Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ безубыточности предприятия





Анализ безубыточности, или «издержки — объем — прибыль», яв­ляется достаточно универсальным методом финансового планирова­ния.

Он позволяет:

■ определять объемы производства и продаж товара с точки зре­ния их безубыточности;

■ принимать решения о целевых размерах прибыли;

■ увеличивать гибкость финансовых планов путем учета возмож­ных изменений: в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объеме продаж.


Суть метода — в поиске точки нулевой прибыли, или точки безу­быточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. То есть нужно определить такой мини­мальный объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. При этом издержки фирмы равны ее доходам.

Точка безубыточности — это объем продаж, при котором предпри­ятие не имеет убытков, но и не имеет прибыли.

То есть:

Выручка = Ц х Q,

Выручка = Ипост + Иперх Q + Пр(=0).

При анализе финансового состояния предприятия все затраты предварительно различают на две группы в зависимости от объема производства и реализации продукции:

1) переменные;

2) постоянные.

Постоянные издержки — это издержки, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объема производства, т.е. они не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним отно­сятся амортизация основных средств и нематериальных активов, сум­мы выплаченных процентов за кредиты банков, арендная плата, рас­ходы на управление и организацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплате и др.

Переменные издержки — это издержки, которые изменяются пря­мо пропорционально изменению объема производства. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплаты работников на сдель­ной оплате труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки и т.д.

 
 

 

 


Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржиналь­ный доход предприятия.

Деление затрат на постоянные и переменные и использование по­казателя маржинального дохода позволяют рассчитать порог рента­бельности, т.е. ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытков. Рентабельность при такой выручке бу­дет равна нулю.

 

 


 

 


Запас финансовой прочности показывает, насколько можно умень­шить выпуск или реализацию продукции, чтобы предприятие не было убыточным.

Также можно рассчитать силу воздействия операционного рычага (СВОР):

СВОР - Валовая маржа: Прибыль -- ДПрибыль валовая (%): ДВыручка (%).

Чем больше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем больше сила воздействия операционного рычага, и тем больше предпринимательский риск.

Рассмотрим пример.

Предположим, что предприятие выпускает и реализует продук­цию по цене, равной 2000 руб. за единицу, тогда как переменные из­держки в расчете на единицу выпускаемой продукции равны 1000 руб. Годовые постоянные издержки составляют 50 млн руб. Тогда точка безубыточности равна:

Qt6ki = 50 000 000: (2000 - 1000) - 50 000 единиц.

Производя и реализуя продукции выше этого критического уров­ня, предприятие обеспечит безубыточность своей деятельности и по­лучение прибыли.

Подобный анализ может быть выполнен в графической форме. Построим графическую зависимость выручки предприятия В и сово­купных издержек И от объема производства (рис. 13.1).

Точка безубыточности Qr6e3 разделяет зону производственной де­ятельности предприятия на две части. При объеме выпуска меньше критического предприятие терпит убытки (зона убыточности), а при объеме, превышающем критический, получает прибыль (зона безубы­точности).

Используя график, может быть решена обратная задача: исходя из заданной прибыли определяется необходимый для ее получения объем реализации и соответствующий ему уровень расходов. На вели­чину критического объема влияют:

■ изменение переменных затрат на единицу продукции;

■ величина постоянных издержек;

■ изменение продажной цены изделия.

Любое увеличение постоянных издержек ведет к росту критиче­ского объема и наоборот. Иначе говоря, возникает необходимость в до­полнительной продаже определенного количества изделий с тем, что­бы выручка от реализации покрыла новые возросшие издержки.

Уменьшение постоянных издержек является конкретным спосо­бом снижения убыточности и улучшения финансового положения предприятия.

Анализ безубыточности позволяет увеличить гибкость финансо­вого планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, фирма может из­менять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.


 




Что более выгодно для фирмы: уменьшить или увеличить удель­ный вес постоянных издержек в общей структуре затрат? Операционный рычаг («леверидж» — рычаг): СВОР = Валовая маржа: Прибыль - (Ипост + Прибыль): Прибыль;

СВОР = АПрибыль (%): АВыручка (%) - Кфл.

Сила воздействия операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль валовая при изменении выручки на 1%.

Чем больше постоянные издержки, тем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше производственный риск.

Обобщающим показателем является производственно-финансовый леверидж, который представляет произведение уровней производствен­ного и финансового левериджа. Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга:

Кф_„= СВФР х СВОР = Прибыль чистая (%): Выручка (%).

Производственно-финансовый леверидж рекомендуется поддер­живать средним.

Например, прирост объема продаж составляет 20%, валовой при­были — 60%, чистой прибыли — 75%.

К - 60: 20 = 3; Кф, - 75: 60 - 1,25; К|1(М = 3 х 1,25 - 3,75.

На основании этих данных можно сделать вывод, что при сложив­шейся структуре издержек на предприятии и структуре источников капитала увеличение объема производства на 1% обеспечит прирост валовой прибыли на 3% и прирост чистой прибыли на 3,75%.

Каждый процент прироста валовой прибыли приведет к увеличе­нию чистой прибыли на 1,25%. В такой же пропорции будут изменять­ся данные показатели и при спаде производства. Используя эти дан­ные, можно оценивать и прогнозировать степень производственного и финансового риска инвестирования.

Правило производственного рычага утверждает, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Существо действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает.

Длина производственного рычага равна показателю точки безу­быточности. Длина рычага, позволяя расширить размеры прибыли, одновременно увеличивает финансовый риск деятельности фирмы. При удлинении производственого рычага увеличивается та доля за­трат, которая не может быть изменена в коротком периоде времени.


Следовательно, структура финансовых затрат становится менее гиб­кой и менее приспособленной к изменениям.

Переменные издержки, напротив, являются более гибкими, элас­тичными, лучше реагируют на изменения во внешней и внутренней среде фирмы. Увеличивая их вес в совокупной структуре затрат, фир­ма делает свой финансовый план более гибким, менее подверженным риску непроизводительных затрат.

Искусство плановика экономической организации состоит в уме­лом лавировании между преимуществами производственного рычага и необходимостью гибкого планирования финансов.

ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Целью долгосрочного планирования является составление прогно­за баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих пла­новых документах, предприятие разрабатывает оперативные бюджеты.

Качество финансового планирования определяется уровнем бух­галтерского учета и финансового контроля.

Для составления прогнозных финансовых документов применя­ются следующие методы:

■ прогноз продаж;

■ процента от продаж;

■ анализ безубыточности;

■ регрессионный анализ.
Метод прогноза продаж. Величину будущих продаж можно оп­
ределить при помощи следующих методов.

1. Оценка торговыми работниками.

2. Опросы потребителей — для определения покупок в прогнози­руемый период.

3. Анализ временных рядов — необходим для учета временных ко­лебаний величины продаж товара. Включает в себя три основных ме­тода:

 

■ анализ тенденций;

■ анализ цикличности;

■ анализ сезонности.

Анализ тенденций помогает определить изменение продаж в те­чение выбранного периода времени, например за последние десять лет.

В рамках анализа цикличности выявляются изменения продаж, связанные с деловым циклом.

Сезонный характер использования товаров также накладывает отпечаток на величину продаж.


 




 

4.Эконометрические модели. С их помощью связывают размеры с макроэкономическими переменными (ростом ВНП, колебанием учет­ной ставки и т.д.), а также с отраслевыми данными (емкостью отрасле­вого рынка, уровнем конкуренции и т.д.).

Метод процента от продаж. Использование метода процента от продаж — это следующий шаг в финансовом планировании. Этот ме­тод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов этих финан­совых документов рассчитывается как определенное процентное со­отношение от установленной величины продаж.

В основе определения процентного соотношения лежат:

1) процентные соотношения, характерные для текущей деятель­ности фирмы;

2) процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспек­тивного анализа как средняя за последние несколько лет;

3) заключение менеджмента, особенно в тех случаях, когда сло­жившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показате­лей.

Определение потребности во внешнем финансировании. Приме­нение метода процента от продаж поможет в определении необходи­мой величины внешнего финансирования.

Расчет уровня внешнего финансирования включает три основных шага:

1. В качестве основы для расчета используется общая формула:
Использование фондов = Источники фондов, т.е.:

Инвестиции в активы, необходимые для обеспечения прогнозируе­мого объема продаж = Внутренние источники финансирования + + Внешние источники финансирования.

