Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дороже Каменного моста





В Москве XVIII - XIX веков, когда хотели охарактеризовать необычайную дороговизну или большую цену чего-либо, говорили: дороже Каменного моста. Повод для поговорки дал Большой Каменный мост через Москву-реку.

Этот мост, как свидетельствует известный историк Москвы И.М. Снегирев, "почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою".

 

Каменного моста лучше

Как и "Дороже Каменного моста" выражение употреблялось в русской живой речи. Это еще одно сравнение с Каменным мостом, утверждавшее его превосходные качества и достоинства широко бытовало в народе. Это подтверждают многочисленные фольклорные сборники, в том числе рукопись сборника "Пословицы и поговорки Нижегородской губернии", которые записал критик Н.А. Добролюбов.

 

 

Тысячная и рублевая

 

Оптовая и розничная торговля. Торговля в Охотном ряду была и оптовая — тысячная, и розничная — рублевая.

Москва одна и Охотный один

Поговорка, говорящая об уникальности такого исторического явления, как московский Охотный ряд. Постоянное, изо дня в день, из года в год обилие товаров на базаре давало ощущение устойчивости жизни, уверенности в завтрашнем дне. В 1920-е годы начался снос лавок Охотного ряда, в 1930 году всемосковский продовольственный рынок — "чрево Москвы", — был ликвидирован, аторговлю перевели на Цветной бульвар, тем самым было положено начало Центральному рынку. В 1928 году снесли церковь Параскевы Пятницы — главный храм Охотного ярда. Но в народной памяти навсегда остался миф о единственном в своем роде московском Охотном ряду.

 

 

Яма

 

Современный подземный Торговый центр "Охотный ряд". Городской сленг. Подземный торговый комплекс "Охотный ряд" расположен на Манежной площади. Площадь построенного в 1997 году торгового комплекса составляет 62 000 кв.м. На трех подземных этажах расположены более 100 магазинов, бистро, отделения банка и обменные пункты, банкоматы и таксофоны.

 

 

Сходная цена

 

Сегодня употребляется в значении приемлемая, невысокая цена. Родилось выражение из стремления московских купцов строить лавки выше уровня земли для того, чтобы не было в них сырости, поэтому покупатели, заходя в них, всходили, и, уходя, сходили по ступенькам.Торг между купцом и покупателем порой шел до выхода последнего из лавки. Часто приемлемую для покупателя цену купец называл, когда тот уже уходил из лавки и сходил по ступенькам. Вот эту-то цену и стали называть сходной. С.В. Максимов в "Крылатых словах" писал: "Из Москвы вышли на Русь самые мудреные выражения, начало и корень которых только и можно найти там. При очистке грязного и запущенного Китай-города во время пребывания императрицы Елизаветы, у торговых рядов оказались скамьи, каменные приступки и другие пристройки, загромождавшие пространство и препятствовавшие проезду... Не на этих ли приступках при уходе покупателя, чтобы не упустить его, купец сказывал крайнюю цену? Она получила название сходной, не всегда такой, которая была для купца подходящей, а такой, что была покупателю по карману, не то чтобы и дешевая, а скорее — безобидная".

 

 

Цена у нас всегда дешевая-с!

Одна из приговорок и присказок московских купцов. Фольклорист В.И. Симаков производит сценку продажи сукна разговорчивым приказчиком: " Цена у нас не как у других — всегда дешевая-с! Всегда семь рубликов за аршин! Вы, может, подумаете, что это дорого, но я смею вас уверить, что дешево и даже баснословно дешево-с! Товар этот - и приятность налицо. Добротностью своей также не подгадит, а на сукне-то - смотрите: ворсинка к ворсинке, а не как на собаке! И притом - вид-с! Это тоже что-нибудь стоит. Да, товарец уж отменный! Зачем ждать? Раз хороший товар попался, надо покупать. Да и нам на платежи деньги надо. Мы можем против цены уступить, раз деньги надо. Да и вы, как видно, хороший покупатель, и вам вещь нужна. Не будем много спорить, разделим пополам: я еще скину, а вы еще прибавите, да и делу крышка! Вот и все-с! - Нет, я больше не прибавлю, как хотите. - Да что вы за такой за скупой покупатель: "Не прибавлю да не прибавлю!" А вы прибавьте! Чай, хорошую вещь покупаете-с! Не для другого кого, а для себя, и скупиться не надо!.. Ну что ж мне с вами делать? Обижать изволите нас да и только! Отрежь ему, Ваня! Чтобы он с большой уступкой у нас купил, да с большим почтением в цене. Покупатель хорош - жалко отпустить!.. А уж это не цена, а одни убытки ноне загребаем. Вот и все тут-с! И сделка состоялась".

 

С походом

В архиве для словаря "Словаря русского народного языка" А.Н. Островского записано так: "Поход, м. Излишний вес продаваемого товара, но незначительный, когда чашка с товаром несколько перетягивает чашку с разновесками. Это слово постоянно употреблялось у московских лавочников и разносчиков, когда еще вешали на безмен, а теперь понемногу выходит из употребления. — Извольте видеть, два фунта с походом (Моск.)".

Островский ошибся, утверждая, что московское выражение "с походом" выходит из употребления. Оно живо и сейчас. Когда говорят, что отпущенный вес "с походом", то это свидетельствует о добросовестности и немелочности продавца. Так оно чаще всего и бывает.

Но Островский не знал, что в практике жуликоватого московского торговца "поход" — это и один из способов обвеса покупателя. Фольклорист Е.П. Иванов, вошедший в доверие к приказчикам, с их слов записал, как это делается: "Продавец берет большее против спрошенного количество какого-либо продукта и с легким толчком бросает его на весы, после этого на весах же отрезает ножом излишнюю часть и во время этого процесса усиленно нажимает на площадку, которая и показывает излишек. Иногда с этой же целью он добавляет еще резкий удар тем же ножом по площадке. Когда площадка весов с недостающим количеством продукта чуть остановится внизу, продавец на мгновение отнимает руки, как бы убеждая покупающего не только в точности требуемого количества, но и в "большом походе". После этого ловкий торговец отрезает из лежащих на прилавке обрезков еще маленький кусочек продукта дополняет его, быстро срывает покупаемое с чашки весов и, с выражением готовности к услугам, поспешно завертывает в бумагу. В этом приеме обычно скрывается самый значительный недовес".

 

"С путешествием" или "на путешествие"

Один из способов обмана покупателя московскими купцами: когда продавец начинает взвешивать товар и, не снимая его с весов, вежливо отправляет покупателя платить в кассу. После этого ловкий торговец быстро срывал покупаемое с чашки весов и, с выражением готовности к услугам, поспешно завертывал в бумагу. В этом приеме обычно скрывался самый значительный недовес.Этот вид обвеса пригоден для определенного вида товара, так, например, как объяснял один приказчик фольклористу Е.П. Иванову, "сухой гриб иначе как "на путешествие" вешать мне не выгодно! Мокрить его для весу — гнить начнет, товар перепортишь...".

 

Семь радостей

Вид обмана покупателя, когда использовались несколько видов обвеса: "с походом", "с путешествием" или "на путешествие", — то такой обвес на приказчичьем профессиональном жаргоне назывался "семь радостей".

 

 

Date: 2016-08-29; view: 225; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию