Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология логистики





Системный подход в логистике, возможность его использования при изучении логистических систем. Концепция компромиссов - ее сущность и применение в книжном деле. Концепция интеграции и кооперации - ее содержание, необходимость и возможность применения в книжном бизнесе. Основной принцип совместной (интегрированной) деятельности. Концепция общих затрат - сущность, основные трудности применения на практике. Концепция всеобщего управления качеством - основные принципы, необходимость применения в книжном деле; понятие «качество». Моделирование в логистике, кибернетический подход, принцип Парето.

Методология - это совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке. Логистика является молодой и быстро развивающейся наукой. Этим объясняется то, что система ее методов сложилась пока еще недостаточно четко. Большинство авторов публикаций по проблемам логистики выделяют две составляющие ее методологии: концепции и методы.

Концепция - совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления.

Концепция логистики - это система взглядов на повышение эффективности функционирования логистических систем на основе оптимизации экономических потоков.

Метод в самом общем значении понимается как способ достижения цели. Метод в научном познании - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Основное внимание в данной главе уделяется концепциям логистики, так как именно их сочетание и составляет уникальность этой науки. Что касается методов, применяемых в логистике, то в основном это методы, используемые в экономических науках. При проведении исследований в области логистики определяющее значение имеет научный подход, в соответствии с которым выделяются основные этапы логистических исследований:

1. Определение проблемы. Формирование гипотезы.

2. Выбор методов исследования. Сбор и анализ данных.

3. Выявление закономерностей, установление причинно-следственных связей. Разработка рекомендаций.

4. Апробация результатов исследования. В случае неудовлетворительных результатов требуется корректировка гипотезы и повторение этапов 2-4.

5. Внедрение результатов логистического исследования в практику.

Концепция компромиссов

Компромиссы в логистике рассматриваются как метод согласования экономических интересов участников логистического процесса для наиболее эффективного достижения общих целей. Интересы структурных подразделений, а также разных предприятий, как правило, различны и нередко противоположны. Например, торговый зал книжного магазина заинтересован в том, чтобы склад располагал запасами, гарантирующими бесперебойность поступления книг в продажу. Финансовый отдел заинтересован в снижении стоимости запасов, склад - в сокращении запасов, снижающем объем его деятельности. Транспортная служба заинтересована в крупных партиях завозимой книжной продукции, улучшающих использование транспорта, но повышающих объем запасов. Специалист по логистике в этой ситуации должен предложить компромиссное решение, стремясь найти и удержать оптимальный баланс качества обслуживания покупателей, затрат и запасов. Для этого выполняются многовариантные расчеты. Принимается тот вариант, который приносит наибольшую прибыль фирме в целом. Продвижение книжных товаров к конечному потребителю достигается в результате действия многих участников логистической цепи, каждый из которых преследует свои цели. Если фирмы-участники товародвижения смогут согласовать свою деятельность в целях оптимизации экономических потоков, возникающих при продвижении книжных товаров, то в результате они все вместе получат от этого существенный экономический выигрыш.

Примером компромисса во взаимоотношениях между партнерами может служить система скидок на книжные товары, которые предлагают издательства предприятиям книжной торговли. На величину скидок влияют различные факторы. Как правило, определяющее значение имеет объем закупаемых партий: чем больше покупает книжный магазин, тем выше скидка. Ясно, что производитель стимулирует торговое предприятие закупать крупные партии. Со своей стороны, книжный магазин должен найти компромисс между величиной скидки и объемом финансовых средств, которые требуется вложить в товарные запасы. Таким образом, оптимизация экономических потоков предполагает сквозную систему управления их движением, базирующуюся на учете интересов всех участников логистической цепи.

Прослеживая развитие компромиссов в логистике, необходимо отметить, что первоначальной областью их применения становятся внутрифирменные взаимоотношения между подразделениями. В логистике зарубежных стран сознательное использование компромиссов в межфирменных отношениях приходится на конец 1970-х годов. В конце века сфера применения компромиссов расширилась, охватив не только экономические результаты деятельности, но и социальные, политические, экологические отношения. Возникла концепция «общей ответственности». Критерием эффективности достигнутого компромисса стала не максимальная прибыль, а оптимальное соотношение выгод и затрат. Под выгодами понимается решение не только экономических, но и социальных задач. В качестве примера, иллюстрирующего необходимость применения компромиссов в отрасли книжного дела, приведем ситуацию, сложившуюся с предпродажной подготовкой книжных товаров. Предпродажная подготовка включает нанесение на книжные товары розничной цены, защитных элементов, штрих-кодов. В первую очередь она необходима для того, чтобы внедрить логистические принципы и современные технологии на этапе продажи книг в книжном магазине. В результате их внедрения в книжных магазинах существенно возрастает объем продаж, в розничных предприятиях ускоряется движение книг. Однако улучшается деятельность не только самих книжных магазинов, но и издательств, чья продукция продается быстрее и в большем объеме. В связи с этим книготорговцы полагают, что издатели должны активнее участвовать в предпродажной подготовке. Но издатели не торопятся брать на себя такого рода заботы, поскольку для них это означает дополнительные затраты. Достижение компромисса в данном вопросе особенно важно, потому что он, несомненно, способствовал бы более быстрому внедрению современных технологий не только на этапе розничной продажи, но и на других этапах движения книг в книжном деле. Поиск компромисса является своего рода искусством. Конкурентоспособность фирмы в значительной мере достигается за счет ее умения лучше других находить компромисс между стремлением к извлечению максимальной прибыли, интересами покупателей и партнеров по бизнесу. Достаточно четко искусство компромиссов проявляется в ценовой политике фирмы.

Компромиссы с партнерами достигаются в ходе переговоров, результатом которых является заключение соглашений (договоров). Любое соглашение может быть заключено только при наличии явной выгоды для участвующих в нем сторон. В связи с этим повышается значение взаимного информирования партнеров по бизнесу. В последнее время все чаще между поставщиком и покупателем происходит обмен информацией, содержащей данные о составе затрат и других элементов, проясняющих, из чего складывается цена товара. Особенно важна такая информация при заключении долгосрочных соглашений.

Интеграция и координация в логистике

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в книжном деле привели к снижению стабильности развития предприятий. Растет скорость изменений покупательского спроса на книжные товары, увеличивается их ассортимент, сокращается жизненный цикл товаров, т.е. среда деятельности предприятий становится все более неопределенной и трудно предсказуемой. Один из способов эффективной деятельности в такой среде - интеграция, координация действий с партнерами по бизнесу. Интеграция является одной из составляющих методологии логистики. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.

Необходимость и возможность интеграционных процессов на книжном рынке обусловливаются также быстрым развитием компьютерных информационных систем. Координация действий и интеграция ресурсов необходимы в рамках каждого отдельно взятого предприятия, они являются основой логистической оптимизации его деятельности. Однако внутрифирменная интеграция не может оказывать существенного влияния на факторы внешней среды. Максимальный эффект можно получить, оптимизируя потоки на всем их протяжении от начала производства до потребления книжных товаров. Все звенья логистической цепи должны работать слаженно, как единая система. При этом должно координироваться движение всех видов потоков, не только материальных, но и информационных, финансовых, сервисных. В качестве примера интеграционных процессов приведем проект координации деятельности по доставке периодических изданий. В Москве работают десятки розничных и оптовых агентств по распространению газет и журналов, периодические издания продают около 2 тыс. розничных точек - киоски, лотки, стойки в метро и т.д. Эти цифры свидетельствуют о том, что существующая система доставки, в которой отсутствует мощное оптовое предприятие, крайне неэффективна и приводит к увеличению розничной цены издания. Поэтому был предложен проект создания на базе трех агентств («Центр прессы», «Авиа АиФ», «ДМ-Пресс») общей системы доставки. Эти агентства имеют высокий уровень технологий, а значительный запас доверия друг к другу позволяет им разрабатывать достаточно сложные схемы интеграции. Важное место в формировании нового предприятия занимает возможность логистической оптимизации товаро-транспортных потоков. Именно здесь заложены основные резервы минимизации затрат, снижения стоимости услуг.

