Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал ГЭ и про­блема развития современной научной картины мира.





Глобальный эволюционизм (ГЭ)возникает в середине ХХв.→как стремление постро­ить научную картину мира на основе синтеза современных научных знаний. ГЭ часто ха­рактеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы дея­тельности и рассмотрение неживой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Новое содержание в концепцию ГЭ было внесено в 40-50гг. ХХв., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объ­ектов оказалась весьма эвристической прежде всего в рамках биологической науки, т.к. рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы (си­нергетика).

ГЭ можно рассматривать как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. Идеи ГЭ получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рас­сматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира. В обоснование ГЭ определяющее значение внесли теория биологической эволюции и разви­тая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной (расширяю­щейся и раздувающейся) Вселенной и синергетика (которая как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности развития мира).

Глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и сис­темности, предстает как особый принцип, характеризующий взаимосвязь самооргани­зующихся систем разной степени сложности и объясняющей возникновение новых струк­тур. Последние возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет внутренних кооперативных эффектов, под влиянием различного рода флуктуаций, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самооргани­зующейся системы к другому, а эволюция систем в конечном счете приобретает направ­ленный характер. Глобальный (универсальный) эволюционизм позволяет выстроить но­вую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создавая возможность рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он по­зволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он дает возможность рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе функциониро­вания нашей Вселенной.

ГЭ может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на ос­нове этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.


14.Человек как предмет философского и научного анализа…

Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятия "личность" у древних греков не сущест­вовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня.

Родоначальника "философии человека" Сократе: в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «лич­ность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравни­вали всех людей перед лицом рока. Теологические доктрины средневековья освободили человека от космологическом зависимости, но растворили чел. индивидуальность, поста­вив его а полную зависимость от воли Бога.

Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения.

Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человече­ского рода. Индивид — это всегда один из многих, он безличен.

Понятие "индивид" и «личность» являются противоположными по объему и по со­держанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек- индивид. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь ро­довую общность людей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкре­тизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, вы­деляются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации инди­вида отдельного человека логически мы приходим к индивидуальному представителю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность.

Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные и уни­кальные свойства человека.

Личность - это человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индиви­дуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности.

Личность — это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентиру­ется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятепьность и не­сет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих лично­сти является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства Л. является совесть, долг и честь.

Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности.

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном простран­стве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Лич­ность выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. Она тем зна­чительнее, чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие.

По своей структуре личность представляет собой устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимоотношения чел. с системой общ. отношений..

Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование - закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические.


15. Происхождение чел-ка…

Антропосоциогенез – процесс возникновения человека. Основные концепции: 1) креационистская/ религиозная (Бог сотворил мир, на 6-й день чел-ка, вдохнув в него бессмертную душу). А как иначе объяснить наличие в ч-ке бессмертных высших ценностей. Вне идеи образа божьего в ч-ке очень трудно объяснить, почему он должен быть милосерден, сострадателен к ближнему своему; 2) трудовая (Маркс, Энгельс). Ч-к произошел от высших животных в процессе трудовой деятельности (исп-ние орудий труда→трансформация организма→возникновение руки чел. типа→изменение гортани, мозга→возн-ие речи→исп-ие огня→увеличение V-а и массы головного мозга). Орудия труда – не только средства эффективной деятельности, но и форма закрепления коллективного опыта. Также происходит изменение соц.-нравст. системы: возн-ие запретов, норм, кот. регулируют поведение членов сообщества. 3) символическая (предметы культа (символы) – средство связи между миром сакральным и миром профанным). Символич. теория не противоречит трудовой. 4) игровая (Хейзинге). 5) психоаналитическая (Фрейд).

Но трудно понять:

1) крайне малый срок перехода от обезьяны к человеку;

2) проблема недостающего звена;

3) проблема головного мозга (используется лишь 3-5% его→избыточность).

Проблема антропосоциогенеза неясна и нерешена до конца.

Человек принадлежит одновременно миру природы и обществу. →Ч-к – биосоциальный феномен. Отличие ч-ка от животного: способность абстрактно мыслить, спос-ть целеполагающей деятельности, угрызения совести. Ч-к становится ч-ком в обществе.

Инвариантность и пластичность (Кирвель): 1) личность неизменна в своей жестокости, подлости и коварстве; она, если и развивается, то в худшую сторону; 2) ч-ка можно усовершенствовать только генетическим путем (биологическим); 3) ч-к есть продукт среды (рождаются все одинаковыми, а становятся разными под влиянием общества); 4) невозможно исправить ч-ка ни генетикой, ни преобразованием среды, но единственно возможный путь исправления – нравственность (пр-п нравственного совершенствования ч-ка изнутри с ориентацией на высшее мерило – Бога).

Все эти т. зр. не беспочвенны. Дейст-но ч-к – инвариантное консервативное существо. По мере развития человечества стал все больше загрязняться генофонд. Генетика должна бороться с детскими болезнями, но духовный облик ч-ка она изменить не может. Ч-к есть продукт среды (дети Маугли). Если ч-к не будет стремиться к изменению сам, он не сможет измениться.

В ч-ке можно выделить 3 уровня сущ-ния: тело, душа и дух. Тело – материальная оболочка, кот. развивается по законам природы. Душа – это область непосредственных хотений, желаний и эмоций, психика ч-ка. Понятие души позволяет установить связь между философией и другими науками. Дух – область предельно важных ценностей человека. Духовность – это искание абсолютного и совершенного, это огромный дар ч-ка (подлинное творчество, подлинное сострадание и милосердие).


16. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Суть ф. экзистенциализма. – переживание своего существования внутренне изолированным индивидом, все интересы к-го сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном существовании. Сущ-ние индивидуума, его конечность, погруженность в ничто; прекращение существования, или смерть, переживание этих способов существования и вечный страх перед смертью – проблемы экзистенциализма.

В наст. вр.сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) х-ристика чел и личность как его сущностная х-ристика. 1 коцепция опирается на понятие соц роли ч-ка. Эта концепция не позволяет раскрыть внутр. мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый ч-к.

Формирование личности в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств ч-ка: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. индивидуальность есть их органическое единство, неразложимое на составляющие.. Индивидуальность не есть абсолют. Вопрос смысла жизни. Три подхода к решению этой проблемы: 1)Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2)За пределами жизни; 3)Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни.

проблемы смерти. С точки зрения науки, медицины, и материалистической философии смерть есть полное прекращение жизнедеятельности организма. С религиозной точки зрения смерть - это отделение души от тела, в результате которого тело подвергается разложению, а душа продолжает посмертное существование, формы которого, различны в разных религиозных системах (христианстве, индуизме, буддизме и др.). Материалистическое мировоззрение отрицает личное бессмертие: ч-к может сущ-ть после своей смерти, только продолжаясь в своих детях, в памяти потомков, в своих делах. С точки зрения восточных религ. систем душа человека после смерти продолжает сложные странствия и воплощается в новом телесном и душевном обличий (идея реинкарнации). При этом душа и тело человека и сама человеческая личность как носитель этих телесно-душевных свойств, качеств неуникальны. Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое х-ризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. соотношения способности и возм.сти ч-ка выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность ч-ка сознательно выполнять определенные требования и осущ-влять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возм.сти одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возм.сти путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.


Date: 2016-07-05; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию