественными средствами различных искусств (слова – в литературе, звука – в музыке, движения – в танце и т. п.).

В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ритм является важным средством создания композиции художественного произведения, достижения согласованности его элементов, красоты и гармонии, выразительности образа, четкости его восприятия. С помощью того или иного ритмического строя придается различная эмоциональная окраска художественному произведению, достигается определенное эмоциональное воздействие.

Еще на ранних ступенях развития общества элементы ритма проявлялись в орнаментации различных вещей домашнего обихода: грубую глиняную посуду человек украшал примитивно выведенными зигзагами, вмятинами пальцев, сохраняя ритмическое построение повторности.

В прикладном искусстве на определенном ритме строят орнаменты вышивок, рисунки на тканях. В композиции костюма ритм является одним из средств связи в единое целое всех частей формы. Здесь закономерность ритмического построения может проявляться в линиях силуэта, элементах конструкции, декоративных элементах и цветовом сочетании. Причем, объединяясь в определенной последовательности, части формы образуют ритмические; фигуры из которых, в свою очередь, складывается общий рисунок композиции.

С помощью ритма художник усиливает звучание главного – идеи. В пределах формы правильное решение ритма помогает охватить взглядом всю композицию в целом. Благодаря ритму глаз подсознательно соединяет точки в пространстве. Если повторяющиеся точки или элементы отстоят друг от друга, то взгляд как бы перепрыгивает с одного места на другое и модель лишается ритма.

Самым простым проявлением ритма является повторение одного и того же элемента или равных по величине элементов через равные промежутки. Это простой равномерный ритм. В зависимости от композиционной разработки он может выражаться по-разному:

· во-первых, в повторности форм или. элементов, при которой интервал является границей членения формы, то есть, можно сказать, с нулевыми интервалами или без интервалов;

· во-вторых, в повторности форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.

Первый случай проявления простого равномерного ритма без интервалов можно наблюдать в чередовании мелких складок плиссе или гофре на юбке (рис. 3.4.14, а). Здесь простой равномерный ритм построен по вертикали. То же построение ритмической организации, но уже по горизонтали, показано на рис. 3.4.14, б. Подчеркивая расширение силуэта книзу, на юбке равномерно чередуются оборки одного и того же размера, интервалом является граница членения формы. Ритмическое повторение проявляется как в силуэте, так и в конструкции.

Такой же простой равномерный ритм выражают фестоны, оформляющие низ модели, изображенной на рис. 3.4.14, в.

Ритм проявляется в расположении пуговиц и навесных петель, примыкающих одна к другой, где интервал является границей членения формы. В этих примерах мы наблюдаем плавность, беспрерывность ритмического построения.

Рис. 3.4.14. Простой равномерный ритм
Пример простого равномерного чередования с интервалом показан на рис. 3.4.15. Оборки на юбке расположены в том простом равномерном ритме, но в ином построении – не вплотную одна к другой, а с промежутками – интервалами, равномерно чередующимися с элементами основной формы.

Чередование равных по величине элементов образует равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным «ударением» –акцентами. Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными, элементы, не имеющие акцентов, – пассивными. Равномерное чередование активных и пассивных элементов называется метром. Следовательно, рассмотренные выше примеры иллюстрируют такую особенность: равные по величине или тождественные элементы, следующие один за другим через равные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд.

Организуя чередование одинаковых элементов через равные промежутки, метр является частным случаем ритма, его началом. Этот порядок содержит в себе первый способ пропорционального членения – деление на равные части.

Так как простой метрический ряд основан на тождественном повторении одной и той же величины, его использование требует особого чувства меры, за пределами которого возникает ощущение однообразия и монотонности.

Ряд, составленный сочленением двух и более простых метрических рядов, называется сложным метрическим рядом. Существуют сложные ряды с неравными элементами и равными интервалами между ними; чередованием неравных интервалов между равными элементами; чередованием неравных интервалов между неравными элементами. Повторяющаяся группа элементов (с интервалами) называется периодом ряда.

Простой метрический ряд характеризуется статичностью, а поскольку человеческая фигура по преимуществу динамична, как динамичен и костюм, то его композиция не может быть построена целиком на статике. В хорошо продуманной композиции статика всегда находится в пропорциональном отношении с динамикой, поэтому метрический повтор элементов членений должен находиться также в пропорциональных соотношениях с ритмическим повтором других элементов и членений, в целом составляющих композицию вещи как целого.

Рис. 3.4.15. Модель с простым метрическим рядом
Динамичностью характеризуется метрический ряд, основанный на пропорциональном соотношении предыдущего элемента с последующим. В отличие от метрического повтора, закономерность, на которой основывается метрический ряд и сам ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов. Это может быть нарастание или убывание в чередовании объемов, площадей, сгущение или разрежение структуры, цветовых пятен, силы тона и т. д.

Ритмический порядок задает форме композиционное движение. Этим самым он связан с проявлением динамичности, с композиционным строем формы. В отличие от метра он является «руководящим» средством построения композиции формы. Изменяя порядок нарастаний или убываний ритмического ряда, объем элементов, их структурную насыщенность и т. п., можно усиливать или ослаблять динамичность формы.

Использование в ритмической организации только одного размера – явление редкое. Чаще можно видеть метроритмическое сочетание различных размеров. Например, один размер ритмического ряда организует фурнитуру (расстановку пуговиц), другой – величину полос в ткани, третий – светлотные отношения этих полос, следующий размер метрического ряда организует воланы платья, существенно влияя на его силуэт, то есть ритмизации подвергается уже сама форма (ее силуэт).

В качестве средства композиций ритм используется в моделировании костюма как в тех случаях, когда его объективно предопределяет конструктивная основа, так и тогда, когда он организует применение тона, элементов пластики.

Нарастание или убывание величины самого элемента или промежутка между элементами характеризует пропорционально-последовательный ритм. Этот ритм проявляется в ритмических рядах с постепенным пропорциональным нарастанием или уменьшением элементов или интервалов. Так, на рис. 3.4.16, (а), изображена модель юбки с декоративными вставками. При построении этой модели видно пропорциональное увеличение элементов композиции по направлению к низу изделия (от меньшего к большему). Каждая последующая декоративная вставка больше предыдущей, одновременно увеличивается интервал расположения. А на рис. 3.4.16, (б), пропорционально-последовательный ритм проявляется в построении купонной ткани, где насыщенность рисунка книзу сходит на нет.

Та же закономерность пропорционального нарастания или уменьшения элементов или интервалов может проявляться и в иной ритмической организации – прогрессивном ритмическом ряду.

Рис. 3.4.16. Пропорционально-последовательный ритм
Прогрессивный ритмический ряд основывается на закономерностях арифметической или геометрической прогрессии. При построении ряда на основе арифметической прогрессии соблюдается постоянная разность, а на основе геометрической прогрессии – постоянное отношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда.

Скорость нарастания движения элементов в ритмическом ряду называется темпом. Темп бывает медленным, умеренным, нарастающим и быстрым. Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности, благодаря чему темп приобретает эмоциональные оттенки.

Ритм, метр и темп имеют огромное значение, так как они определяют динамику формы, организованность и характер образа костюма. В зависимости от назначения костюма используют разные темп, ритм и метр.

Проявление ритма организуют форму костюма, причем в организации формы, в расстановке ее величин друг относительно друга ритм может быть очень активен, не очень активен, а может быть и пассивен. И тогда форма становится безликой, недейственной.

