Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и задачи практического психолога в структуре психологической службы





Начиная со второй половины XX в. специалисты, работающие с людьми, стали отчётливо ощущать дефицит профессиональных знаний. Несомненно, этот факт повлиял на снижение практической эффективности традиционных способов решения жизненно важных задач. Для успешного разрешения возникших трудностей потребовалось интенсивное развитие прикладных видов психологии практически в каждой из областей социальной и профессиональной деятельности, где в той или иной мере был включён человеческий фактор. Не составила исключение и сфера образования, в том числе профессиональное.

Специалисты, работающие в этой области, решают одну общую задачу – обеспечивающие обучение и воспитание подрастающего поколения, эффективное вхождение в сферу профессиональной занятости, гражданское и профессиональное развитие, социальный и профессиональный комфорт. Именно поэтому сейчас на первый план общественного интереса выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности человека, создание условий, обеспечивающих развитие профессиональных и творческих способностей.

При решении этих задач общеобразовательная и профессиональная школа испытывает значительные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имеющиеся психологические знания о развитии ребёнка в дошкольном, школьном возрасте, об окружающей его социальной среде и специфике формирования личности.

По данным ряда опросов, учителя и педагоги профессиональной школы к наиболее актуальным проблемам, стоящим перед ними в настоящее время, относят: проблемы мотивации обучения и воспитания у учащихся положительного отношения к учёбе, формирование познавательных интересов (62% опрошенных); проблемы развития самостоятельности учащихся. Формирование у студентов приёмов учебной работы, организации активной познавательной деятельности (57%); проблемы ликвидации перегрузки в учебном процессе, оптимального отбора учебного материала по степени трудности, критериев оценки знаний учащихся (50%) [3;13]. При этом, как ни странно, работники образования не представляют себе всей полноты задач социального плана, которые общество ставит перед образовательной системой: формирование гуманистической ориентации в каждом человеке; творчества, инициативы и самостоятельности; дисциплины и ответственности; видения жизненной перспективы и профессиональной карьеры; способности реализовать себя в труде; способности конструктивно решать трудовые задачи и т.п. Таким образом, от специалистов образования общество требует решения тех проблем и задач, которые имеют выраженный психологический характер – это проблемы мотивации, взаимоотношений людей в процессах социальных контактов, трудовой деятельности, семейного воспитания и т.д.

Не менее странно и то, что даже профессионально подготовленные выпускники педвузов и работающие учителя, педагоги, очень низко оценивают практическую значимость своей психологической подготовки, хотя они практически не умеют использовать полученные знания непосредственно в учебно-воспитательном процессе.

Разрешение указанных проблем возможно, во-первых, путём существенного преобразования психологической, а именно практической (педагогической), направленности подготовки будущих учителей, педагогов, во-вторых – с помощью создания и интенсивного развития школьной и дошкольной психологической службы.

Обратившись к истории, можно обнаружить, что первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей в нашей стране возникли ещё на рубеже XIX –XX вв. Они связаны с возникновением так называемой педологии, которую обыкновенно определяли как науку о развивающемся, растущем человеке, которая охватывает все его социально-биологические особенности и в которой М. Я. Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека» [4].

В наше время целесообразно рассматривать психологическую службу как интегральное образование и выделить три её аспекта:

1. направление дифференциальной, педагогической и возрастной психологии, а именно теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности человека (в первую очередь – дошкольное, школьное детство, юношество) с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в практике (научный аспект);

2. психологическое обеспечение всего процесса развития человека, включая, прежде всего процессы обучения и воспитания, имея в виду при этом помощь и участие психологов в составлении учебных программ, создании учебников, разработке психологических оснований дидактических и методических материалов и т.п. (прикладной научно-методический аспект);

3. непосредственная работа психологов с детьми, подростками, помощь взрослым в решении их жизненных проблем (практический аспект).

Сбалансированное единство этих трёх аспектов и составляет предмет эффективно работающей психологической службы и работы психолога. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определённой профессиональной подготовки.

На современном этапе хотелось бы выделить два направления деятельности психологической службы и практикующего психолога - актуальное и перспективное. Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи оказывает конкретную помощь всем нуждающимся в ней: в сфере образования – воспитанникам, ученикам, студентам, их родителям, учителям; в сфере занятости – тем, кто выбирает, ищет или меняет место работы; в социальной сфере – инвалидам, нетрудоспособным и другим социально незащищённым слоям населения.

Актуальное направление ориентировано на решение ежедневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в общем профессиональном образовании; в обучении и воспитании подрастающего поколения; при нарушениях в поведении людей, в их общении, формировании личности; в решении проблем занятости, личностной и социальной защиты.

Перспективное направление нацелено на общественное благополучие человека в его прямом смысле: на развитие индивидуальности, на формирование психологической готовности каждого человека к созидательной жизни в обществе и воспитании своих детей. При этом основная задача психолога – создание психологических условий для формирования личностных ценностей: мотивации к труду, специальной мотивации к профессии, развитие способностей у всех и каждого; формирование чувства защищённости и социального комфорта.

Наиболее сильно представлена психологическая служба в США, Франции, Англии и ряде европейских стран, в которых она стала одним из наиболее

жизненных и действенных направлений современной практической психологии. Например в Баварии служба психологического консультирования является частью целостной системы образования и воспитания. Психологическая служба вместе с образовательными учреждениями несёт ответственность за выполнение государственного заказа на воспитание и образование подрастающего поколения. Здесь указывается, что оказание консультативной помощи учащимся и их родителям входит в число важнейших задач школы.

Школьная психология в США формировалась на стыке детской психологии, клинической психологии и психологии специального обучения. В 1896г.

Л. Уилмер на базе первой в США психологической клиники в Университете Пенсильвании организовал специальные курсы для педагогов и психологов –экспертов, работавших с детьми, к которым неприменимы стандартные методы обучения. Позднее опыт Уилмера был ассимилирован при создании школьной психологической службы.

В настоящее время в США насчитывается 25-30 тыс. школьных психологов,которые работают во всех 50 штатах страны. Больше всего школьных психологов в густонаселённых штатах: Нью-Йорк, Огайо, Калифорния и др. Как и в других странах, психологических специалистов больше в городах, чем в сельской местности. Разрешение на работу со школьниками выдаётся либо организованным органом штата, либо психологическим департаментом администрации штата. Во всех штатах хорошо развита национальная инфраструктура поддержки школьной психологии. Интересы психологов защищает Американская психологическая ассоциация.

В нашей стране психологическая служба тоже достаточно хорошо функционирует на различных предприятиях, в вузах. Причём каждая из данных психологических служб, так или иначе, имеет выход на решение школьных проблем. Так, психологическая служба в вузах (преимущественно педагогических) решает проблемы профотбора абитуриентов на педагогическую профессию, совершенствует и дополняет практическими методами уровень получаемых психологических знаний [11; 12].

Глава II

Date: 2016-08-29; view: 759; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию