Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страны Востока в Новое время





Период (с XVI по XVIII века) развития восточных го­сударств, хронологически совпадающий с эпохой нового времени в европейском обществе, был временем расцвета крупнейших империй, прежде всего, китайской и османс­кой (турецкой), началом колониальной экспансии евро­пейских стран на Восток.

Китайская империя. После изгнания монгольских за­воевателей и воцарения новой династии Мин в Китае вос­станавливается и укрепляется центральная власть.

Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось с помощью трех палат. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Вторая палата готовила императорские указы, следила за церемониями и приемами в честь императора. Третья палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.

 

Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения: конфуцианство, буддизм и даосизм.

Конфуций разработал свое учение еще в середине I тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в XVI-XVIII вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.

Основоположник даосизма - Лао-цзы - изложил свое учение в книге "Дао де цзин". Постепенно даосизм из философии превратился в религию ("дао" по-китайски - "путь"). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу "недеяния", т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь - дао.

Буддизм проник в Китай из Индии в н. I тысячелетия н. э. и к XVI в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.

Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.

В течение XV-XVI вв. Китай переживал экономиче­ский подъем. Рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появляются элементы новых, капиталистических производственных отношений - зарождается и развивается мануфактура.

В то же время сохранялись причины, тормозившие общественное развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а также существование замкнутых сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом.

В конце XVI - начале XVII вв. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Большое влияние на императоров приобретают различные временщи­ки, фавориты, что порождало постоянные придворные инт­риги, заговоры, злоупотребления на всех уровнях власти. Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и пышного императорского двора требовали введения все новых налогов. В стране сформировалось оппозиционное движение во главе с учеными-чиновниками, призывающими к проведению реформ.

Сложное положение в стране усугублялось тем, что на севере Китая активизировались племена маньчжуров, которые проживали на территории современного Северо-Восточного Китая. В н. XVII в. они стали совершать набеги на Китай, а затем подчинили ряд соседних племен и Корею.

В это же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин, в результате чего Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим, китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской коннице.

В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения (запрещены были даже смешанные браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.

По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан, наделенный неограниченной властью.

Маньчжуры и служившие им китайские полководцы смог­ли за короткий промежуток времени овладеть всей терри­торией Китая. Победа маньчжуров стала возможной во многом благодаря тому, что новые завоеватели были терпимы к китайским ценностям, в частности, к тра­диционному сословию ученых-чиновников. Маньчжурские предводители не стали разрушать многовековую китайскую государственную машину, создававшуюся в эпоху предше­ствующих династий. Китайских высших чиновников времен маньчжурской династии Цин принято называть мандаринами (в пер. с португальского – министр, чиновник).

Стать мандарином высокого уровня было довольно сложно и требовало хорошего образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6-7 тыс., ученые люди знали 25-30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией - мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен - писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный человек.

Цинские императоры проводили активную завоеватель­ную политику и в XVI-XVIII вв. в вассальной зависимости от Китая оказались Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет. Цинская империя вступила в XIX век могущественней­шим государством Восточной Азии. Однако за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной деспотии: сла­бость армии, ограниченность производственного потенциа­ла, перенаселенность, коррупция властей. Эти пороки со всей очевидностью обнаружились в середине XIX века — во вре­мя восстания тайпинов (1851-1864) и первых столкновений с капиталистическими странами Запада.

 

Индия в Новое время

Еще в конце позднего средневековья (1526-1527 гг.) потомок узбекского завоевателя Тимура (Тамерлана) Бабур под­чинил своей власти большую часть С.Индии, положив ко­нец существованию Делийского султаната и создав новое госу­дарство - империю Великих Моголов.

Став падишахом, Бабур положил конец феодальным распрям, покровительствовал торговле. При преемниках Бабура империя Великих моголов непрерывно расширяла свои владения. К к. XVIII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. (Искаженное на индийский манер слово "могол", т. е. монгол, стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии - названием утвердившейся на Делийском троне династии потомков Бабура. Сами себя моголами они не называли.)

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения, около 3/4, исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульманские правители в течение нескольких веков правили Индией, оставаясь представителями меньшинства населения, что стало возможным в силу религиозной терпимости и уважения к чужим обычаям.

Наивысшего расцвета империя Великих моголов достигла в правление Акбара (1556-1605 гг.). Он вошел в историю как подлинный строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Этот правитель привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. В первые же годы своего правления он провел налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную 1\3 урожая, и отменив должности откупщиков, при этом крестьяне отдавали налог напрямую государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка.

Религиозная политика Акбара заключалась в том, чтобы признавать все религии равными. Акбар прославился и как покровитель искусства.

По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения индусского эпоса. Реформы Акбара, проводимые по принципу "мир для всех", укрепили империю Великих моголов.

После смерти Акбара его преемникам не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовое деление, индуистская и мусульманская религии, множество народностей и народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития.

Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Но чем больше росла территория империи, тем слабее становилась центральная власть.

С н. XVIII в. власть падишахов стала символической и провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья областей империи. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В 1-й пол. XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

 

Date: 2016-07-25; view: 9212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию