Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определенный интеграл, вычисление площадей
1. Понятие определенного интеграла. Определенный интеграл – это число, которое находится по формуле Ньютона-Лейбница: , где – первообразная для функции , то есть ; , – нижний и верхний пределы интегрирования, показывающие, как меняется переменная интегрирования х. Формула Ньютона-Лейбница связывает определенный и неопределенный интегралы. Чтобы ею воспользоваться, следует взять сначала неопределенный интеграл, т.е. найти первообразную, причем удобно взять произвольную постоянную равной нулю: , а затем вычислить разность значений этой первообразной в верхнем и нижнем пределах.
Например: . 2. Геометрический смысл определенного интеграла. Если функция неотрицательная на отрезке , то , где S – площадь под кривой на отрезке (рис. 8). y y
S
S 0 a b x
0 a b x
Рис. 8 Рис. 9
3. Вычисление площадей плоских фигур. Площадь фигуры, заключенной между кривыми и на отрезке , вычисляется по формуле , при этом для (рис. 9). Задача. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями и . Сделать чертеж.
Решение. Выполним чертеж. Первое уравнение определяет параболу, а второе – прямую линию. Для построения параболы найдем координаты ее вершины и точки пересечения ее с осями координат. Если уравнение параболы , то вершина параболы находится в точке . В данной задаче , . Итак, вершина параболы – точка (3;– 4). Точки пересечения параболы с осями. С осью Ox: , тогда . Решив квадратное уравнение (прил.1, п. 2), получаем . Точки пересечения параболы с осью есть точки (1;0) и (5;0). С осью Oy: , тогда . Точка пересечения параболы с осью есть точка (0;5). Строим параболу по найденным точкам, замечая, что ветви параболы направлены вверх, т.к. (рис. 10). Прямую строим по двум точкам, например, при ; при . Получены точки: .
0 1 3 5 6 –1
–4
Рис. 10 Найдем точки пересечения параболы и прямой, решив систему уравнений: . Решим полученное квадратное уравнение: Найдем соответствующие ординаты из уравнения y = x –1: . Итак, точки пересечения параболы и прямой есть точки . Заштрихуем плоскую фигуру, ограниченную параболой и прямой (рис.10). Здесь функции и ограничивают фигуру соответственно снизу и сверху, то есть при . Для нахождения искомой площади воспользуемся формулой
. Ответ. Искомая площадь равна: Замечание. Если одна из линий – гипербола, например, xy = –6, то ее можно построить по точкам. Удобно взять точки с абсциссами и вычислить соответствующие им ординаты y, в нашем случае по формуле . Если в ответе задачи получен логарифм числа, то значение логарифма можно взять из прил.1, п. 9.
. . Следовательно, экстремум в точке есть. Так как , то в точке – максимум функции.
6. Найдем значение функции в точке максимума:
. Ответ. – точка максимума функции . ЛИТЕРАТУРА 1. Высшая математика для экономистов/ Под ред. Н. Ш. Кремера. – М.: Банки и биржи, 1997.
2. Кудрявцев В. А., Демидович Б. П. Краткий курс высшей математики. – М.: Наука, 1996.
3. Красс М. С., Чупрынов Б. П. Основы математики и ее приложение в экономическом образовании. – М.: Дело, 2001.
4. Математический анализ: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2003.
5. Методические указания по изучению элементарной математики для студентов 1 курса. – Новосибирск: СибУПК, 1989.
6. Письменный Д. Конспект лекций по высшей математике: В 2-х ч. – М.: Рольф, 2000. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
|