Первый шаг заключается в определении разности между плани­руемыми ростом общих активов и ростом краткосрочных пассивов, т.е. требуемый рост чистых активов будет равен плановому росту общих активов минус плановый рост краткосрочных пассивов:

 
 


2. Второй шаг предполагает расчет величины внутреннего финан­
сирования за счет резервов.

Величина предусматриваемого внутреннего финансирования = Чистая прибыль — Дивиденды.


3. На третьем этапе производится расчет величины необходимого внешнего финансирования.

Требуемое внешнее финансирование = Требуемый рост чистых активов - Предлагаемое внутреннее финансирование.

Регрессионный анализ. Регрессионный анализ — это анализ за­висимости определенной величины от другой величины или несколь­ких других величин. Он связывает продажи и потребность в капитале, потому метод дает более точные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж.

Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансиро­вании как функции от объема продаж (рис. 13.2).

Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде. Рассчитывая на тот или иной объем продаж, можно опреде­лить соответствующие ему потребности в капитале.

 
 

 

 


Рис. 13.2. Потребности в финансировании: А — линейная регрессия; В — нелинейная регрессия

Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достовер­ные результаты.

КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической орга­низации.


 




Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджета включает в себя следующие этапы:

1) установление общих целей развития фирмы (осуществляется на уровне высшего руководства);

2) конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (обычно на год или полтора);

3) анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку;

4) подготовку итоговых бюджетов.

Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития организации и спо­собы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабаты­ваются путем учета всех возможных источников доходов: доходов от продаж, процентов от инвестиций, выплат за использование лицензий, правительственных субсидий и т.д.

Выделяют несколько видов оперативных бюджетов:

1) материальный бюджет — перечисляет виды и количества сы­рья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана;

2) бюджет закупок — конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов;

3) трудовой бюджет — ведет счет прямым издержкам труда, неиз­бежным при организации запланированных видов деятельности;

4) бюджет административных расходов — включает расходы на выполнение главных управленческих функций: оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на ведение служебных помещений и офисов и т.д.

К основным финансовым бюджетам относятся:

■ бюджет наличности;

■ бюджет дополнительных вложений капитала.

Целью прогнозирования бюджета наличности является обеспече­ние ликвидности предприятия. Это бюджет детализирует потоки на­личности. Обычно, составляется на год или полгода. Основой служат ежедневные отчеты о движении наличности.

Гибкое бюджетирование. Гибкость бюджету придает регулиро­вание длины производственного рычага, т.е. управлением соотноше­нием между постоянными и переменными издержками.


ВЫВОДЫ

1. Главные задачи планирования финансов состоят в обеспече­нии предприятия финансовыми ресурсами на планируемый период, выявлении и мобилизации внутренних резервов пред­приятия в целях повышения эффективности его деятельности.

2. В разделе «Финансовый план» необходимо разработать сово­купность следующих планово-отчетных документов: оператив­ный план (отчет); план (отчет) доходов и расходов; план (от­чет) движения денежных средств; балансовый отчет (план).

3. Оперативный рабочий план (отчет) отражает за каждый пери­од результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. На предприятии этот документ дол­жен разрабатываться службой маркетинга.

4. План (отчет) по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ раз­рабатывается экономической службой фирмы по каждому товару.

5. План (отчет) о движении денежных средств показывает про­цесс поступлений и расходования денег в процессе деятельно­сти фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.

6. Балансовый отчет подводит итог экономической и финансо­вой работе фирмы за отчетный период. Он обычно разрабаты­вается службой главного бухгалтера.

7. Этапы методики анализа финансовой деятельности фирмы за отчетный период с помощью финансовых коэффициентов: вы­бор показателей, подходящих для анализа стратегических про­блем; расчет этих показателей; сравнение полученных величин с аналогичными показателями данного предприятия за преды­дущие годы, среднеотраслевыми и конкурентными величина­ми; использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей предприятия.

8. Основные типы финансовых показателей: показатели ликвид­ности; показатели активности (оборачиваемости); показатели доходности, (рентабельности); комплексный показатель; пока­затель финансового рычага.

9. Ликвидность — это способность организации ответить по сво­им краткосрочным обязательствам. Выделяют следующие по­казатели ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент критической ликвидности (промежуточный ко­эффициент); коэффициент текущей ликвидности (общей лик­видности).



10. Показатели активности или оборачиваемости — определяют деловую активность фирмы, насколько хорошо она использу­ет свои ресурсы. •

И. Суть метода анализа безубыточности предприятия — в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее вало­вым издержкам.

12. Правило производственного рычага утверждает, что увеличе­ние постоянных издержек выгодно сказывается на прибыль­ности фирмы. Существо действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса посто­янных издержек прибыльность фирмы возрастает.

13. Целью долгосрочного планирования является составление про­гноза баланса и отчета О прибылях и убытках. Качество финан­сового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля.

14. Для составления прогнозных финансовых документов приме­няются следующие методы: прогноз продаж; процента от про­даж; анализ безубыточности; регрессионный анализ.

15. Основой краткосрочного финансового планирования являет­ся составление прогнозных финансовых бюджетов экономиче­ской организации.

16. Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите главные задачи финансового планирования.

2. Какие планово-отчетные документы разрабатываются в раз­деле «Финансовое планирование»? Назовите отделы на предприятии, разрабатывающие эти документы.

3. Какие показатели входят в оперативный план (отчет)?

4. Почему документы называются план (отчет)?

5. На сколько лет составляется прогноз в плановых докумен­тах и какова разбивка в нем?

6. Назовите показатели, входящие в план (отчет) о доходах и расходах. Какова основная задача этого документа?

7. Какие показатели входят в план (отчет) о движении денеж­ных средств?

8. Назовите этапы методики анализа финансовой деятельно­сти фирмы за отчетный период с помощью финансовых ко­эффициентов.

9. Какие ocHqBHbie типы финансовых показателей вы знаете? Назовите их.


 

10. Что такое ликвидность?

11. Назовите показатели ликвидности. Как они определяются?

12. Какие показатели определяют деловую активность фирмы? Как они определяются?

13. Назовите типы показателей доходности или рентабельно­сти. Как они определяются?

14. Что такое комплексный показатель? Что по нему можно оп­ределить?

15. Что показывает эффект финансового рычага? Как он опре­деляется?

16. Расскажите суть метода анализа безубыточности.

17. Дайте определение постоянным и переменным затратам. Приведите их примеры.

18. Что такое точка безубыточности и как она определяется?

19. Расскажите о правиле производственного рычага и гибко­сти финансового планирования.

20. Что такое метод продаж? Какие методы в него входят? Рас­скажите о них.

21. Раскройте суть метода процента 6т продаж.

22. Расскажите об этапах определения потребности во внешнем финансировании.

23. Что такое регрессионный анализ? Раскройте его суть.

24. Что такое бюджет? Какие этапы включает составление бюд­жета?

25. Назовите виды оперативных бюджетов.

26. Какие бюджеты относятся к финансовым? Расскажите о них.

ТЕСТЫ

1. Выберите, какие планово-отчетные документы необходимо
разработать в разделе «Финансовый план»:

а) оперативный план (отчет);

б) балансовый отчет (план);

в) стратегический план.

2. Подберите, что означают следующие планово-отчетные до­
кументы:

а) оперативный план (отчет);

б) план (отчет) доходов и расходов;

в) план (отчет) движения денежных средств;

г) балансовый отчет (план);

д) отражает за каждый период результаты взаимодействия
фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку;


13.

е) подводит итог экономической и финансовой работе фир­
мы за отчетный период;

ж) показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каж­
дого из товаров;

з) показывает процесс поступлений и расходования денег
в процессе деятельности фирмы.

3. Выберите показатели оперативного плана:

а) рыночный потенциал фирмы в единицах определенного
товара;

б) налоги и отчисления;

в) запасы определенного товара на складах фирмы на конец
отчетного периода.

4. Плановые документы в разделе «Финансовое планирова­
ние» составляются:

а) на год вперед;

б) на три года вперед, причем для первого, а для второго года
данные приводятся поквартально (по возможности —
помесячно); данные за последний период времени при­
водятся в расчете на год;

в) на пять лет вперед, причем для первого, а для второго года
данные приводятся поквартально (по возможности —
помесячно); данные за последний период времени при­
водятся в расчете на год.

5. По данным плана (отчета) о доходах и расходах можно ус­
тановить:

а) приносит ли прибыль фирме определенный товар, мож­
но сравнить различные товары прибыльности с тем, что­
бы принять решение о целесообразности их дальнейшего
производства;

б) долю рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару
и которую предполагается завоевать в будущем периоде;

в) сколько в распоряжении руководства фирмы имеется де­
нег и какова потребность в них фирмы.

6. Выберите разделы актива, входящие в балансовый отчет
в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности:

а) денежные средства и их эквиваленты;

б) кредиторская задолженность и начисленные обязательства;

в) основные средства.


7. Выберите разделы актива, входящие в балансовый отчет
в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности:

а) обязательства по уплате налогов;

б) товарно-материальные запасы;

в) уставной капитал.

8. Что такое ликвидность:

а) деловая активность фирмы;

б) способность организации ответить по своим краткосроч­
ным обязательствам;

в) доходность фирмы?

9. Какие показатели относятся к показателям деловой актив­
ности:

а) коэффициент абсолютной ликвидности;

б) коэффициент оборачиваемости;

в) время оборота?

10. Назовите показатели доходности:

а) чистая рентабельность собственного капитала;

б) коэффициент текущей ликвидности;

в) рентабельность продаж.

11. Что такое эффект финансового рычага:

а) деловая активность фирмы;

б) способность организации ответить по своим краткосроч­
ным обязательствам;

в) это способ повышения доходности или рентабельности
собственного капитала за счет использования кредита?

12. Что такое точка безубыточности:

а) точка, которая означает, что валовой доход от продаж
фирмы больше ее валовых издержек;

б) точка, которая означает, что валовой доход от продаж
фирмы равен ее валовым издержкам;

в) точка безубыточности, которая означает, что валовой до­
ход от продаж фирмы меньше ее валовых издержек?

Назовите методы, входящие в метод прогноза продаж: а) метод процента от продаж;



б) оценка торговыми работниками;

в) анализ временных рядов.


ЛИТЕРАТУРА


 


14. Метод процента от продаж:

а) позволяет вывести каждый элемент планового баланса
и отчета о прибылях и убытках исходя из запланирован­
ной величины продаж;

б) связывает размеры с макроэкономическими переменны­
ми (ростом ВНП, колебанием учетной ставки и т.д.), а так­
же с отраслевыми данными (емкостью отраслевого рын­
ка, уровнем конкуренции и т.д.);

в) выявляет изменения продаж, связанные с деловым циклом.

15. Расположите в порядке последовательности этапы опреде­
ления потребности во внешнем финансировании:

а) определение разности между планируемыми ростом об­
щих активов и ростом краткосрочных пассивов;

б) расчет величины необходимого внешнего финансирования;

в) расчет величины внутреннего финансирования за счет ре­
зервов.

16. Регрессионный анализ — это:

а) смета доходов и расходов;

б) анализ зависимости определенной величины от другой ве­
личины или нескольких других величин.

17. Основой для определения прогнозных статей расходов бюд­
жета служат:

а) намеченные стратегические цели развития организации
и способы их достижения;

б) учет всех возможных источников доходов: доходов от про­
даж, процентов от инвестиций, выплат за использование
лицензий, правительственных субсидий и т.д.

18. Выберите виды оперативных бюджетов:

а) бюджет наличности;

б) материальный бюджет;

в) бюджет закупок. '

19. Какие бюджеты относятся к финансовым бюджетам:

а) бюджет дополнительных вложений капитала;

б) трудовой бюджет;

в) бюджет наличности?


Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Фи­нансы и статистика, 1997.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия / Т.А. Симунина, Е.Н. Симунин и др. Вологда: ВоГТУ, 2005.

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер-Ком, 1999.

Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

Блеквелл Э. Как составить бизнес-план. М.: ИНФРА-М 1996.

Буров В.П., Моршкин ВА., Новиков O.K. Бизнес-план: мето­дика составления. М.: ЦИПКК АП, 1995. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998.

Гапоненко АЛ., Пакрухин АЛ. Стратегическое управление М.: ОМЕГА-Л, 2006.

Герасименко В. Ценовая политика фирмы // Маркетинг 1995. №1.

Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджети­рование. М.: Дело, 2000.

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управ­ления: социологические, прогнозные, плановые, экспери­ментальные исследования. Железнодорожный: Крылья, 2004.

Голубков ЕЛ. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Эко­номика, 1993.

Гурков И. Стратегия выживания промышленных предприя­тий в новых условиях // Вопросы экономики. 1995. № 6. Дихтелъ Е., Дихтелъ Е. Практический маркетинг: учеб. по­собие: пер. с нем. М.: Высшая школа; ИНФРА-М, 1996.



15.. Долан ЭДж., Линосей Д.Е. Микроэкономика: пер. с англ. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994.

16. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978.

17. Ерохин ВТ. Индикативное планирование в системах управ­ления социально-экономическими процессами. Режим до­ступа: http://www.budgetrf.ru/Publication/msu

18. Ефимова О.В. Анализ безубыточности предприятия // Бух­галтерский учет. 1993. № 6.

19. Ильин AM. Планирование на предприятии: учебник. Минск: Новое знание, 2004.

20. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Минск: Новое знание, 2003.

21. Карлоф Б. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы: пер. с англ. М.: Экономика, 1991.

22. Кемпбелл Э., СаммерсЛ.К. Стратегический синергизм. СПб.: Питер, 2004.

23. Колобов АД., Сергеева Л А. Целевой подход как способ дос­тижения успеха // ЭКО. 1996. № 2.

24. Кормное Ю. Оценка эффективности проектов внешнеэконо­мического сотрудничества // Экономист. 1995; № 7.

25. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.

26. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М.: Дело, 1992.

27. Кочкаров РА. Стратегическое планирование и прогнозиро­вание // Вестник финансовой академии. 2006. № 4.

 

28. Краюхин ГА. Планирование на предприятиях (объединени­ях) машиностроительной промышленности: учебник. М.: Высшая школа, 1984.

29. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник. М.: Уни­верситетская книга; Логос, 2006.

30. Фаэй Л., Рэндел Р. Курс MB А по стратегическому менедж­менту. М.: Альпина Паблишер, 2002.

31. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практ. пособие. М.: Дело, 1994.

32. Липсиц И.В. Как составить бизнес-план // ЭКО. 1993. № 2.

33. Литвин М.И. О факторном методе планирования прибыли и рентабельности // Финансы. 1994. № 2.


 

34. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспо­собностью. М.: ОМЕГА-Л, 2007.

35. Менеджмент предприятия на основе технологических ин­новаций. Ч. 1, 2 / А.М. Тамарина, Е.Н. Симунин, В.М. Ва-сильцова и др. Вологда: ВоГТУ, 2003.

36.- Микроэкономические аспекты инновационного технологи­ческого менеджмента. Ч. 1, 2,3 / Т.А. Симунина, Е.Н. Симу­нин, В.М. Васильцова и др. Вологда: ВоГТУ, 2004.

37. Морозюк Ю.В. Индикативные составляющие экономической безопасности организации // Вестник финансовой акаде­мии. 2006. № 4.

38. Оценка и управление конкурентным статусом предприятия: региональный аспект/ Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, Т.А. Симунина и др. Вологда: ВоГТУ, 2002.

39. Платов ВЯ. Системный анализ в принятии управленческих решений: бизнес-курс. Всероссийская академия внешней торговли. МВА *- интернет-ресурсы.

40. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

41. Понявин А.В. Управление брендами в современной эконо­мике // Вестник финансовой академии. 2006. № 3.

42. Портер МЭ. Конкуренция. М.: Вильяме, 2001.

43. Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 2.

44. Природа фирмы. М.: Дело, 2001.

45. Пузыня К.Ф. Организация и планирование научных иссле­дований и опытно-конструкторских разработок: учеб. по­собие / К.А. Казанцев, Л.С. Барютин. М.: Высшая школа. 1989.

46. Райзберг БА. Рыночная экономика: учеб. пособие. М.: Де­ловая жизнь, 1995.

47. Рынок и антимонопольное законодательство в России: сб. статей / под ред. Ю.И. Бурлинова и др. М.: Юстицинформ, 1992.

48. Светуньков С.Г., Литвинов АА. Конкуренция и предприни­мательские решения. Ульяновск: Корпорация технологиче­ских продвижений, 2000.

49. Сергеев И.Б. Планирование производства и сбыта продук­ции в машиностроении // Вестник машиностроения. 1995. №4.

Date: 2016-08-29; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию