Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ 1. эволюция и методология в логистике





План лекции.

1. История возникновения и этапы развития логистики

2. Предмет и объект логистики, цель и задачи

3. Концепция логистики

4. Методология логистики

 

1. История возникновения и этапы развития логистики

“Logistics” – современный англо-русский словарь дает перевод:

1) материально-техническое обеспечение;

2) организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.

Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.

Первое направление само по себе разноплановое.

Большинство исследователей сходятся на том, что происхождение слова «логистика» восходит к Древней Греции. Для древних греков логистика представляла собой «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления», а высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. По свидетельству Архимеда, в Древней Греции было 10 логистов.

В римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия.

Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.

Второе направление связано с войсковой логистикой. Во время Византийской империи логистика определялась как искусство снабжения армий и управления ее перемещениями. В частности о войсковой логистике в Византийской империи говорили: "Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника".

В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста Антуана Анри Жомини (1779-1869). Он считается первым автором предметных трудов по логистике. По определению Жомини логистика – это практическое искусство управления войсками, охватывающее широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений и др.

Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.

Первоначально логистику определяли как:

1) новое направление в организации движения грузов;

2) теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

3) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

4) интеграция процессов производства и транспортировки;

5) процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

6) производственная инфраструктура;

7) форма управления физическим распределением продукта;

8) эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

9) наука о рациональной организации производства и распределения;

10) новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В 50-тых годах XX века из концепций маркетинга выделился круг проблем связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами (МР).

Причина выделения этих проблем объясняется значительным ростом в производственных фирмах затрат на транспортирование материальных ресурсов (МР) и ростом затрат на содержание материальных запасов (МЗ).

Проведенные в те времена в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта попавшего к конечному потребителю более 60% составляют затраты на логистику, т.е. на покупку МР, на транспортировку, погрузку, разгрузку, хранение, упаковку и т.п. Среди этих затрат значительную долю занимают затраты на транспортирование материальных ресурсов и хранение материальных запасов. Поэтому фирмы производители начинают проводить исследование в областях продвижения материалопотока в каналах распределения, с целью сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Это стало возможно благодаря достижениям в области компьютерных технологии. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике логистика.

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

- энергетический кризис (1970-е годы);

- НТП и в первую очередь, компьютеризация;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на рис. 1-4):

I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).

 

 
 

 


Рис. 1. Элементы 1-го этапа развития логистики

Ключевые моменты первого этапа развития логистики:

- непосредственное реагирование на колебания спроса;

- оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.

II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.

 
 

 

 


Рис. 2. Элементы 2-го этапа развития логистики

Ключевые моменты второго этапа развития логистики:

- система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;

- используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;

- работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.

III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.

       
 
   
 

 


Рис. 3. Элементы 3-го этапа развития логистики

 

Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

- к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;

- управление основано на планировании упреждающих воздействий;

- работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.

Ключевые моменты четвертого этапа:

- увязка противоречивых целей подразделений предприятия;

- долговременное (более года) планирование;

- оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.

 

 
 

 

 


Рис. 4. Элементы 4-го этапа развития логистики

 

Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:

- в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);

- в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя (рис. 5).

 

 
 


Рис. 5. Логистика как управление материальным потоком

 

2. Предмет и объект логистики, цель и задачи

Логистика – это организация управления экономическими потоковыми системами в сфере товарного обращения.

Объект логистики – это весь производственно-коммерческий цикл на макро и микро уровнях экономики.

Предметом логистики выступают:

- Логистические издержки,

- логистические системы,

- логистические операции,

- материальные потоки,

- информационные потоки,

- логистические функции,

- логистические цепочки.

Иначе говоря, п редмет логистики – оптимизация ресурсов при управлении основными (материальными) и сопутствующими (финансовыми и информационными) потоками.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Логистические цели достаточно универсальны и органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция горизонтальных и вертикальных целей. Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

• создание комплексных, интегрированных систем управления материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

• стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

• достижение высокой системной гибкости;

• постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение современных информационных технологии управления потоковыми процессами.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

• максимальное сокращение времени хранения продукции;

• сокращение времени перевозок;

• рациональное распределение транспортных средств;

• быстрая реакция на требования потребителей;

• оперативная обработка и выдача информации и т.п.

Решение глобальных и частных должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относятся следующие:

• осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;

• разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

• многовариантное прогнозирование развития событий и т.п.;

• стандартизация требований к качеству логистических операций;

• выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;

• выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;

• оптимизация технической и технологической структуры организации и т.п.

Цели логистики зафиксированы в правилах логистики

Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозяйственных структур в экономике рыночного типа. Выделяют семь правил логистики:

· продукт должен быть необходим потребителю;

· продукт должен быть соответствующего качества;

· продукт должен быть в необходимом количестве;

· продукт должен быть доставлен в нужное время;

· продукт должен быть доставлен в нужное место;

· продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;

· продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как

1) многостадийный хозяйственный процесс, включающий:

- складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;

- перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;

- складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;

- разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;

2) систему управления, объединяющую:

- управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);

- управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;

3) экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и т.д.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Концепция логистики

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятель­ности по управлению материальными потоками.

Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. При этом концепция логистики представлена следующими положениями:

· реализация принципа системного подхода;

· учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;

· гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

· развитие услуг сервиса на современном уровне;

· способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

 

Date: 2016-07-25; view: 765; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию