Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды опроса. Достоинства и недостатки каждого вида.Цель опроса — проверка изученного теоретического материала, повторение, обобщение, систематизация, контроль, подготовка к восприятию нового. 1. Индивидуальный опрос. Педагог сначала формулирует для всех учащихся вопрос, который предполагает связный монологический ответ, обычно у доски. Только после этого он вызывает ученика, для индивидуального ответа дается время на подготовку и запись примеров. Ответ оценивается отметкой, которая обязательно аргументируется. Достоинства индивидуального опроса: • развитие связной речи (ответ должен представлять собой текст, формируется умение излагать материал в научном стиле речи); • глубокая, качественная проверка и оценка знаний одного ученика; • изученная теория воспроизводится целостно, все ученики слушают ответ, таким образом происходит закрепление материала; • формирование умения слушать и анализировать, рецензировать ответы одноклассников. Слабые стороны: • не проверяется уровень знаний у всех учащихся, малая включенность класса; • если ученик плохо готов, опрос может затянуться, сместятся остальные этапы, нарушится структура урока; • во время ответа одного ученика другие могут не слушать, отвлекаться, занимаясь своими делами. Одна из разновидностей индивидуального опроса — тихий опрос — запись ответа ученика на диктофон, в то время как остальные заняты другой работой. Так чаще всего опрашивают слабого ученика, чтобы не отнимать время у всего класса, или учащегося с речевым дефектом (например, с заиканием), или с психологическими проблемами (застенчивость, боязнь аудитории, сложные отношения с одноклассниками). Магнитофонная запись прослушивается на перемене (после уроков) либо одним учителем, либо вместе с отвечавшим, тогда его ответ комментируется педагогом. 2.Самоопрос — обычно это письменный ответ одного ученика (или нескольких, или всего класса) на вопрос по теории, сформулированный учителем или — что более эффективно — самим учеником. Чтобы учащийся мог сформулировать вопрос, педагог предлагает ему определить, что самое важное в усвоенной теории, какие подтемы, микротемы необходимо знать в изученном материале, на основании этих размышлений поставить вопрос и письменно на него ответить. При этом указывается, что отметка будет ставиться как за ответ, так и за формулирование вопроса. Достоинства: возможность проверить и оценить всех учеников, включенность всего класса. Недостатки: 3. Фронтальный опрос. Учитель стоит перед классом - задает короткие четкие вопросы, ученики кратко отвечают с места, иногда даже сидя. Опрос проводится в быстром темпе. За ответы не выставляются отметки. Сильные стороны: • весь класс вовлечен в работу; у учеников создается иллюзия, что они все знают, что способствует повышению самооценки класса в целом; в вопросе обычно содержится часть ответа, что облегчает его формулирование слабым ученикам; за короткое время можно быстро повторить большой обьем материала, оперативная обратная связь — выявление того, что не было понятно, над чем необходимо работать. Слабые стороны: • фрагментарность воспроизведения изученного, нет целостного восприятия материала учениками; не развивается связная устная речь; проверяется в основном не уровень знаний, а уровень активности учащихся, у педагога создается иллюзия усвоения материала учениками за счет ответов нескольких сильных учащихся; ученики с медленной реакцией оказываются выключенными не только из опроса, они не успевают и воспринять повторяемое. Разновидности фронтального опроса: а) Опрос Ученик—Учитель. В роли учителя выступают один-два ученика, которые спрашивают учащихся по изученному дома материалу. Возможен вариант, когда один ученик задает вопросы, а другой реагирует на ответы: исправляет, уточняет, требует привести примеры, затем они меняются ролями. б) Перекрестный опрос часто проводится с маленьким мячиком. Учитель начинает опрос-игру: он произносит вопрос и бросает мячик одному из учащихся, тот, ответив, формулирует свой вопрос и бросает мячик другому; так продолжается в течение заранее установленного для опроса времени (учитель объявляет: 3 минуты — перекрестный опрос) или до тех пор. пока ученики не исчерпают все возможные вопросы по теме. В случае затруднения на вопрос отвечает тот, кто его задал. 4. Взаимоопрос проводится в парах или малых группах. Ученики по очереди отвечают материал друг другу, обычно начинает сильный учащийся, чтобы те, кто послабее, лучше усвоили тему. Отметки в журнал не ставятся. Сильные стороны взаимоопроса: • заняты все учащиеся, в течение нескольких минут каждый побывает в роли и учителя, и ученика, каждый говорит и слушает, т. е. развиваются коммуникативные умения; формируется умение сопоставлять свои знания и форму ответа с тем, что и как делают другие, умения самооценивания и корректной обратной связи; закрепляется изученный материал. Слабые стороны: • необъективность оценивания знаний, умений учащихся друг другом, особенно если в паре оказались слабые ученики (им могут помогать консультанты), возможные взаимные обиды; шум в классе. 5. Уплотненный опрос он сочетает в себе индивидуальный, фронтальный и опрос по карточкам (перфоконвертам или другим видам индивидуальных заданий). Один-два ученика готовятся у доски к индивидуальному ответу, несколько учащихся выполняют задания на карточках (обычно им предлагают пересесть за первые парты, чтобы не списывали, но это нерационально, так как тратится время), с остальными учитель проводит фронтальный опрос. Минусы: Важно, чтобы материал заданий на карточках был аналогичен индивидуальному опросу, иначе выполняющие его ученики окажутся исключенными из закрепления теории, что возможно для самых сильных учащихся. От учителя требуется четкая организация, умение видеть всех учеников одновременно. Фрагментарность воспроизведения. Плюсы: Задействовано большинство учеников, все включены в работу.
|