В современном костюме, представляющем в целом гармоническую формацию, возможны четыре случая соединения построений: равнометричных и равноритмичных; равнометричных и разноритмичных; разнометричных и равно- ритмичных; разнометричных и разноритмичных.

Элементы костюма могут подвергаться метроритмической организации в вертикальном, горизонтальном, спиральном, лучевом, радиальном, параллельном (однонаправленном и встречном) и комбинированном направлениях.

Ритмичности построения можно достичь, используя различные элементы симметрии: ось вращения, зеркальную плоскость, переносы по прямолинейным и криволинейным осям и т. д. Но в отличие от симметрии, являющейся частным случаем ритма, ритмическое построение не требует абсолютной одинаковости повторяемых мотивов.

Осевая ритмика проявляется в расположении карманов, манжет или клапанов. К осевой метрике можно отнести и порядок распределения отделочных швов, декора, цвета, фактурных вкраплений. И в первом, и во втором случаях регулятором выступает фигура человека. Так, карманы, как правило, располагаются на одинаковом расстоянии от осевой линии корпуса. То же самое расположение и у вертикальных швов. Как правило, симметричны оси человеческой фигуры линии силуэта.

Основным элементом ритмической организации может являться цветовая единица. Повторяемость цветовой единицы возможна в самых различных цветовых сочетаниях, в простом и пропорциональном ритме по вертикали, горизонтали и диагонали. Характерным примером являются ткани в полоску.

Как предмет ритма цвет может выступать в двух аспектах: как средство композиции, подчиненное другому, более решающему средству, и как главное организующее средство.

Ритмика цвета – активное средство композиции костюма в создании художественно-образного содержания. Использовать все грани этого средства – трудная, ответственная, но благородная задача. И задача художника-модельера заключается в том, чтобы заставить верно работать цвет как средство композиции. Это касается как ритмики цвета, так и свойств цвета, которые можно было бы отнести к психологическим свойствам, воздействующим на восприятие.

В этой связи следует обратить внимание на некоторые правила в использовании цвета в композиции. Прежде всего, какие бы цветовые тона ни были взяты для костюма, их должно быть ровно столько, сколько нужно для создания цветовой гармонии. Кроме того, цветовые пятна должны быть организованы ритмически, то есть равные или неравные по площадям пятна одного и того же тона, нюансные или контрастные, между собой должны образовывать слаженную цветовую композицию. Ритмическая раскладка пятен вполне уживается с метрическими вкраплениями цвета. Метрика чаще всего возникаете костюме вместе с рисунком ткани, например в полоску с равной шириной цвета и промежутка.

Особого внимания при ритмизации цветовых пятен требуют контрастные тона, а также черные и белые в ахроматической гамме. Так как они создают наиболее активные цветовые, композиции, особенно важно найти нужную ритмику цвета, чтобы выразить художественное содержание костюма. Надо еще учитывать, что фигура с помощью цвета должна удерживаться в устойчивом; положении, значит внизу должен находиться тяжелый, а не легкий цвет, ибо тяжелый цвет вверху костюма может зрительно «опрокинуть» фигуру. Так же действует и выступающий цвет по отношению к отступающему, черный – к белому.

В одной и той же композиции могут одновременно сочетаться несколько различных видов ритма, взаимно увязанных и подчиненных один другому.

Гармоничные сочетания разных видов ритма наблюдаются в народных орнаментах вышивок. На рис. 3.4.17 показано такое ритмическое построение орнамента, при котором ритм разработан внутри декоративных полос, чередующихся с разными интервалами. Здесь кроме ритма самих полос имеет место чередование элементов внутри этих полос.

Рис. 3.4.17. Элемент русского орнамента
При использовании ритма в организации композиции костюма очень важно не слишком увлекаться ненужным «оформительством». Но как «измерить» активность ритмической комбинации, как установить такой порядок, который сразу бы привел художника к красоте и гармонии? В практике моделирования костюма часто единственным и пока достаточно точным мерильным инструментом служит глаз. Немало значит профессиональное ощущение композиции, в данном случае чувство ритма.

Ритм в костюме действует в сложной структуре пятиконечного образования (рис. 3.4.18). Сама по себе пятиугольная сфера действия форм, которые могут быть то активными, то пассивными, предполагает динамическую основу ритма. Анатомические уровни – конструктивные пояса – являются контрольными и решающими в ритмике форм костюма. Его формы конечны. Так, максимальная длина юбки или брюк – до стопы, рукавов – до кисти, высота воротника – до головы. Даже древнерусские рубахи-долгорукавки имели «конечный» рукав, а современный трикотажный свитер с «бесконечным» вязаным воротом не оставляет человека без головы. Такая замкнутость формы с ориентацией на конечности дает возможность организовать ритм и пользоваться им внутри пятиугольника. Таким образом, ритмизация форм костюма в определенной степени облегчается. Глаз пользуется своего рода конечными точками, такими как голова, кисти рук, стопы ног. Эти точки и являются стратегическими моментами ритмической структуры костюма, в согласии с которой ритмизуются и формы, и их внутреннее наполнение различными приемами разработки, включая фактуру, отделку и цвет.

Материалы

Воздушный кашемир и плотная фланель, шерсть или шелк требуют своего фасона.

Рис. 3.4.18. Ритмическая организация композиции костюма
Прежде чем мысленно сконструировать из ткани форму, нужно увидеть эту ткань, и больше того – помять ее, задрапировать. Ведь среди сегодняшнего изобилия тканей, носящих одно и то же наименование, подразумевается множество качественных характеристик. Так, на прилавках магазинов можно увидеть сразу несколько десятков рулонов ткани, и на ярлыке каждого рулона значится «шерсть». Так-то оно так, но у каждой ткани есть своя особенность – различия по толщине и крутке нитей, их переплетению, следует учитывать и род примесей...

В готовой вещи они ведут себя по-разному, по-разному держат форму, мнутся, драпируются. Все это необходимо учитывать при выборе фасона. Иначе возникнет художественный брак.

Говоря о пластических свойствах формы одежды (ее геометрической четкости, овальности, мягкости, жесткости и т. д.), мы всегда имеем в виду определенные свойства материалов. Это значит, что если необходимо создать форму определенного геометрического вида, следует из огромного разнообразия тканей выбрать только ту, которая своими пластическими свойствами в связи с определенным конструктивным решением сможет обеспечить устойчивость этой формы. Изделие мягкой, «текучей» формы лучше выполнять из мягкой, рыхлой, но формоустойчивой ткани.

Итак, одежду шьют из тканей, и от того, насколько правильно подобрана ткань для какого-либо изделия, зависит качество готового костюма.

Ткань – это, как определяют, текстильное изделие, измеряемое соответствующей мерой (длина, ширина, площадь). Ткань вырабатывается на ткацком станке из двух взаимно перпендикулярных нитей: основы, идущей вдоль ткани, и утка, расположенного поперек ткани. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке («в зависимости от минимального числа нитей – раппорта, необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерными для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами. Количество рисунков ткацких переплетений очень велико. Основные переплетения: простое или гладкое – полотняное, саржевое, сатиновое, атласное; специальное мелкоузорчатое – мелкозернистое, диагоналевое, рогожка; крупноузорчатое – жаккардовое (ткани с крупным рисунком в виде узоров из цветов и т. п.); ворсовое – уточное переплетение (полубархат, вельвет); основоворсовое (бархат, плюш); двухслойное – образуются два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью из основы или утка (износостойкие и теплозащитные тонкосуконные ткани типа драпа и некоторые шелковые ткани).

Сырьем для производства тканей служат волокна натурального, искусственного и синтетического происхождения.

Натуральные волокна бывают растительного (хлопок, лен, конопля, джут) и животного происхождения (шерсть животных, шелк из коконов тутового шелкопряда).

Искусственные волокна получают из природных полимеров – хлопковой, древесной и другой целлюлозы, растительных или молочных белков путем их специальной химической обработки.

Синтетические волокна – высокомолекулярные вещества– полимеры, получаемые путем синтеза из низкомолекулярных веществ (фенола, этилена, ацетилена, метана и пр.).

Из волокон вырабатывают пряжу, которая может быть гребенной, кардной, аппаратной.

Гребенная пряжа изготовляется из длинноволокнистого хлопка, длинной шерсти различных видов. Отличается гладкостью, ровностью и прочностью. Ткани из этой пряжи на ощупь очень приятные, мягкие, эластичные, не мнутся, особенно из тонкогребенной шерстяной пряжи (габардин, коверкот и др.). По гребенной системе прядения вырабатываются и мохеровые ткани.

Кардную пряжу поручают из волокон (хлопок, шерсть) меньшей длины, которые обрабатываются различными способами, исключая гребенечесание. Ткань из данной пряжи прочная, эластичная, но неодинаковой ровности, отличается небольшой пушистостью.

По аппаратной системе прядения получают пряжу мягкую, пушистую, не отличающуюся равномерностью. Из аппаратной пряжи изготовляют тонкосуконные и грубосуконные ткани зимнего назначения (фланель, бумазея, сукно шинельное и др.). Ткани из этой пряжи прессуют, вальцуют.

Многие ткани после увлажнения и влажно-тепловой обработки усаживаются, то есть частично уменьшаются в длину и ширину. Усадка бывает полезной и отрицательной. Та усадка, которая присуща чисто шерстяным тканям, считается полезной. В состав шерстяных волокон входит корковый слой, способствующий созданию и длительному удерживанию той или иной формы, достигнутой в процессе влажно-тепловой обработки. Следовательно, шерстяные ткани можно с помощью влажно-тепловой обработки растягивать (оттяжка) и сокращать (утюжка) на отдельных участках изделия.

Под отрицательной усадкой подразумевают общее излишнее сокращение ткани под действием воды и влажно-тепловой обработки. Больше всего усадке подвержены штапельные ткани, натуральный крепдешин. Поэтому такие ткани перед раскроем следует намочить и высушить, чтобы сшитые из них изделия при носке не деформировались.

Есть ткани, которые осыпаются при срезах. Наибольшая сыпучесть характерна для гребенных тканей из грубой и полугрубой шерсти, тканей из искусственного шелка и хлопчатобумажных тканей.

При моделировании изделий из таких тканей следует избегать применения подрезов, сложных рельефов, кокеток, а также прорезных карманов, вытачных петель, ластовиц в цельнокроеных рукавах. Кроме того, при раскрое из таких тканей необходимо увеличивать ширину швов, и их следует обметывать.

От такого свойства ткани, как упругость, зависит ее сминаемость. Это свойство определяется упругостью волокон и структурой ткани. Очень упруга шерсть, поэтому шерстяные ткани мнутся мало, на льняных же тканях, наоборот, быстро образуются глубокие замины и складки. Если ткань сильно мнется, ее нельзя использовать для слишком узких, облегающих фигуру изделий, драпировок, складок, плиссе.

Для тканей из натурального шелка и искусственного волокна, для шерстяных и хлопчатобумажных тканей характерна раздвижка нитей на швах. Следовательно, при моделировании одежды из этих тканей нужно избегать узких форм и, стачивая детали, шов делать шире, а строчку чаще.

Ткани по-разному устойчивы к действию высоких температур. Целый ряд тканей, например из искусственных волокон, не выдерживает обработки горячим утюгом. При утюжке на виркозных тканях часто образуются неликвидируемые ласы (блеск), поэтому не рекомендуется допускать большого давления на такую ткань утюгом при глажении.

Ткани бывают гладкокрашеные, однотонные (суровое полотно, белая и цветная ткань) и многоцветные (меланжированные, мулированные, набивные и пестротканые). К отделке внешнего вида тканей относится процесс печатания – получение узорчатых расцветок на белой или окрашенной ткани (прямая печать – печать по отбеленной или светлоокрашенной ткани; вытравленная печать–по окрашенной ткани, резервная печать – по неокрашенной ткани).

Особо следует сказать о прозрачных тканях. Эти ткани (как из натуральных, так и из синтетических волокон) могут быть мягкими и эластичными, упругими, жесткими и торчащими.

Структуру таких тканей разнообразят применением разнообразных металлических нитей (люрекс), а также самой выработкой, достигая ребристости, чешуйчатости, жатости, гофрированности и т. д.

При моделировании одежды из таких тканей приходится учитывать в первую очередь их прозрачность. Именно поэтому в моделях из прозрачных тканей не должно быть большого Количества швов, рельефов.

Льняные ткани обладают многими достоинствами: они гигиеничны, то есть влаго- и воздухопроницаемы, хорошо стираются мягки, разнообразны по оформлению, имеют специфическую пластичность, выразительность. Но есть у них и недостатки. Эти ткани мнутся и сильно садятся. Поэтому перед раскроем их следует намочить, просушить, а потом вновь увлажнить и хорошенько проутюжить. Они не подходят для фасонов со складками и сложного кроя – одежду придется слишком часто гладить.

Льняные ткани без добавок других волокон всегда имеют приятный блеск. С добавлением хлопка они легче и мягче, поверхность у них матовая. С лавсаном они меньше садятся, легко стираются, но их трудно гладить.

Хлопчатобумажные ткани милые, простые, нарядные. Хлопок тоже мнется, но очень легко гладится. Эти ткани садятся, следовательно, до раскроя их надо намочить и выгладить.

Хлопчатобумажные ткани – это ситец, батист, маркизет, сатин, бязь, поплин и многие другие ткани из хлопка. Иногда в них добавляют вискозу, и тогда на матовой поверхности тканей появляются блестящие искорки или узор. Из хлопчатобумажных тканей можно шить все что угодно, кроме, может быть, мужских вечерних костюмов и зимних пальто.

Вискозные ткани мягкие, приятные на ощупь, правда, если не сильно аппретированы, то есть не пропитаны специальным раствором для придания жесткости. Более всего из этой группы сегодня известны штапельно-вискозные ткани (штапель) – матовые, податливые полотна, гладкокрашеные или с набивным рисунком. Главный их недостаток – они не очень прочные. Прочность теряют главным образом при намокании. Из вискозных тканей не стоит шить одежду с узкими проймами и рукавами. Для них больше подойдут цельнокроеные или рубашечные, просторные рукава. Эти ткани, так же как хлопок и лен, садятся и требуют предварительного намачивания и высушивания.

Ацетатные ткани – капризный материал. Он, как и вискоза, теряет прочность при намокании, и к тому же менее гигиеничен. Ацетатные ткани следует стирать очень аккуратно в теплой воде и, не дав им окончательно высохнуть, гладить утюгом, нагретым не более 140 °С. Причем утюг не задерживать на одном месте более 20 секунд.

Ткани из полиамидных волокон – это известные всем капрон, болонья, лаке, нейлон, дедерон. Ткани этой группы имеют самые высокие показатели прочности, они не протираются и не поддаются порче. Но у них есть и существенные недостатки. Они, например, желтеют под воздействием света и становятся более жесткими, «сухими».

Кроме того, эти ткани обладают липофильностью – свойством впитывать жиры и масло, которые трудно удаляются. Зато эти ткани легко стираются, плохо впитывают влагу, что важно для верхней одежды. Большая часть современных искусственных тканей вырабатывается из смешанных волокон, сочетающих ацетатные, триацетатные, синтетические нити и пряжу фасонных круток. Это улучшает не только их внешний вид, но и свойства.

Из натурального шелка наиболее известен крепдешин, но выпускаются и другие креповые и гладкие ткани – шифон, вуаль, шелковое полотно, креп-жоржет. Их обработка при пошиве должна быть очень тщательной. Они имеют небольшую усадку (крепы – больше, полотно – меньше), и гладить их нужно влажными.

К натуральному шелку примешивают и искусственные волокна для получения новых интересных фактур и эффектных переплетений.

Шерстяные ткани делятся на костюмные, ткани для платья и для пальто. Большая часть их имеет примесь других (чаще всего химических) волокон для прочности, снижения усадки и сминаемости. Шерстяные вещи хорошо обрабатываются химчисткой и требуют после нее легкой утюжки. В домашних условиях стирка может сильно деформировать изделие, а восстановить его форму и качество окажется очень трудно. Особенно это рискованно для вещей с подкладкой, прокладками и т. д.

Смесовые ткани получили распространение в последние годы. Это обширная группа тонких или плотных тканей для легкой и верхней одежды, одинаково используемых в изделиях для женщин, мужчин, детей. Известны ткани, называемые плащевкой. И хотя название одно, но волокнистый состав этих материалов очень разнообразен. Наиболее популярны смеси хлопка с синтетикой. Но и они различны. Среди них ткани для мужских сорочек и женских блузок, брюк, юбок, костюмов, курток легких и утепленных, плащей и стеганых пальто, используют их и для головных уборов.

Взяв в руки ткань, всмотритесь, что же она сама может вам предложить? Что в ней главное? Прозрачность, пушистость, несминаемость или же красота в драпировке?

Многие хотят иметь в своем гардеробе праздничное платье из бархата. В куске материал этот интереснее других тканей – своим особым глубоким цветом за счет поглощения света ворсом. Но самый сильный декоративный эффект возникает тогда, когда ткань присборивают. По краю таких мелких складок начинается неповторимая игра света. Лишить платье хоть участка такой игры – значит обеднить и само платье, и ткань. Буфы, сборки, драпировки, лиф с напуском – неизменные спутники бархата. Но это относится к бархату на шелковой основе. А сейчас появилось много видов бархата на крепкой хлопчатобумажной основе, часто с добавлением синтетики. К такому бархату совершенно другой подход. Сборки здесь не нужны, ткань более пригодна для деловой практичной одежды четких форм, так как выдержит нагрузки, которым подвергается плотно облегающая одежда. Чем грубее, плотнее бархат, тем больше конструктивной сложности в достижении формы, строгости в оформлении. Пиджаки с множеством швов, вытачек и рельефов отделочная строчка, приминающая толстый край – жесткие прокладки в бортах.

Разбираться в качестве бархата крайне необходимо, потому что, не поняв особенностей, можно не получить задуманного эффекта.

Самое ценное свойство шерстяной ткани, как мы знаем, сохранять тепло. Но очень важно учесть, что греет при этом не само волокно за счет какого-то химического состава, а воздух, который надежно задерживается в ткани бесчисленными жесткими «пружинками», строящими шерстяное волокно. Поэтому ценность ткани измеряется не ее толщиной, а чистотой волокна и легкостью, способностью при малом весе задержать как можно больше воздуха. И фасон одежды из шерстяной ткани должен подчеркивать как раз это ее достоинство.

Поэтому избегаем жестких, запрессованных форм. Для того чтобы не примять край – здесь важно сохранить впечатление объемности, воздушности ткани, – часто примелют самую трудоемкую и изысканную обработку края – вспушку. Изнутри по краю борта прокладывают невидимую строчку частыми ручными стежками, скрепляющую обе ткани и фиксирующую таким образом форму. Отделочную же строчку располагают на большем расстоянии от края. Формы пальто чаще всего свободные – ведь легкость всегда связана со свободой. Меньше режем ткань конструктивными линиями, не утяжеляем зрительно вещь, не портим зря ценного материала. Все это относится к более дорогим драпам. Пальто из них шьются на много лет, поэтому фасоны изделий классические, с тщательно выверенными, чаще округлыми очертаниями деталей.

Фасонные выдумки – всевозможные смелые членения, остро модные детали – оставим для более дешевых шерстяных тканей с малым добавлением чисто шерстяного волокна. Чем меньше говорит за себя ткань, тем громче должен заявить о себе украшающий ее фасон.

Крепдешин – ткань с самым романтическим происхождением. Его сырье – нить кокона шелкопряда – единственное, что мы берем от природы готовым. Натуральная нить высокой крутки, особое креповое переплетение сообщают крепдешину упругость и живость, намного превосходящие другие шелка. Его способность спадать упругими льющимися складками и его особый жемчужный отлив на сгибах по праву снискали ему славу короля шелка. Все эти качества непременно проявляются в моделях с наполненным лифом, клешевой юбкой или двойной юбкой с туникой, с широкими длинными рукавами. Уместно при создании моделей обращение к античным формам одежды, где ценилась живая игра материала. Туники, хитоны – потоки материала от плеч, перехваченные в талии поясами.

Деловая жизнь вывела на первое место в нашем гардеробе комплекты. Действительно, как удобно и гигиенично из «малых» форм одежды создавать каждый раз по своей потребности новые ансамбли. Этот принцип проник и в нарядную одежду. Блузки с юбками из нарядных тканей более практичны и выглядят намного непринужденнее, чем целое платье. Однако не все ткани дают гармоничные сочетания. Тут легче всего сориентироваться, определив род волокна и его назначение. В народном костюме гармония рождалась сама собой – лен, шерсть, хлопок. И сегодня эти ткани дают безупречные сочетания. Потребности современного делового человека добавили к ним ткани с лавсаном, синтетические ткани, «рабочий бархат» – вельвет. Соседство этих тканей оправдано или их единой природой, или незаменимостью в службе. А вот другое «семейство». Ткани более изысканные, украшающие. Бархат, шерстяные крепы, шелка, тонкий трикотаж. Бархатный жакет можно надеть и с шелковой блузкой, и с юбкой из камвольной, более тонкой обработки, шерсти. Но гармония пострадает, если юбка будет из ткани грубошерстной, толстой, ворсистой или типа домотканой. Блузка из нарядных хлопчатобумажных тканей – этой же группы.

Сегодня в моде все больше развивается тема декоративных эффектов за счет соединения тканей разных фактур в одной вещи или ансамбле. И тут свои правила: не сочетаются две ткани чем-либо замечательных фактур. Например, букле и ткань с ворсом, вельвет с характерной поверхностью «в рубчик» и, скажем, ткань с узорной выделкой. Напротив, только гладким окружением подчеркнется выразительность особой фактуры. Но и здесь свои нюансы. Тонкую шерсть можно отделать бархатом, атласом, грубошерстную ткань – более «суровыми» материалами – замшей, кожей. Чем тоньше, нежнее ткань, тем, соответственно, нежнее отделка. Плотный матовый шелк хорошо выглядит в соединении с атласом, но вот уже для шифона, креп-жоржета понадобятся простые поверхности легчайших шелков. Если же задумано комбинированное платье, то отличаться составные куски могут только по цвету, качество же их должно быть совершенно одинаковым. Исключение возможно лишь в нарядах фольклорного стиля как обострение его подлинности. Объем фигуры находится в большой зависимости от толщины и фактуры ткани. Рыхлые, с ворсом или типа букле (с поверхностью из мелких петелек) полнят. И дело не только их толщине. Поглощая свет, рыхлая поверхность лишает объем фигуры светотеневой игры, помогающей ей выглядеть более легкой, четкой и изящной. Но самое печальное, то именно эти мягкие, уютные на вид ткани как раз ближе всего, органичнее образу женственности. Полным женщинам следует с такой же избирательностью и осторожностью подходить и к тканям слишком тонким, гладким, блестящим. Особенно опасен тонкий трикотаж с атласной выделкой. Здесь не только сам материал, следующий всем изгибам фигуры, но и активная игра света - выпуклостях создают впечатление большей полноты. Но Вы никогда не ошибетесь, если остановитесь на тканях матовых, в меру легких и достаточно пластичных. Это шерстяные крепы, плотные шелка, джерси, трикотаж более устойчивого переплетения. И еще один момент: ткань должна спокойно облегать фигуру.

Рисунок на ткани

При моделировании определенного вида одежды необходимо учитывать не только механические свойства ткани, но и ее окраску, рисунок, нанесенный на нее.

По характеру окраски различают ткани гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, а по рисунку – набивные и гладкокрашеные с выраженным ткацким рисунком.

По своему характеру рисунки могут быть двух видов:

1. Конкретные: растительные (цветы, листья), тематические (детские, индустриальные, спортивные, сюжетные), геометрические (полоски, клетки, диагональ, горошек).

2. Абстрактные, или беспредметные (где нет конкретной темы изображения).

Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну. Иногда раппорт резко выражен, иногда эта повторяемость малоощутима. Масштаб раппорта очень различен.

Все рисунки делятся на: 1) статичные – с вертикально и горизонтально расположенным орнаментом; 2) динамичные, где преобладает диагональное направление орнамента; 3) комбинированные, соединяющие в себе статику и динамику.

Кроме того, следует выделить ткани с купонными рисунками и с каймой.

Купонный рисунок определяет его расположение на фигуре. Иногда предусматривается и обозначается вырез горловины, пройм и т. д.

Каймовый рисунок имеет более широкие возможности для использования. Здесь все полотно заполнено определенными, однозначными формами, повторяющимися по всему полотну, с постепенным нарастанием, где рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы. Кайма служит как бы отдел кои для акцентирования одной или нескольких частей платья. Например, кайма, расположенная по центру платья, образует насыщенную широкую полосу. В асимметрично решенных композициях полосу каймы располагают с одной стороны изделия. Иногда кайму располагают по линии кокетки, по низу юбки, рукавов и т.д.

Во все периоды моды в женской одежде использовался растительный орнамент. Конечно, для каждого периода были характерны свои композиционные решения в разработке рисунков цветов, листьев, веток, букетов. Расположение раппорта, масштаб рисунка, характер его нанесения на ткань бесконечно видоизменялись. При этом иногда орнамент изображают более натуралистично, резко выделяя его на общем фоне ткани. В другое время те же цветы и листья начинают изображать более условно, стилизованно, они как бы сливаются с фоном ткани.

Рисунок может иметь различное заполнение фона: от полого заполнения до редко разбросанных форм. Рисунки может быть с размытыми орнаментами, сливающимися с фоном, и напоминающими окраску поверхности мрамора.

С точки зрения композиции рисунки на тканях делят на легкие и трудные.

К легким для моделирования относят рисунки малых и средних размеров, не имеющих верха и низа, а также больших размеров без резко выраженного цветового решения, сплошь заполненным фоном. Здесь при решении композиции и при раскрое в качестве центральной осевой линии изделия можно принять любую линию на ткани, не считать с рисунком.

К трудным относят односторонние рисунки, имеющие верх и низ. В этом случае ткань следует набросить на манекен или фигуру и расположить так, чтобы рисунок был направлен в противоположные стороны (это не относится к тканям с сюжетным и тематическим рисунком: деревья, домики, фигуры человека и др.), что помогает выбрать наилучшее решение в расположении рисунка.

К трудным относят также рисунки больших размеров, выделяющиеся на общем фоне. Ткани с такого рода рисунком следует, независимо от орнамента, применять в изделиях простых лаконичных форм с минимальным количеством швов и рельефов.

Трудными можно считать также рисунки в виде гирлянд, полос и т. п., организованных различными элементами. Здесь надо учитывать размер рисунка, его направление, расположение осевой линии, а также общее цветовое решение. Рисунок должен быть расположен так, чтобы он зрительно не искажал фигуру (это бывает в тех случаях, когда рисунок с ярким и крупным орнаментом сконцентрирован в изделии на выступающих точках груди, в области бедер). При раскрое необходимо следить за совпадением рисунка на парных деталях и вытачках, сохранением раппорта на стыках кокетки и лифа, лифа и юбки по низу изделия. Рисунок не должен обрываться где-то посередине.

Создавая композицию той или иной модели, надо помнить, что на набивных тканях внутренние линии, рельефы, клинья, подрезы, мелкие детали мало заметны и невыразительны. То же самое можно сказать и о драпировках. Драпировка, выполненная на гладкокрашеной ткани, оттеняющей каждую фалду и складку, почти всегда удачна. Драпировка же, выполненная на набивной ткани, будет едва заметна. Особенно это относится к тканям со сплошь заполненным мелким рисунком. В этом случае воспринимается только общий силуэт.

Итак, при решении композиции из ткани с рисунком необходимо эту композицию соизмерять с масштабом, размером и характером рисунка таким образом, чтобы последний не дробил, не сбивал формы и располагался так, чтобы фигура зрительно не деформировалась.

Рассмотрим некоторые наиболее употребляемые рисунки на тканях.

Горошек. Этот рисунок является классическим и никогда не выходит из моды. Меняются лишь размер горошка (мелкий, средний, крупный), ритмическое построение рисунка. Различным может быть также цветовое соотношение горошка с фоном (например, светлый горошек на темном фоне) в зависимости от моды.

Рисунок «горошек» на ткани располагают по диагонали. При решении той или иной композиции это обстоятельство следует обязательно учитывать (в случае косого расположения нитей нарушается ритмичность рисунка).

Ткань с рисунком «горошек» может быть использована и как отделка. В этом случае ткань сбивают, искусственно создавая частый рисунок, которым можно украсить горловину, перед лифа, линию застежки, сборку на юбке и т. д.

Рисунок полос, клеток, диагоналей. Эти ткани бывают пестротканые, набивные, а также гладкокрашеные, с выраженным ткацким рисунком.

Рисунок полос, клеток и диагоналей может играть основную роль в композиционном решении. Ткани в полоску и клетку завоевали всеобщее признание и никогда не выходят из моды. Строгость, геометричность рисунка этих тканей в какой-то мере ограничивает их применение: модели со сложными драпировками или с асимметричными решениями здесь совсем неуместны.

Не рекомендуется одновременное применение продольного, поперечного и косого направления полос в одной модели. Такое дробление полос утомляет глаз, модель выглядит перегруженной.

В клетчатых тканях прежде всего надо определить характер рисунка. Если рисунок клеток симметричный, то из такой ткани можно шить изделия любого фасона, надо только при раскрое следить за тем, чтобы в парных деталях рисунок клеток совпадал по швам, вытачкам и т. д.

Рисунок асимметричный, односторонний требует особого внимания, так как в целом ряде моделей применение ткани с таким рисунком исключено: по швам, вытачкам и т. п. рисунок не будет совпадать.

Чтобы изделие не выглядело небрежным, надо наметить центральную осевую линию рисунка, как на лифе, так и на юбке. Если применительно к симметричной клетчатой ткани это не составляет труда, то в случае работы с тканями, где рисунок односторонний, несимметричный, такая операция чаще всего затруднительна. Здесь надо ориентироваться на более заметные, выделяющиеся клетки и полосы.

И на лифе, и на юбке ткань с симметричным рисунком клеток можно располагать так, чтобы направление его было косое. Но и здесь надо правильно намечать центральную осевую линию рисунка; в противном случае готовое изделие будет казаться перекошенным.

Следует помнить, что рисунок полос или клеток неизбежно преломляется в местах вытачек и швов. Особенно это заметно в области верхней вытачки, идущей от линий плеча. Добиться совпадения рисунка елочкой нельзя, так как скосы ткани идут под разными углами. Случайное же преломление рисунка портит изделие.

При наличии верхней вытачки следует добиться того, чтобы рисунок сохранял с одной стороны долевое направление, а с другой, у проймы, – полукосое.

Верхнюю вытачку можно расположить от линии проймы, причем рисунок (полос и клеток) должен сходиться елочкой.

Прямое направление рисунка в плавном сочетании с косым подчеркивает особенности композиции модели.

На юбках покроя клеш также происходит комбинирование направлений рисунка: на боках – долевое направление, а спереди и сзади – косое или полукосое, либо наоборот. Это обстоятельство всегда надо учитывать при решении формы.

Необходимо следить за тем, чтобы по линиям швов рисунок клеток (или полос) совпадал, а иначе изделие приобретает небрежный вид.

На жакетах из полосатых или клетчатых тканей не рекомендуется делать рельефные швы, по линиям которых рисунок ломается самым причудливым образом. Швы эти, являясь линиями фасона, теряются, делаются незаметными, невыразительными, и кроме того, рисунок клетки сбивается.

Если жакет прилегающей формы, на спинке делают центральный шов. По линии этого шва полоски или клетки сходятся елочкой до линии талии, точно ее фиксируя. Далее они сохраняют прямое направление. Нельзя допускать, чтобы от линии талии полоски или клетки расходились елочкой.

Отделка изделий из тканей с рисунком полос или клеток должны быть простой и строгой. Такие виды отделок, как вышивка, бисер и аппликации, в данном случае, как правило, непригодны.

В основном для отделки рекомендуется использовать гладкокрашеную ткань, кожу, фетр, тесьму, пуговицы, застежку «молнию» и ту же ткань в полоску или клетку, только с рисунком в другом направлении.

Если рисунок мелкий или средний, то отделка гладкокрашеной бейкой или кантом может украсить изделие и красиво, подчеркнуть его конструкцию или мелкие детали, особенно при одинаковом направлении рисунка на основной части изделия и деталей.

Переход долевого направления рисунка на косое иногда составляет основную идею композиции. Дополнять в этом случае модели различными деталями (карманами, клапанами) нецелесообразно; последние будут невыразительны, они только нарушат всю целостность задуманного фасона.

При работе с тканями в клетку и полоску надо следить за направлением рисунка, не допуская его перекоса.

Рисунок диагоналей на тканях образуется ткацким переплетением. Если ткань гладкокрашеная и диагонали мало заметны, то их при решении композиции можно в расчет не принимать. Пестротканые и набивные ткани с резко выраженными диагоналями следует применять осторожно, поскольку добиться совпадения рисунка по линиям швов и вытачек и идентичности рисунка на парных деталях очень трудно, а зачастую невозможно.

Итак, при композиционном решении различных видов одежды необходимо в першую очередь учитывать рисунок ткани. Непродуманное, безразличное отношение к рисунку зачастую приводит к тому, что ткань, красивая в куске, теряет весь свой вид в неудачно сшитом изделии. Бывает и наоборот, когда невзрачная на вид ткань преображается в хорошо продуманной композиции.

Необходимость создания индивидуального образа предъявляет к рисунку на ткани строгие требования. Чтобы научиться «угадывать» ткань еще в куске, важно понять, что каждый узор в одежде требует особого подхода. Его нельзя рассматривать как картинку на стене. Рисунок на ткани – это, прежде всего фон, обрамление всего внешнего облика. Как бы ни был красив сам по себе узор, он не украсит человека, если не будет гармонировать с чертами лица, фигурой, возрастом, то есть не будет соответствовать неповторимому образу.

Прежде всего, узор должен всегда поддерживать Ощущение гладкой поверхности, как говорят художники, «держаться в плоскости»: ни один из его элементов не должен зрительно казаться ближе или дальше остальных, иначе объемные изображения нарушат восприятие форм тела.

Самые «проверенные» мотивы – те, что человечество отобрало на протяжении всей истории костюма: мотивы «беспредметные» – геометрические, растительные и, конечно, всегда несущие ощущение праздника, прелестные и незаменимые спутники женщин – цветы.

Если с любовью к цветам все понятно, то в чем загадка привлекательности простых ромбов, полоски, крапинки, гороха? Дело в том, что они просты, нейтральны, не «мозолят глаза», свободным, ни к чему не обязывающим ритмичным" чередованием темных и светлых пятен оживляют поверхность платья и вместе с тем не мешают видеть человека, его своеобразие.

Многое зависит от удачно выбранного узора ткани, так как главное свойство узора – распространять свой характер, придавать свое эмоциональное звучание всему облику в целом. Вот почему мелкий, редко «засеянный» рисунок на просторе глади большого поля вызывает ощущение покоя и равновесия. А геометрический, строго построенный, с отчетливыми границами придаст облику такие качества, как внутренняя уравновешенность и соразмерность. Тонко прописанный цветок «передаст» свои нежность и изящество. Четкость в рисунке усилит, выделит ту же четкость и в облике. А гармония в рисунке как бы настроит глаз, чтобы заметить ту же гармоничность в вашем лице, фигуре, походке. Грубая пестрота обезличит характер, внешность женщины станет заурядной и невыразительной.

Хорошо, если рисунок на ткани объединен одной цветовой гаммой, если в ткани преобладает один цвет, будь то в рисунке или в фоне. Это особенно существенно, когда цвета яркие, насыщенные. По праву считаются классическими сочетания белого с контрастными темными: черным, синим, коричневым, где на преобладающем поле одного небольшие вкрапления другого – белого на темном или наоборот.

Когда узор многоцветен, всегда кажутся гармоничнее, приятнее для глаза те ткани, где собраны только теплые или же холодные тона.

В особо осторожном подходе нуждается ткань, в которой трудно определить общий тон. Порой, чтобы определить его, нужно отойти на некоторое расстояние, прищурить глаз, так как тут иногда возможны всякие неожиданности.

Характер рисунка может многое: поднимать и ухудшать настроение, создавать настроение праздника или будней, способствовать рабочему состоянию. Поэтому нужно ясно представлять, когда будет надеваться тот или иной костюм. Чем больше строгости и порядка потребует обстановка, тем проще и скромнее по цвету должен быть рисунок. В этом случае уместны будут мелкие геометрические узоры, полоска, клетка, «горох», стилизованные с уклоном в геометрию цветы.

В нарядном же платье должно быть что-то необычное, яркое, притягательное для глаз: сильный контраст цветов или особая нежность сочетаний, крупные узоры.

Следовательно, нельзя упрощенно подходить к выбору фасона из тканей с узором и спокойно копировать платья с самым разным размером, ритмичным чередованием, настроением рисунка. Ведь если вникнуть, разобраться в характере рисунка, насколько шире раздвинется шкала возможных решений и станут выразительнее платья, потому что в них будет подмечена и подкреплена фасоном логика рисунка.

Язык рисунка многоречив и выразителен, и главное – чтобы стиль рисунка подкреплял стиль платья. Полезно знать, что все узоры делятся на два типа: статичный и динамичный. В первом случае мотивы симметричные, расположены в строгом прямоугольном или шахматном порядке. Они требуют той же строгости в построении фасона. Во втором случае узоры свободно разбросаны по ткани и вид рисунка «живой». Он, напротив, не «в своей тарелке», если заключен в геометрические, строгие формы кроя. Его ущемляет любой лишний шов. Линии силуэта должны быть в гармонии со стилем узора. Чем крупнее, живее рисунок, тем привольнее ему должно быть в платье. И получит он эту волю в клешевой юбке, либо в щедро собранном рукаве, либо в лифе с напуском – это зависит от фасона.

Когда узор крупный, украшает не фасон, а сам яркий, эффектный кусок ткани, который, следовательно, требует заключить в ясный, тщательно продуманный силуэт. Брать такой ткани нужно с запасом – ведь от удачного расположения рисунка здесь зависит почти все.

Рисунок – прекрасное средство подчеркнуть и выявить образ человека. Необходимо учитывать все – характер внешности, возраст, манеру поведения и даже жестикуляцию.

Женщине эмоциональной, подвижной ни к чему узоры, как бы останавливающие движение, подчеркнуто статичные, вертикальные. Динамичный рисунок – разбросанные в разных направлениях мотивы – будет более согласован с ее живостью. В фасоне хорошо применять косое направление в клетке и полоске.

Плавную грацию спокойной и уравновешенной женщины лучше всего подчеркнет такой же плавный, как бы «застывший» узор, более спокойные сочетания цветов. Это будет уже не лихой разлет завитков, а лиричные изгибы лепестков хризантем, морских растений, морозного узора на стекле.

Особенно осторожно к рисунку на ткани нужно относиться тогда, когда в облике необходимо что-то «подправить», сгладить, стушевать.

Существует такая интересная закономерность: крупный узор делает женщин маленьких и хрупких еще миниатюрнее, а полных и высоких–крупнее. Им лучше остановиться на мелких узорах. Причем в первом случае подойдет узор примерно одной тональности, например на бежевом фоне кремовые цветы. Во втором же – контрастный, который дробит, зрительно уменьшает форму, например белое на синем.

Полным женщинам следует избегать не только крупного, но и всего броского в платье: крупного гороха, широкой полоски, независимо как расположенной – вертикально или горизонтально, слишком яркого и пестрого рисунка.

Клетка – мелкая или крупная – полнит, поэтому в платье этот узор лучше располагать по косой.

Даже вышивка с крупным мотивом на гладком платье усиливает общее впечатление полноты, поэтому следует отдать предпочтение мелким геометрическим, а также вытянутым, остроугольным мотивам.

Узор на ткани в целом ансамбле одежды, как правило, плохо переносит соседство с другими, но может получиться интересный ансамбль из тканей-компаньонов, специально рассчитанных на взаимные комбинации. Рисунок туг разный, однако объединен одним цветом и манерой исполнения. Совсем не сочетаются цветочные и геометрические мотивы. Безвкусны и негармоничны сочетания юбки в елочку и блузки с декоративным узором, узорной юбки и блузки в горох. Даже небольшая вышивка на блузке уже требует гладкой юбки.

Декоративные отделки

Одним из элементов композиции одежды является отделка. Она должна быть увязана с линиями, формами, тканью, конструкцией, согласована в цвете.

Отделка не является самостоятельным элементом композиции – это дополнение, украшение, которое вообще может отсутствовать, поскольку не для всякого костюма она обязательна.

Отделка как украшение усиливает и обогащает композицию. Отделки могут быть использованы для выделения формы изделия или ее части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы. Отделки обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделок одновременно имеют декоративное и конструктивное значение, другие – декоративное и утилитарное.

Для каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды отделок и способы их применения. Время от времени происходят периодические повторения в использовании тех или иных видов отделок.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Все многообразие их можно подразделить на семь групп:

1. Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;

2. Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани (оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны);

3. Отделка специальными отделочными материалами (кружево, тесьма, вьюнчик, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы);

4. Отделка фурнитурой (пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, халнитены, молнии);

5. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами;

6. Отделка другими материалами (мех и кожа, натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно, ткани);

7. Отделка деталей изделия печатным рисунком.

Выбор того или иного вида отделки зависит от назначения изделия, его формы, вида, фактуры и стоимости материала, а также от ряда других факторов.

Рассмотрим некоторые виды отделок.

Прежде всего, обратим внимание на всевозможные машинные строчки, которые как бы подчеркивают, усиливают линии, швы, рельефы изделия, края деталей и встречные складки, делают их более заметными.

Машинную отделочную строчку применяют как в легком платье, так и в верхней одежде. Разница в том, что в первом случае нитки, которыми прокладывают строчку, могут быть аналогичными или контрастными цвету ткани, а во втором возможен лишь один вариант – нитки под цвет ткани.

Машинные строчки бывают разными. Односторонние строчки, когда припуск на шов по линии стачивания заутюживается на одну сторону и закрепляется машинной строчкой в один; два или три ряда. Широко применяется строчка по краю низа, пояса, борта, воротника, манжет. При двусторонней строчке припуск на швы разутюживают на две стороны и закрепляют с обеих сторон строчками (ширина между ними 1-2 см). Нередко применяется декоративная строчка на двухигольной машине и строчка гарусом.

Строчка может быть фигурной (углы, полуовалы, квадраты). В этом случае она зачастую является основным элементом композиции. Фигурная строчка может заполнять все изделие: спортивную куртку, пальто, юбку, иногда строчка расположена по низу изделия, по линии кокетки, капюшона и т. д. Для строчки берут одну толстую и одну тонкую нитки. Толстая нитка должна быть верхней, но если она не проходит в иголку, то можно намотать ее на шпульку и отстрочить изделие с изнанки. Прежде чем делать фасонную строчку, нужно проверить, какую строчку, нижнюю или верхнюю, машина делает лучше. Стежок лучше виден, если его сделать крупным. Обычно фасонные строчки располагают параллельно одну другой, но можно выстрочить и какой-нибудь узор. Для этого его предварительно нужно нарисовать на бумаге, приметать к изделию и, прострочив, удалить.

Сутаж и тесьма могут быть использованы для вышивания сложных узоров.

Фигурную строчку можно делать и шнуром, так как он очень эластичен. Его приметывают и пришивают на машине или вручную.

Не рекомендуется применять машинную строчку как отделку на тканях с ярко выраженным ткацким рисунком – диагональ, ромб, овал, рубчик, а также на тканях в клетку, полоску, горошек. Цвет ниток, соответствующий одной части рисунка ткани, совершенно не увязывается с другой.

Особо следует выделить рельефную строчку. Она более заметная и выпуклая, так как строчат ткань с прокладкой (ватин, байка, шнур и т. п.). Рельефная строчка, как правило, выполняется в виде узора – это полосы, углы, полуовалы, листья, завитки и т. д.

В ряде случаев края изделия и его некоторые детали отделывают рельефной строчкой. Такая строчка получается путем продергивания шнура. Толщина взятого для этой цели простого шнура должна соответствовать плотности материала и виду строчки. Можно прострочить вдвое сложенный материал, а затем между строчками продернуть шнур. При этом рекомендуется предварительно точно разметить расстояние между строчками. При таком способе прокладывания строчки деталь будет одинаково рельефной с лицевой и изнаночной стороны изделия.

Более рельефной шнуровую строчку можно получить следующим способом. Сначала прокладывают строчку и вплотную к ней между деталями вкладывают шнур. Детали сметывают по линии шнура и нижнюю часть при этом натягивают. Затем по линии сметки прокладывают вторую строчку, пользуясь при этом специальной лапкой. Опять вкладывают шнур и т. д. Натягивание нижней ткани и сдвиг верхней придают шнуровой строчке рельефность. Для того чтобы строчки были ровными, расстояние между ними предварительно размечают.

Закругленные места нужно прежде тщательно прометать, а затем аккуратно прострочить. Если линии перекрещиваются, то шнур продергивают после строчки. Без предварительной наметки вшить шнур можно только на машине с помощью специальной лапки.

Интересным видом отделки является стежка. Она может оформить отдельные детали изделия или изделие полностью. Стежка может быть простой, в виде полос, клеток, ромбов или более сложной, фантазийной.

Отделка строчкой красиво выглядит на светлых тканях. Применять отделочную и рельефную строчки на тканях очень темных цветов не следует, поскольку она почти не будет видна. Больше того, создает впечатление заминов ткани.

Применяя отделочные строчки, следует сохранять один и тот же характер их исполнения в модели. Иначе неизбежны неудачные композиционные решения. Необходимо также избегать перегрузки модели отделочной строчкой.

В качестве отделки широко используется ткань – как в легком платье, так и в верхней одежде.

Применяя ткань как отделочный элемент, можно выделить три линии связи одной ткани с другой.

Первая линия связи: ткань одной и той же фактуры сочетается по принципу разных цветов. Вторая линия связи: ткань различных фактур, сочетающихся в одном и том же цвете. При таком сочетании тканей следует учитывать, что фактура каждой ткани должна выявлять, подчеркивать внешние качества другой. Например, матовая ткань сильнее выявляется с блестящей тканью.

Красота фактуры плотных матовых крепов, вуалей, твидов сильнее выявляется при сочетании их с блестящей тканью, такой как атлас, креп-сатин. Глубокий цвет бархата в сочетании с матовой тканью – тафтой, муаром, репсом усиливается и выигрывает.

Иногда хлопчатобумажные и льняные платья отделывают шелком, думая, что это обогатит их; результат же получается обратный: шелк богатством своей фактуры резко контрастирует с основной тканью, отчего изделие только обедняется.

Третья линия связи: ткани различных фактур, сочетающиеся в различных цветах по принципу гармонии или контраста.

Самым распространенным цветом для отделки платьев, как повседневных, так и нарядно-выходных, является белый. Белый цвет подходит почти ко всему, он придает платью опрятность и свежесть. Отделка белой тканью применима как к гладкокрашеным тканям, так и к тканям с веточным орнаментом, с рисунком полосок и клеток и др. Применяя ту или иную отделку, необходимо учитывать не только свойства материалов, их структурную поверхность, но и согласованность в цвете.

Мягкие фактурные ткани – букле, рогожка, твиды и т. п. – сочетаются между собой довольно легко. Гладкокрашеную ткань можно скомбинировать с пестротканью в полоску или клетку. Возможны сочетания как тональные, так и контрастные.

Интересны комбинации тканей с различной фактурой. Например, ткань типа завитка можно соединить с легким гладким драпом; гладкий драп–с тканью узелкового переплетения или ворсовой. Такие комбинации могут решаться в одном цвете. Разные оттенки тканей не имеют принципиального значения.

Интересны многоцветные сочетания различных шерстяных тканей в одном изделии. Шерстяные крепы плохо сочетаются с другими видами тканей, поэтому лучше комбинировать их между собой.

Шелковые ткани комбинируют еще более строго. Они сочетаются только по цвету и рисунку, но плотность, толщина и характер переплетения должны быть одинаковыми или очень близкими. В этой группе наиболее приемлема традиционная комбинация гладкой и узорной ткани. Ткани с геометрическим рисунком –клетка с полоской, горох с пол осокой или клеткой, полоска и горох хорошо сочетаются между собой, как правило, в одном цвете. Интересны сочетания разномасштабных рисунков, например мелкого и крупного гороха, мелкой и крупной клетки.

Кант, тесьма и сутаж могут, не являясь средством выражения основной идеи композиции, усиливать линии, детали, рельефы, то есть обогащать композиционное решение.

Кружева применяют в легком платье, нарядных блузках в виде кокетки лифа, манишки, на рукавах, по низу юбки, делают из них воротники.

Интересна как украшение мережка. Ручная мережка возможна на тканях, нити которой легко выдергиваются, то есть полотняного переплетения. Располагают мережку на лифе в виде кокетки отдельными линиями в вертикальном и горизонтальном направлениях. Мережка может заполнять и весь перед лифа. Она обогащает ткань, делает модель нарядной. Кроме того, мережку используют по линиям соединения отдельных деталей (кокетки с лифом и т. д.).

Цветы применяют в нарядных выходных платьях. Искусственные цветы выполняют в близком к естественному или условном видах. Условно воспроизведенная из ткани роза может быть основной и единственной отделкой нарядного платья. Розу можно делать иной фактуры и другого цвета.

Ленты (блестящие или матовые) применяют в виде бантов, поясов, завязок и жгутов, которые несут определенную конструктивную нагрузку.

Большое значение для художественного оформления одежды имеет фурнитура. Современная мода предлагает металлическую фурнитуру: кнопки, молнии, холнетены, различной величины и формы пряжки. Одежда классического характера оформляется пуговицами из пластмассы, дерева. В древние времена для скрепления одежды люди пользовались рыбьими костями, заостренными деревянными палочками – шпильками. Первые пуговицы – просверленные камешки, кусочки дерева – появились 5 тысяч лет назад, как считают историки.

В Европе долгие годы люди пользовались застежками – кусочками бронзовой проволоки, оба конца которой соединял шнурок, а позднее – еще один кусочек проволоки. Первыми оценили преимущества пуговицы рыцари-крестоносцы, которые привезли их из своих походов с Ближнего Востока. Пуговица оставалась долгое время принадлежностью мужской моды, женщины продолжали пользоваться застежками. Зато одежда мужчин была буквально усеяна пуговицами. Известно, что французский король Франциск I для отделки одного бархатного костюма заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц.








Date: 2015-07-17; view: 2033; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.196 sec.) - Пожаловаться на публикацию