Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. К. ГИНДЦЕ. Институт Нормальной Анатомии 1-го М. Г. У.





1.

Существуют ли какие-нибудь анатомические особенности у людей выдающихся психических способностей или таковых нет? Если существуют, то какие именно, и где их искать? Может ли морфология дать какие-либо надежды на то, что и ее участие в исследовании проблемы одаренности будет полезным? Вот вопросы, которые встают перед каждым современным исследователем мозга выдающихся людей.

Однако, морфологи, работавшие до сих пор в этой области, ограничивали свои исследования почти исключительно изучением только рельефа коры передних полушарий, и лишь в самое последнее время намечается, по-видимому, более широкий подход в этой работе. Между прежними исследователями существовало две группы, из которых одни не ждали никаких положительных результатов от поисков корреляции между морфологией мозга и психической одаренностью, другие же считали подобные исследования заслуживающими внимания.

Наиболее, пожалуй, ярким представителем первой группы является среди русских ученых Д.Н.3ернов, а среди западноевропейских Л.Штида из Кенигсберга.

3ернов (37) говорит по поводу исследованного им мозга генерала Скобелева, что “ни вес, ни объем, ни особенности формы извилин не выдвигают его из ряда обыкновенных и не выражают несомненной высоты его функций”, и он убежден, что и по отношению к другим выдающимся людям “подобные же заключения подтвердятся, если они будут произведены также подробно и без предвзятых идей”.

Штида(38) исследовал мозг доктора философии Георга отличавшегося выдающимися способностями к изученю языков: знал 40—50 языков и мог овладеть

языком в течение нескольких недель

говорить. писать и сочинять на нем стихи.

и одностороннюю одаренность

ничего характерного и отличного от нормы, как вообще на всем пространстве коры, так и в частности в области, так называемых, центров речи. Ш т и д а приходит к такому заключению: “Анатомические исследования различно устроенных поверхностей полушарий мозга не дают никаких исходных пунктов, на основе которых можно было бы открыть более или менее высокую одаренность обладателя таковым мозгом или даже единичных выдающихся способностей его. На основании морфологических различий нельзя делать никаких заключений”.

К числу таких же пессимистов в этом вопросе можно было бы отнести еще целый ряд крупных морфологов, уделявших свое время изучению мозга выдающихся людей, но перечислятьихимена и приводить их соображения однако не стоит.

Существуют, с другсй стороны, и такие ученые, которые ждут от подобных исследований положительных результатов. В только что вышедшей монографии, посвященной описанию мозга Эрнста Геккеля, Ф.Маурер (23) говорит, что все дело здесь сводится к тому, чтобы правильно ставить вопросы: “спрашивай природу правильным образом, и она тебе ответит”. По изучаемому мозгу, думает он, мозгу неизвестного человека пока нельзя еще сделать верного заключения о его психической деятельности, но, “зная жизненную рабогу человека, интересно исследовать строение его мозга, чтобы узнать, делает ли найденное понятным эту его жизненную работу, если его сравнить с тем, что ты находишь на мозгу других людей, жизненное поведение которых ты знаешь”. И это ожидание Маурера в данном случае не обмануло. Мозг Геккеля по своей “необычайной величине в общем и в частности обнаруживает монуметальное развитие” и сделанные наблюдения, хотя встречаются и у обычных смертных, все-же стоят в гармоническом согласии со всем, что мы знаем о всей жизненной деятельности самого Геккеля.

Эта основная мысль Маурера о том, что необходимо правильно ставить вопрос при исследовании мозга выдающихся людей, заслуживает в настоящий момент серьезного внимания. И прежде всего, едва ли можно при современном состоянии науки ограничивать всю задачу только одним изучением рельефа и лишь одних полушарий мозга; вопросы для морфолога должны быть расширены до общего соматического исследования, ибо здесь нельзя не видеть тех новых возможностей, которые открываются изучением цитотектоники, эндокринологии и конституции.

После работ Бродмана учение о клеточной тектонике различных районов мозга в руках Оскара и Цецилии Фохт намечает уже связь между некоторыми психопатологическими состояниями организма и тем или иным видом микроскопических картин мозга. Поэтому, совершенно естественна мысль, искать далее подобным образом возможных корреляций и между картинами клеточного строения отдельных районов коры и выдающимися психическими способностями. Намек на интерес цитотектоники мозга лиц выдающихся психических способностей мы имеем в той же работе Маурера, которая сопровождается кратким резюме исследования коры, произведенного В.Вейманном(23). Последний нашел в ней вообще сравнительно небольшие старческие изменения, сам же Маурер обнаружил в своих микроскопических исследованиях, что строение коры отличается, несмотря на 86-летний возраст знаменитого натуралиста, необычайно сильным развитием наружного зернистого слоя даже в тех местах, где у взрослого человека уже он не бывает так хорошо выражен, как это наблюдается в юношеском возрасте.

Тоже самое надо иметь в виду и по вопросу о снабжении мозга кровью. Совершенно понятно, что должна существовать связь и прямая зависимость энергии и качества работы мозга от количества и, конечно, также качества притекающей крови. Тонкое распределение крови между отдельными районами мозга, как носителями определенных функций мозга, связанными с определенными психическими способностями. Особенно, нужно иметь в виду также и то обстоятельство, что психопатологические и психодегенеративные состояния сопровождаются аномалиями (вариациями с общей точки зрения) морфологического их плана в гораздо более частых случаях, чем это наблюдается с средними дюдьми. Поэтому совершенно законна мысль искать ответа и по вопросу о том, чем могут характеризоваться сосуды головного мозга людей выдающихся психических способностей и я стремился показать, что отличия действительно по-видимому существуют (11, 12, 13 и 14).

Кроме того, в этом вопросе имеет существенное значение также и гистологическое строение самых стенок артерий; по исследованиям Бинсвангера и Шакселя оказывается, что некоторым психопатологическим состояниям соответствуют определенные картины гипоплазии стенки сосудов. Это ставит на очередь вопрос о том какое гистологическое строение имеют стенки сосудов мозга выдающихся людей. Таким образом общая величина артериального русла мезга тонкое топографческое распределение сосудов, а следовательно и относительное количества крови между отдельными топографическими районами мозга, то или иное здесь богатство капиллярами, состояние артериальной стенки и, наконец, характер системы оттекающей крови—все это нельзя не принимать во внимание при решении вопроса о характере деятельности мозга. В этом же смысле, очевидно, не может остаться без исследования общее состояние всего кровеносного и кроветворящего аппарата. Естественно, что если кровь подается в головной мозг сильными нагнетачельным аппаратом и по наиболее выгодным гемодинамическим системам, мы в праве ожидать большего эффекта мозговой работы, при прочих условиях, в сравнении с условиями противоположными. Намек на интерес в этом отношении изучения сосудистой системы можно усмотреть в особо выгодном отхождении общей сонной артерии, случайно обнаруженном при вскрытии тела проф. Н. А. Холодковского.

Помимо количества крови, существенное значение имеет также и качество приносимой к мозгу крови, и нам известно, какое огромнее влияние в этом смысле оказывает состав гормонов, выделяемых в кровь эндокринным аппаратом. Наблюдения над состоянием психической деятельности при опытах с экстирпацией и особенно с имплантацией тех или иных эндокринных желез с полной ясностью показывают, что в этих гормонах мы имеем могучие регуляторы умственной деятельности и психического состояния человека. Таким образом, анатомогистологическое, а может быть и физиологическое описание их должно явиться также предметом исследования при изучении материальных оснований умственной и психической одаренности выдающегося человека. В этом отношении нельзя оставить без внимания также и общее конституциональное и патологоанатомическое описание всего организма. Значение такого подхода видно хотя бы на примере влияния патологического состояния мягкой мозговой оболочки или преждевременного зарастания черепных швов, на умственную деятельность человека. В приведенной выше работе Штида (39) его внимание остановили на себе мягкие мозговые оболочки мозга Зауервейна, которые приросли к веществу мозга, и он ставит это обстоятельство в связь с головными болями, которыми тяжело страдал Зауервейн всю жизнь, и тем психическим заболеванием, которое у него было в молодости. С другой стороны, какое большое значение имеет повышение внутричерепного давления на работу психики, показывает сообщение проф. Н.Г.Стадницкого на 2 съезде зоологов, анатомов и гистологов об одной высокоодаренной девушке: она стала терять свои способности от повышения внутречерепного давления вследствие опухоли мозга, а затем, после удаления опухоли, ее психическая деятельность восстановилась до прежних размеров.

Таким образом, правильно поставленный вопрос о корреляции между морфологией и одаренностью, гораздо сложнее чем принималось прежде, и он охватывает полное биопсихическое и морфологоконституциональное исследование личности с выдающимися психическими способностями.

 

II. План исследования организма выдающихся людей.

Из предыдущего ясно; что при описании мозга людей выдающихся психических способностей нельзя ограничиться только одним исследованием рельефа головного мозга или даже только одних передних полушарий и коротенькой биографией данного лица, но изуение должно охватить все стороны человеческого организма и его биопсихическую сущность. Очевидно, это иссдедование должно вестись по известному плану, если только ставится основная задача, искать корреляции между строением организма и его одаренностью. В общих чертах этот план может быть сведен к следующему.

1. Прежде всего перед исследователем стоит задача, дать полную биологическую и психическую характеристику изучаемого человека. Биологическая характеристика заключается в тех данных, которые входят в понятие "жизнеописание”. Сюда должно быть отнесено все наиболее выдающееся, что имело место в жизни данного лица: те условия, в которых протекала его жизнь и деятельность, все то крупное, что было им совершено и, наконец, все те болезни, которые обычно составляют содержание полного клинического анамнеза. Сюда же должно быть отнесено изучение биологических особенностей организма, его органов чувств, его кожной чувствительности, мышечной деятельности и т. д. Едва ли могут бьпь оставлены без внимания вопросы наследственности и общий генетический анализ.

Что касается до психической характеристики, то она должна обнимать все стороны душевной деятельности, эмоциональной сферы, восприимчивости, раздражительности, памяти, комбинаторных возможностей, ораторских способностей, талантов и склонности к искусству, а равно и успехов в этих областях, его умственных способностях и наиболее значительных достижений в этом направлении. Очевидно, не должны быть оставлены без внимания также и некоторые психические особенности и ненормальности, которые часто бывают свойственны выдающимся людям в некоторых отношениях и одновременно с этим являющихся часто ниже ординара в других отношениях. Желательно исследование ваготропности и симпатикотропности. Кроме того, едва ли не заслуживает также внимания и метод составления психологических профилей, насколько это, конечно, окажется при данных условиях осуществимым. Коротко говоря, в идеале казалось бы наиболее целесообразным полное клиническое психологическое и биологическое описание жизни выдающегося человека.

2. Соматическое описание иногда является столь характерным, что сразу выделяет их по телесным признакам из ряда ординарных. Сюда может быть отнесено все, что входит в антропологическое и краниометрическое описание, далее все особенности строения черепа, лица, глаз, ушей, туловища и конечностей; форма зубов и их состояние. Особенности строения мышечной системы. Затем данные внутренней анатомии, посколько они могут быть констатированы по внешним признакам. Должны быть также не забыты: грудная полость и сердце, состояние легких, голосовой аппарат, форма живота; брюшная полость и ее органы, лимфатические железы, щитовидная железа и другие железы внутренней секреции и т. д.

3. Не могут: быть оставлены без внимания так же и вопросы конституции. Все элементы, характеризующие человека с этой стороны должны быть отмечены по полной схеме конституционального анализа.

4. Патологоанатомическое вскрытие дает также очень ценный материал, характеризующий состояние организма, и, конечно, его должно использовать в этом смысле, если только имела место аутопсия или бальзамировка трупа. При этом анатому надлежит остановить свое внимание на анатомических особенностях всех внутренних органов вообще и в частности, симпатической и кровеносной системы. Очевидно, сердце должно быть предметом последующего более подробного изучения также как и стенки артерий, равно как желательно и микроскопическое изучение симпатических ганглиев.

5. При вскрытии должны быть подвергнуты изучению все железы внутренней секреции, как с анатомической, так и с гистологической точек зрения. Физиологическое их изучение по методу Кравкова, конечно, представляет собой уже почти окончательный предел возможных углублений подобных исследований.

6. Вскрытие черепной коробки в целях изучения мозга должно дать также известный ценный материал. Так, заслуживают внимания черепные швы и степень их заростания или скорее незаростания, сосуды черепных костей, состояние твердой мозговой оболочки, ее отношение к костям и мягкой мозговой оболочки, ее артерии, венозные пазухи и их выпускники, отток венозной крови, наконец лимфатический аппарат. Черепные нервы и их прохождение через твердую мозговую оболочку, а равно и через костные каналы также должны быть не забыты. Все эти стадии вскрытия должны быть зафиксированы в фотографиях.

7. Что касается самого мозга то совершенно недостаточно ограничиться описанием только борозд и извилин передних полушарий, но оно должно быть проведено по большой программе, которая в общих чертаx сводится к следующему. Прежде всего необходимо изучить питание мозга в целом и во всех доступных топографических частностях, затем необходимо изучать весь головной мозг и всех его частей, необходимо сделать такие разрезы. которые откроют возможности изучения желудечков и ядер мозга, сохраняя по возможности материал для последующих гистологических исследований, наконец, необходимо определять объем и вес мозга как всего в целом, так и отдельных его частей. Совершенно естественно требование, чтобы каждая стадия препаровки сохранялась по крайней мере в форме фотографических изображений, если по обстоятельствам работы невозможно изготовить гипсовые или цинковые отпечатки. Все это нужно иметь в виду при составлении схемы разрезов головного мозга для того, чтобы не оставить без ответа тех или других вопросов, которые могут возникнуть при дальнейших сравнительных исследованиях.

 

Date: 2016-07-22; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию