Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность, общество, государство





Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государ­стве. Личность - это субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность», как научная абстракция, подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы.

Понятие «личность» в правовом смысле - это, прежде всего, человек как физическое лицо. Кроме того, это понятие употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории человека и гражданина.

Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Этимологически и по существу понятия «правовое положение» и«правовой статус» личности совпадают. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: потребности; интересы, мотивы; политическая, общественная, трудовая и иная деятельность; виды взаимоотношений с государством.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

В структуру конституционного статуса личности входят следующие компоненты:

– гражданство;

– основные права, свободы, законные интересы и обязанности;

– правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

– правовые принципы;

– гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.

Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве. Свободы личности одновременно являются и ее правами.

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Универсальный набор прав и свобод сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).

Понятия «права человека»и «права гражданина» близки, но по своей природе и своему содержанию не совпадают, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства; второе - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Беларусь права и свободы адресуются «каждому», в других - «гражданину».

Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Конституции Республики Беларусь по аналогии с конституциями других государств получили следующие принципы правового статуса личности:

– равноправие;

– непосредственное действие прав и свобод;

– неотчуждаемость прав и свобод;

– гарантированность прав, свобод и обязанностей;

– признание общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и международных договоров Республики Беларусь составной частью ее правовой системы;

– запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Кроме собственных граждан на территории Республики Беларусь, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным, таможенным и иным законодательством.

Исходной является статья 11 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются в правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. Конституционные права, свободы и обязанности всегда представ­ляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции Республики Беларусь, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права, и юридическим равенством, содержание которого составляют:

– равенство прав;

– равенство обязанностей;

– равенство перед законом и судом.

По содержанию прав и свобод человека и гражданина они делятся на:

– личные (гражданские) права и свободы;

– политические;

– экономические;

– социально-культурные права и свободы человека и гражданина.

Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Так, в статье 53 фактически закреплена обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Статья 32 Конституции Республики Беларусь предусматривает обязанности родителей по воспитанию детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении, а совершеннолетних детей – заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Статья 54 Конституции Республики Беларусь возлагает на каждого обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Конституция Республики Беларусь закрепляет 4 вида основных всеобщих обязанностей:

– обязанность всех соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы (стст. 2 и 52);

– обязанность платить законом установленные государством налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56);

– обязанность охранять природу (ст. 55);

– обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (ст. 57).

Личные (гражданские) права и свободы зачастую открывают перечень прав, свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.

Согласно Конституции Республики Беларусь к этой группе прав относятся:

– право на жизнь (ст. 24);

– право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);

– неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29);

– защита каждого от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции,телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

– право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30);

– свобода совести (ст. 31) и т.д.

Важнейшими духовными правами человека являются:

– свобода совести;

– свобода вероисповедания.

Политические права связаны с обладанием гражданством государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет. Наиболее общим правом этого вида является право участвовать в управлении делами государства (см., например, статью 37 Конституции Республики Беларусь).

Формами непосредственного осуществления гражданами политической власти являются:

– референдумы;

– всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни;

– все виды участия в выборах в представительные органы и органы местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую власть всех уровней являются:

– влияние избирателей на своих депутатов;

– выражение общественного мнения по всем вопросам внутрен­ней и внешней политики.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом. Кроме того, не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.

Особое место в системе политических прав и свобод занимает свобода собраний и манифестаций. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь «свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь гарантируется государством».

Права и свободы, входящие в группу социально-экономических или социальных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним, к примеру, относятся:

– право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13);

– право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44);

– право на труд (статья 41);

– право на отдых (статья 43);

– охрана семьи (статья 32);

– право социального обеспечения (статья 47);

– право на жилище (статья 48);

– право на охрану здоровья (статья 45);

– право на благоприятную окружающую среду (статья 46);

– право на образование (статья 49);

– право на участие в культурной жизни (статья 51).

Важнейшим элементом в реализации прав и свобод человека и гражданина является эффективно функционирующий правозащитный механизм. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами.

В статье 79 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите.

Защита прав и свобод человека осуществляется не только Президентом, но и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, их предусматривающих, а также в нормах отраслевого законодательства.

Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки».

Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Роль контрольного механизма за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в Республике Беларусь Конституционный Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере.

Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе. Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, «никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы». Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности.

Важная роль принадлежит международно-правовым гарантиям правового статуса личности. Они заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека. Важная роль принадлежит Международному суду ООН, а также специализированным учреждениям в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. В Европе эта деятельность основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколах к ней. Контроль за соблюдением прав личности в государствах-членах Совета осуществляют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

 

Date: 2016-07-18; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию