Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Избирательная система. РеферендумИнститут выборов рассматривается как важнейшее свойство демократии, как способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов избираются различные органы государственной власти и местного самоуправления. Важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов установлено Всеобщей декларацией прав человека и гражданина (1948 г.): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования ». Избирательное право (в объективном смысле) - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Избирательное право (в субъективном смысле) - это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий: – активное избирательное право; – пассивное избирательное право; – прямое избирательное право; – косвенное избирательное право. Активное избирательное право - это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов. Пассивное избирательное право - это право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы. Прямое избирательное право - это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании. Косвенное избирательное право - это право избирать членов выборных государственных органов не непосредственно, а через ранее избранных представителей. Источниками избирательного права в Республике Беларусь являются прежде всего Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 января 2010 г.). Содержание избирательного права составляет правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов. Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. В любом государстве избирательная система является средством закрепления практики организации проведения выборов на фактическом и нормативном уровне. Избирательная система в широком смысле слова представляет совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и неурегулированных нормами права), посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательная система строится на основе ряда принципов, главными их которых можно назвать: – всеобщность; – свободное участие в выборах; – обязательный вотум; – равенство граждан при выборах; – состязательность избирательного процесса; – равные возможности претендентов; – гласность при подготовке и проведении выборов и другие. Согласно принципу всеобщности всеобщими признаются такие выборы, в которых принимает участие большинство населения страны, а от участия в них отстраняются лишь те лица, которые не имеют возможности сознательно осуществлять свои действия, то есть несовершеннолетние и люди, страдающие нервно-психическими заболеваниями. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам принимает решение об участии в избирательном процессе. Равенство граждан при выборах предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействия на результат выборов. Равенство избирательного права обеспечивается наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, как и у других избирателей. Различают следующие способы определения результатов выборов: – мажоритарную систему; – пропорциональную систему; – смешанную систему. Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов. Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах. В некоторых странах пропорциональная система применяется наряду с мажоритарной. В таких случаях она называется смешанной. Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь и статьей 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы. Глава 22 Избирательного кодекса Республики Беларусь посвящена вопросам проведения референдумов. Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. На республиканский референдум не могут выноситься вопросы: – которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; – связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; – о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; – об амнистии, о помиловании. На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (т.е. вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежитПрезиденту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету Республики и гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска. В соответствии со статьей 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в 2-месячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан. В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются: – дата проведения референдума; – юридическая сила решения, принятого референдумом; – формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов); – иные организационные мероприятия по обеспечению проведения; – референдума. Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме. Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50 % граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.
|