Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Московской Руси - России в XVI-XVIII вв.





После смерти в 1505году Ивана III власть в стране перешла к его сыну Василию III (1505-1533 гг.) который продолжил политику отца на собирание земель и укрепление царской власти.В этой борьбе он широко применял репрессивные методы против любой формы оппозиции, а именно изгнание, заключение в монастырь, смертная казнь.

В 1510 году под давлением Василия III Псков, как ранее и Новгород был вынужден отказаться от статуса боярской республики, веча и войти в состав Московского государства. По примеру своего отца Василий III, переселены в Московские земли около 300 самых знатных псковских семей, а их деревни были отданы московским служилым людям.

В 1512-1513 гг. Василий III дважды начинал войну с Литвой, но неудачно. Лишь в 1514 году при поддержке артиллерии ему удалось взять Смоленск. В этом походе на стороне Москвы участвовал и беглый литовский боярин Михаил Глинский, который надеялся получить от князя Смоленск в вотчину. Однако отказ Василия III привел к его сговору с польско-литовским королем Сигизмундом. Заговор разоблачили, а самого Глинского заточили в Москве. Несмотря на фактический захват Смоленска, город остался спорной территорией до конца правления Василия III.

В 1517 к Москве была присоединена Рязань, затем Стародубское княжество (Владимирская обл.), а в 1523 году - Новгород-Северский (Черниговская обл.).

В 1521 году на Московские земли вторглись крымский и казанский ханы, которые разгромили русское войско на р. Оке, опустошили округу и повернули назад, взяв с Василия III грамоту о том, что тот признает себя верным данником и вассалом Крыма. На обратном пути, войска крымского хана столкнулись с воеводой Иваном Образец-Добрынским и были разогнаны пушками. В последующие годы Москва еще не раз воевала с Казанским и Крымским ханствами.

Время правления Василия III это не только эпоха войн за расширение территории и укрепление самодержавной власти, но и время строительного бума на Руси. В это время на территории Московского Кремля возведен Архангельский собор, а в с. Коломенском построена Церковь Вознесения Господня. Строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости.

 

Великий князь Василий III умер в 1533 году, когда его сыну Ивану IV исполнилось только 3 года. Спустя 5 лет умерла его мать - Елена, Иван остался круглым сиротой. Страной управляла Бо­ярская дума. Наступила эпоха боярского правления, период беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала побежденных противников. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной Великой княгини — Глинские. Иван, от природы умный, живой, впе­чатлительный и наблюдательный, рос в обстановке забро­шенности и пренебрежения.

В 01.1547 года Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. С этого времени начинается период самостоятельного правления Ивана IV и проведения реформ. Со временем вокруг царя сложился круг единомышленников, получивший название «Избранная рада». Большое влияние на царя приобрели дворянин Алексей Адашев и священник Сильвестр.

Под руководством «Избранной рады» было завершено оформление цен­тральных органов государственного управления прика­зов (до сер. 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых созданных приказов была Челобитная изба, которую возгла­вил Адашев. Главной функцией этого учреждения был при­ем челобитных (жалоб) на имя государя и проведение по ним расследования. Таким образом, Челобитная изба факти­чески являлась высшим контрольным органом. Главой Посольского приказа (ведомства иностран­ных дел) стал дьяк Иван Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой. Поместный приказ зани­мался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ выполнял функцию штаба Вооруженных Сил, то есть определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно войти в полки. Разбой­ный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих лю­дей». Земский приказ ведал порядком в Москве.

 

Реформы Ивана IV

Реформа местного управления. Укрепление государства (монархии) требовало решительной замены старой системы ме­стной власти, которая сложилась еще во времена боярского правления. Пер­востепенной задачей являлось создание аппарата чиновни­ков, подотчетных государству и подданным. В соответствии с проведенными преобразованиями ус­танавливался порядок, согласно которому сами подданные избирали чиновников для несения государственных функ­ций. Выбранные в городах и волостях целовальники ( избранный чиновник клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название ) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства.

Ранее власть на местах принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях), которые получали эти территории в «кормление». Кормления были системой вознаграждения за службу. После реформы деньги, которые ранее шли на кормление, теперь взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда платилась заработная плата служилым людям.

 

Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый су­дебник. Судебник закреплял создание в Московском госу­дарстве «праведного» (справедливого) суда, контролируе­мого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.

 

Церковная реформа была проведена на Сто­главом соборе, названном так по сборнику его постановле­ний, состоявшему из 100 глав («Стоглав»). На открыв­шемся в 02.1551 года Соборе присутствовали по­мимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

 

На стоглавом соборе обсуждались следующие вопросы:

· укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей,

· унификация церковных обрядов и служб

· полномочия церковного суда,

· против пережитков язычества среди населения,

· жесткая регламентация (духовная цензура) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.

 

В 1560 г. внутри «Избранной рады» возник конфликт, а затем и разрыв отношений между царем и его советниками Адашевым и Сильвестром. Иван IV обви­нил их в сговоре с целью утвердить в государстве ограни­ченную монархию, где царь царствует, но не правит. Итогом данного противостояния стало падение правительства «Из­бранной рады» и начало эпохи самодержавного царского правления.

Главным событием истории XVI века стала опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1572 г., в Московском государстве по образному выражению современника этих событий князя Андрея Кур­бского, разгорался «пожар лютости», унесший десятки тысяч челове­ческих жизней. Позднее А. Курбский бежал в Великое княжество Ли­товское, откуда писал гневные письма своему бывшему монарху, обвиняя его в тирании, казнях невинных людей. После бегства в Литву Курбский получил от польского короля Сигизмунда крупные имения в Литве и на Волыни, воевал против Москвы.

В 12. 1564 г. царь с семьей вые­хал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а затем Александровскую слободу. Оттуда в н. 01. 1565 г. он отправил в Москву две грамоты.

В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, сооб­щалось, что «государь положил свой гнев на всех еписко­пов и настоятелей монастырей, а опалу — на всех служи­лых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку слу­жилые люди плохо служат, а церковные иерархи их по­крывают». Поэтому он, не желая терпеть «их изменных дел» оставляет свое государство.

Вторая грамота была адресована всему посадскому на­селению Москвы, в ней царь заверял простой московский люд, чтобы «они никакого сомнения не имели, гнева, и опалы у царя на них нет».

Московские люди, выслушав царские грамоты, решительно потребовали, чтобы бояре упросили вернуться царя на госу­дарство. Уже через два дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе. Царь смилостивился и со­гласился возвратиться, но при двух условиях: наказание изменников и создание опричнины».

 

Слово «опричнина» происходит от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожало­ванное ему за службу Великим князем, забиралось в каз­ну, опричь (кроме) небольшого участка земли — своеоб­разного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной неболь­шой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от цар­ствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, со­гласно его уверениям, в управлении Боярской думы.

Фактически введение опричнины свелось к кровавой череде бессмысленных убийств, совершавшихся по велению и при личном участии царя. Долгое время в литературе было распространено мнение: опричнина — дело исторически необходимое, поскольку Рос­сии, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать.

Ныне состав жертв опричного террора изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось, по мень­шей мере, 3-4 рядовых служилых земледельца, а на каждо­го последнего — по десятку лиц из низших слоев населения. Общее число жертв опричнины не известно, но в любом случае превышает 5 тыс. человек.

Непосредственно террором занимались «опричники» которые в одежде должны были отличаться от других служилых людеей, а именно: собачьи головы на шее у лошади и метлу. Это должно было обозначать, что они сначала кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны. Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре.

Осенью 1572 г. Иван IV получивший прозвище Грозный отменил опричнину, однако, террор не прекратился. Он продолжался, но в меньших масштабах. Причиной отмены опричнины, возможно, было поражение русской армии и низкая боеспособность опричников, проявленные в 1571 году, когда крымские татары сожгли Москву.

Последствия опричнины.После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запус­тели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возни­кает впечатление, будто страна пережила вражеское наше­ствие. Необработанными оказались до 90 % земли. В 1570-1571 гг. в дополнение, ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.

 

Date: 2016-07-25; view: 469; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию