Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика научного знания. Природа научной революцииДинамика развивающейся науки заключается в том, что после становления специальных картин мира, каждая дисциплина обретает внутренние импульсы своего развития. Однако отдельные научные дисциплины не являются абсолютно автономными. Они обмениваются между собой установками, и этот обмен является важной чертой междисциплинарного взаимодействия. Один из важнейших аспектов возникновения нового научного знания - междисциплинарный синтез, который является такой формой взаимодействия научных дисциплин, при которой результаты, полученные в одной отрасли знания, включаются в качестве предпосылок производства знаний в другой дисциплине. Выделим две ситуации междисциплинарных связей: первая сопряжена с переносом отдельных методов и концептуальных средств из одной науки с другую и их применением в процессе решения конкретных задач. Вторая связана с тем, что за счет трансляции установок из одной науки в другую, при этом радикальным образом меняется стратегия научного исследования. В первой ситуации основания науки не подвергаются серьезной перестройке, во втором случае взаимодействие наук приводит к коренной перестройке этих оснований, т.е. к научной революции. Научная революция - это фундаментальное изменение содержания научного знания, обусловленное переходом к изучению новых типов объектов, средств наблюдения, экспериментирования и интерпретации эмпирических данных, обоснованию новой научной картины мира с иными идеалами обоснования и организации научного знания. Основные типы научных революций: 1) переработка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки; 2) изменение научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований. Научная революция обусловлена взаимодействием широкого спектра внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам научной революции относятся: накопление аномалий, т.е. познавательных ситуаций, при которых результаты наблюдений и экспериментов противоречат общепринятым теоретическим представлениям или не совпадают с предсказаниями, сделанными на основе таких представлений, фактов, не находящих, объяснения в концептуальных, и методологических рамках той или иной научной дисциплины; появление аномалий, противоречий, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории. К внешним факторам научных революций относятся философское переосмысление научной картины мира, идеалов и норм познавательной деятельности и их места в культуре, смена лидеров в научных школах, взаимодействие науки с другими социальными институтами, влияющее на формирование новых приоритетов в науке, синтез научных, технических и гуманитарных наук, детерминирующий междисциплинарные и трансдисциплинарные стратегии научного поиска, формирование принципиально новых экономических, политических, духовных потребностей людей.
|