От обычных рыночных сделок взаимодействие партнеров в данном объединении отличается тем, что оно подкрепляется общими морально-этическими нормами, разделяемыми всеми участниками проекта. Это отношения доверия между партнерами, готовность руководителей предприятий к открытым действиям, обмену достоверной информацией. Принцип «зарабатывать деньги вместе - выгодно!» становится все популярнее среди наших коллег. Компенсацией снижения гибкости, маневренности субъектов интегрированных систем по сравнению с фирмами, действующими в условиях свободной и трудно предсказуемой игры рыночных сил вне логистических объединений, является стабильность и надежность партнерских отношений. Вхождение логистической системы в систему более высокого уровня повышает устойчивость фирмы при воздействиях внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

Таким образом, существуют следующие направления интеграции:

- координация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных покупателей;

- интеграция экономических потоков разных видов;

- интеграция технологий, используемых участниками процесса движения книжной продукции.

Успех интеграционных процессов возможен, если будут соблюдаться требования:

- информационная открытость партнеров по бизнесу;

- строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам работы предыдущего звена;

- координация планирования совместной работы;

- разработка стандартов и других документов, унифицирующих требования к результатам работы.

Основным обстоятельством, препятствующим интеграции, является усиление взаимозависимости фирм, боязнь потери самостоятельности, утраты контроля над теми операциями движения товаров, в которых будут участвовать или которые передаются партнерам. Противостоять этому можно, только развивая информационную открытость фирм, в том числе путем создания и совершенствования интегрированного информационного обеспечения всего движения книжной продукции (электронные базы данных, электронные системы связи, позволяющие, например, отслеживать путь транспортировки товара в реальном масштабе времени). Развитие интеграционных процессов возможно, если все участвующие в них предприятия будут применять на практике базовый принцип совместной (интегрированной) деятельности, сформулированный Парето: хорошими являются те действия, в результате которых кому-нибудь стало лучше, если при этом никому не стало хуже. Этот принцип будет активно входить в практику бизнеса по мере накопления опыта совместной работы и укрепления взаимного доверия. Как правило, решений какой-либо конкретной проблемы может быть несколько. Выбирая решение, которое будет воплощено на практике, необходимо думать о том, насколько оно устроит партнеров по бизнесу. Это положение можно применить ко всем этапам создания и продвижения книг начиная с самых ранних. Например, если автор стремится как можно быстрее донести до читателя свое произведение, ему целесообразно обсудить его еще на уровне замысла с потенциальным издателем, что ускорит процесс редакционной подготовки книги.

Концепция общих затрат

Концепция общих затрат означает комплексную оценку затрачиваемых фирмой ресурсов. При этом первоначально определяется цель деятельности логистической системы, состав необходимых функций и видов работ, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, стремятся так отрегулировать отдельные виды затрат, чтобы добиться снижения их общей суммы. Использование критерия оптимальности Парето позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение общее состояние логистической системы. Для примера нахождения минимума общих затрат рассмотрим две основные категории логистических затрат: затраты на транспортировку и затраты на товарные запасы. Эти виды затрат тесно взаимосвязаны. В некоторых пределах снижение расходов на товарные запасы требует увеличения транспортных издержек. Хотя на первый взгляд концепция общих затрат кажется простой, на практике ее применение осложняется. Трудность оптимизации общих затрат фирмы связана не только с выявлением и оценкой затрат. Любое подразделение фирмы нацелено в первую очередь на совершенствование выполнения своей функции, поскольку вознаграждение сотрудников, как правило, базируется на показателях работы именно их функциональных подразделений. Для нацеленности на общий результат нужно разрабатывать и внедрять новые схемы оценки, побуждающие менеджеров воспринимать отдельные функции, за которые они отвечают, как составные части единого процесса. Менеджер должен понимать, что иногда необходимо пойти на увеличение расходов в функциональной сфере ради снижения общих издержек.

На уровне логистической цепи, состоящей из самостоятельных фирм, трудности применения концепции общих затрат обусловлены сложностью согласования интересов разных предпринимателей. Однако эти преграды необходимо преодолевать прежде всего потому, что для потребителя очень важен минимум общих затрат производителей и распространителей. Это является условием снижения розничной цены, по которой он приобретает товар. Значительную часть в конечной цене товара составляет так называемая «цена перехода», т.е. наценка, которую производит каждое звено в логистической цепи товародвижения. «Цена перехода» зависит не только от деятельности отдельного предприятия, но и от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами, перевозчиками и т.д. Снижение «цены перехода» достигается путем комплексного подхода к оценке затрат на основе принципов логистики.

Концепция всеобщего управления качеством

Всеобщее управление качеством(Total Quality Management - TQM) означает обеспечение высокого качества работы каждого элемента логистической системы для получения высокого качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям. Качество книжной продукции и качество обслуживания ее потребителей проявляются в момент продажи книг покупателю. В этот момент определяется, соответствует их уровень ожиданиям покупателей или нет. В первом случае покупка состоится, а во втором покупатель может не только не купить конкретную книгу, но и сформировать отрицательное мнение о состоянии издательского дела и книжной торговли страны. Например, в книжном деле существует много направлений совершенствования качества, но одна из самых очевидных проблем - качество полиграфического исполнения книжной продукции. В настоящее время в книжном деле России нет четких нормативных документов, где были бы изложены критерии всех видов брака. Существующие документы (отраслевые стандарты и технические условия) устарели и не отражают всех аспектов проблемы качества книжных товаров. Можно выделить следующие виды брака: полиграфический, брак упаковки, брак складирования и хранения, брак транспортировки, брак продажи.

В урегулировании вопросов, связанных с качеством книжной продукции, заинтересованы и книготорговые предприятия, и издательства, и полиграфические фирмы. Книжные магазины вынуждены проводить большой объем работ по выявлению, обработке и хранению бракованной продукции. Они заинтересованы в том, чтобы их поставщики обращали больше внимания на качество, не допускали поступления в розничную сеть бракованных товаров. Оптовые предприятия и издательства также нуждаются в правовой защите своих интересов, в узаконенных правилах возврата брака производителям - полиграфическим предприятиям. Из-за нечетко определенных требований к упаковке, транспортировке и хранению печатной продукции фирмы, занимающиеся этими логистическими операциями, допускают возникновение брака уже на стадии продвижения товаров к потребителям. Однако дело не только в отсутствии необходимых нормативных документов, определяющих критерии качества. Более важным является осознание всеми участниками процесса изготовления и продвижения книжной продукции необходимости всеобщегоуправления качеством например, в отрасли книжного дела. Только осуществляя согласованные меры по повышению и контролю качества на всех стадиях - от качества исходных материалов для книги и до качества обслуживания покупателей в торговых залах магазинов, можно достичь требуемых результатов. Качество книжных товаров и услуг - это совокупный результат всех полезностей и выгод, создаваемых для потребителей на каждой стадии движения экономических потоков в книжном деле.

При этом реальные рыночные отношения заставляют учитывать, какой уровень качества может оплатить покупатель. Как известно, цены на книги в России ниже, чем на Западе. Но даже при этих ценах для многих слоев населения книга является дорогим товаром. В то же время затраты на бумагу, полиграфические услуги в нашей стране близки к мировым. В подобной ситуации издатели вынуждены занижать гонорары авторам, сокращать до минимума редакционно-издательские расходы, печатать книги на дешевых сортах бумаги и т.д. Все это, естественно, не способствует высокому качеству книжных товаров. В условиях, когда качество книжных товаров не может быть повышено за счет роста затрат и соответственно цен, тем более важной становится идея общих, согласованных усилий предприятий книжного дела по предотвращению потерь от брака. Особенно велики эти потери, когда низкое качество товаров обнаруживается на последних стадиях движения книг, когда бракованную продукцию выявляет конечный потребитель.

Концепция всеобщего управления качеством основана на участии в решении проблемы повышения качества всех работников фирм, занятых в производстве и продвижении товаров (услуг). Только такой подход поможет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей. Приведем основные принципы, на которых строится система всеобщего управления качеством:

- Ориентация на потребителя - предприятия зависят от потребителей их продукции (услуг) и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей. Предприятием по существу управляют потребители (клиенты), так как они платят деньги. Менеджеры должны научиться слышать голоса потребителей и подчинять им управление фирмой, удовлетворять их требования и ожидания.

- Взаимовыгодные отношения с поставщиками - подобные отношения увеличивают возможности обеих сторон создавать ценности для потребителей.

- Персонал фирмы - это главная ценность, необходимо вовлекать работников всех уровней в процесс управления качеством.

- Процессный подход - качество требует постоянного и непрерывного улучшения. Управление качеством и необходимыми для этого ресурсами и действиями рассматривается как процесс.

- Ориентация на факты, а не на ощущения и мнения, выработка критериев и показателей качества, стандартов качества.

Существует система международных стандартов качества ISO 9000. В них устанавливаются общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, гарантирующей полное удовлетворение требований клиентов. Качество определяется как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности», а система качества как «совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством».

Для того чтобы система управления качеством эффективно работала на предприятии, необходимо:

- выстроить правильные отношения с потребителями;

- научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию установленного качества по приемлемой цене, последовательно шаг за шагом улучшая качество и снижая цены;

- создать соответствующую систему мотивации персонала;

- обучить персонал как профессиональным навыкам, так и методам управления качеством.

Еще раз подчеркнем, что добиться существенных успехов в улучшении качества книжной продукции и услуг ее покупателям можно только совместными усилиями издателей, полиграфистов, предприятий книжной торговли. Это подтверждают исследования, посвященные логистике розничной продажи и мерчендайзингу. Если производитель уделяет должное внимание совершенствованию качества и ассортимента выпускаемых товаров, а дистрибьюторы поддерживают такой уровень сервиса, который обеспечивает постоянное присутствие товаров в книжном магазине, то книжный магазин, в свою очередь, будет заинтересован в развитии контактов с такими партнерами. Организуя логистический процесс продажи в торговом зале, работники книжного магазина найдут способы привлечения покупателей к товарам выгодных партнеров, предложив дополнительные услуги. Если логистическая цепь работает на принципах взаимоуважения и взаимной поддержки партнеров, то в результате обязательно возрастет уровень качества их деятельности. А повышение качества, несомненно, будет положительно оценено потребителем. Только в этом случае и производитель, и дистрибьютор, и розничный книготорговец получат прибыль, которую невозможно получить без всеобщего управления качеством.

Методы логистических исследований.

В логистике используются методы, разработанные в других науках, изучающих социальные системы (экономика, менеджмент, маркетинг, кибернетика, психология и т.д.). Кроме того, существует значительный массив научных разработок, имеющих отношение к логистике. Широко известны у нас и за рубежом работы отечественных ученых в области системного анализа, кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теоретические основы современной логистики. Развитие компьютерной техники и программного обеспечения позволяет активно использовать в прикладных логистических исследованиях методы моделирования. Основная цельмоделирования - прогноз поведения системы, т.е. ответ на вопрос: «Что будет, если …».

Можно привести следующие виды логистических задач, для решения которых с успехом применяются компьютерные программы:

- рациональная организация производственной логистики - распределение различного вида работ по единицам оборудования, производственным подразделениям или фирмам таким образом, чтобы максимизировать суммарную общую прибыль;

- распределение транспорта по маршрутам - сколько транспортных единиц данного вида следует посылать по тому или иному маршруту, с тем чтобы общие затраты на перевозку были минимальными;

- рационализация схем доставки продукции к потребителям - закрепление потребителей за складами и определение объемов поставок, при которых обеспечивается минимум затрат и др.

В логистике достаточно часто применяется кибернетический подход, в соответствии с которым логистическая система рассматривается как «черный ящик», на входе которого мы имеем потребляемые ею ресурсы, а на выходе - производимые товары и услуги (При таком подходе логистические процессы внутри фирмы представляют собой преобразование ресурсов в готовую продукцию в соответствии с существующим спросом внешних потребителей. Управляющая система непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданными параметрами, определяемыми целью деятельности логистической системы. В случае отклонений формируются управляющие воздействия. На параметры внешней среды фирма повлиять не может. В большей степени от ее деятельности зависит эффективность использования ресурсов. Причем такие виды ресурсов, как сырье, оборудование, деньги, не являются уникальными. Уникальность логистической системы определяется знаниями сотрудников фирмы, только благодаря их знаниям и опыту фирма может выделиться на рынке и создать товар или услугу, которые будут иметь ценность для потребителей.

В логистике используется подход, который получил название анализ «узких мест» (критических ресурсов). В любой момент времени в логистической системе имеет место ограниченность какого-либо ресурса, иначе она бы развивалась до бесконечности. В первую очередь от эффективности использования критических (недостаточных) ресурсов зависят темпы развития системы. Повышение эффективности использования остальных ресурсов, называемых некритическими, на развитии системы практически не сказывается. Учитывая эту закономерность, следует, например, стремиться в периоды снижения интенсивности покупательских потоков, когда снижается нагрузка на продавцов книжного магазина (т.е. кадровый ресурс становится некритичным), обеспечить им возможность использовать резерв рабочего времени на повышение квалификации, обучение смежным профессиям и т.д.

Критические ресурсы (узкие места) сдерживают развитие системы. Жизнеспособность логистической системы в первую очередь зависит от самого слабого звена системы. На основе данного принципа сформулирован закон прочности звеньев логистической цепи, который гласит: пропускная способность (производительность) каждого последующего звена логистической цепи должна быть не меньше пропускной способности предыдущего звена:

Пi≤Пi+1

где Пi - пропускная способность звена логистической цепи; i = 1,…,n - количество звеньев логистической цепи. Если данный закон нарушается, то образуются излишние запасы ресурсов, затрудняющие движение экономических потоков по каналу.

В экономической деятельности действует закон убывающей отдачи. В соответствии с этим законом, начиная с определенного уровня развития какого-либо бизнеса, дальнейшее его увеличение ведет к снижению дополнительной прибыли, получаемой в результате этого увеличения. Иными словами, в каждой логистической системе существует такой предел совершенствования ее деятельности (или отдельных операций, функций), после которого использование прежних методов дает все меньший результат. Более того, в какой-то момент улучшение результатов становится убыточным, так как требует слишком много затрат. Понятно, насколько важно вовремя определить этот момент, чтобы не растрачивать ресурсы неэффективно.

На основе закона убывающей отдачи был сформулирован принцип Парето (или правило «80/20»). Его смысл состоит в следующем: 20 % усилий дают 80 % результата. Действие этого правила можно наглядно проиллюстрировать на следующем примере. Если уронить на лужайку 100 монет, то первые 80 найдутся довольно легко. На поиски каждой последующей монеты будет уходить все больше времени и сил. В какой-то момент расход сил и времени на поиск одной монеты превысит ее стоимость, поэтому следует вовремя прекратить поиск.

Принцип Парето достаточно прост и универсален, применим к любой группе причин, вызывающих те или иные последствия. В логистике он применяется в самых разных областях: при размещении запасов на складе, выкладке товаров в торговом зале, выстраивании системы обслуживания покупателей. В этих и других случаях повышенное внимание уделяется тем объектам логистической деятельности, работа с которыми дает наибольший успех с наименьшими издержками.

На основе принципа Парето был разработан метод АВС-анализа. Этот метод предполагает разделение объектов на три классификационные группы: А, В, С. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание и ресурсы на той небольшой группе объектов, которая дает основной результат. В качестве иллюстрации использования этого метода рассмотрим его применение к анализу ассортимента книжных товаров. Проранжируем все товары, имеющиеся в ассортименте, по объему продаж. В группу А отнесем 15 % наиболее продаваемых наименований, окажется, что они дают 70-80 % всего объема продаж. В группу В следующие 30 % названий, они дадут 25 % реализации, и в группе С окажутся оставшиеся 55 % названий, на которые приходится всего лишь 5 % объема продаж. На основе АВС-анализа выстраивается логистика закупок, управления товарными запасами и логистика продаж в торговом зале. Понятно, что общим подходом будет следующий: выделять группе А больше ресурсов (торговой площади, средств на рекламу и т.д.), а группе С - как можно меньше.

Наибольший эффект АВС-анализ дает в комбинации с XYZ-анализом. При XYZ-анализе та же совокупность объектов разбивается на основе их ранжирования в зависимости от характера потребления. Группа Х включает ресурсы, которые имеют стабильное потребление, и, следовательно, прогноз их потребления можно сделать с высокой точностью; группа Y - ресурсы, потребность в которых изменяется в соответствии с известными факторами (например, сезонность), со средними возможностями их прогнозирования; группа Z - ресурсы, потребляемые нерегулярно, точность их прогнозирования невелика.

Совмещая результаты XYZ-анализа и АВС-анализа, получаем девять групп ресурсов. Наиболее важной, выгодной является группа АХ - ресурсы, дающие наибольший эффект, причем стабильно в течение длительного времени. Наименее выгодной - группа СZ, которую составляют ресурсы, дающие минимальную прибыль, да и то непостоянно. На основе применения этих методов далее для каждой группы ресурсов надо разработать свои техники логистического управления. Естественно, что фирме выгоднее всего работать с группами самых прибыльных продуктов. Однако для полного удовлетворения запросов ключевых потребителей поставщику иногда приходится снабжать их малоприбыльными продуктами в значительных объемах. Применение АВС- и XYZ-анализа помогает избегать неэффективных действий, например, обеспечивать высокий уровень сервиса при реализации малоприбыльных продуктов, если их приобретают непостоянные и неключевые потребители.

Таким образом, секрет эффективной сегментации логистической деятельности с помощью АВС- и XYZ-анализа заключается в правильной расстановке приоритетов, в выборе ключевых объектов логистической деятельности, что способствует повышению результативности работы логистической системы. Из других методов исследований, наиболее часто применяемых в логистике, укажем такие методы маркетинга, как жизненный цикл товара и матрица Бостонской консультативной группы.

Выделяются следующие стадии жизненного цикла: зарождение, рост, зрелость и спад. В маркетинге понятие жизненного цикла обычно применяется к товарам, в логистике оно используется и при анализе других объектов, например логистическая система, конкурентное преимущество и т.д. Действительно, характер логистической деятельности должен учитывать стадию жизненного цикла логистической системы (логистической цепи, предприятия, подразделения предприятия). Те подходы к логистической оптимизации, которые давали свои результаты на стадии зарождения предприятия, могут не соответствовать стадии зрелости и т.д.

В матрице Бостонской группы товары (или другие ресурсы) делятся на четыре группы в зависимости от темпов роста и прибыли (звезды, дойные коровы, трудные дети, собаки), причем существуют оптимальные пути их переходов из одной группы в другую).В логистике используются и другие методы и технологии, например IDEF, CASЕ и др. Используя методы логистики для выработки логистических решений, необходимо помнить, что любое управленческое решение имеет свои сильные и слабые стороны. Применение какого-либо метода может дать вариант решения, оптимальный лишь по какому-то параметру. Далее многое будет зависеть от профессионального мастерства, опыта, интуиции лица, принимающего решение, так как он должен выбрать решение, наиболее соответствующее конкретному моменту, понимая при этом его плюсы и минусы. Искусство принятия решений - это искусство выбора среди многих ожидаемых эффектов и многих сопутствующих им потерь.

 

 


ЛЕКЦИЯ 2. Понятийный аппарат логистики

План лекции.

1. Понятие потока. Классификация потоков. Основные виды потоков

2. Материальный поток в логистике: понятие, единицы измерения, классификация.

3. Логистические операции и логистические функции

4. Сущность и принципы логистики

5. Актуальность логистики на современном этапе экономического развития

 

Date: 2016-07-25; view: 2302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию