Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их единство и различияНаучные дисциплины можно подразделить на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки. Между ними нет резкой границы, ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение (например, психология). Для современной науки характерен диалог между различными науками, приводящий их к взаимообогащению. По своей направленности и непосредственному отношению к практике отдельные науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Целью фундаментальных наук является раскрытие закономерностей и принципов функционирования. Целью же прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально и практически ориентированных задач. Фундаментальные науки создают теоретическую основу для развития прикладных наук. В процессе становления научное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенные формы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория. Импульсом к развитию научного знания является проблемы (от греч. - преграда, трудность, задача) или целостный, комплекс вопросов. Главным источником появления проблем и задач в науке являются противоречия между теорией и фактами. Наличие такого рода противоречий обусловливает создание проблемной ситуации в науке. При появлении потребности в устранении противоречия и актуализируется проблема. Различие между научной проблемой и научной задачей заключается в следующем: под научной задачей следует понимать решаемый наукой вопрос, характеризующийся достаточностью средств для своего разрешения; если же средств для решения недостаточно, то такой научный вопрос называется научной проблемой. Следующая форма развития научного знания - гипотеза (от греч. - основа, предположение), представляющая собой научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено. Научная гипотеза выдвигается в процессе развития научного знания для peшения конкретной проблемы. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой. Как научные положения гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждение). Свойство верифицируемости служит эмпирической основой процесса становления и развития как гипотезы, так и других форм научного знания, обеспечивая непрерывный характер развития науки. Эмпирической основой для выдвижения гипотезы и создания теории в научном познании выступает такая его форма, как факт. Факт (от лат. - сделанное, свершившееся) - особого рода положения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты зависят от теории, которая формирует их концептуальную основу, язык, средства и методы экспериментального исследования. В то же время изучаемые и получаемые при их исследовании данные наблюдений и эксперимента наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Благодаря такому взаимодействию и самостоятельности факты обнаруживают противоречия в теории и способствуют дальнейшему развитию научного знания. Важной формой развития научного знания является теория. Теория (от греч. theoria - расстояние, исследование) наиболее сложная и развитая форма научного знания. В широком смысле слова теория означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений. В более узком и специальном смысле слова теория - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное, системное представление о закономерностях. В структуре научного познания можно выделить два уровня — эмпирический и теоретический, которым соответствуют эмпирическое и теоретическое исследования. Эмпирический и теоретический уровни познания отличаются друг от друга по предмету, средствам я методам исследования. Различие по предмету исследования: эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними; теоретическое исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-истинное знание, выведенное в результате обобщения опыта. Теоретический закон - это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур. Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам: эмпирическое исследование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов; теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а не реального эксперимента. Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по методам познания. Для эмпирического уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
|