Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологический анализ подходов к исследованию культуры и искусства





 

Понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. Искусство является центральным и системообразующим элементом художественной культуры. Художественная культура включает три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства.Взаимодействие этих элементов носит конкретно-исторических характер. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованностьили невостребованность произведения искусства, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению и искусства.

Художественно-творческая деятельность, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновения в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собирания и хранения произведений искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей. Наверное, тогда же появилась и необходимость осмысления и изучения культуры и искусства.

Что же такое культура?

Американские ученые А. Крьобер и К.Клакхон подсчитали, что к середине XX в. в науке было более 250 определений культуры, а к концу века эта цифра еще увеличилась. Проанализировав большую часть определений, они сгруппировали их таким образом:

1. Описательные определения.Согласно им, культура - это совокупность всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.Она охватывает искусство, язык, обычаи, систему этикета, мораль, религию. По сути, это приспособления к социальному и природному окружению, которое установились веками.

2. Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального наследования в процессе культурного развития человечества, их объединяют с генетическими определениями, в которых внимание сосредоточено на всем том, что сделано людьми и передается из поколения в поколение - орудиях, символах, взглядах, верованиях и пр.

3. Нормативные определения акцентируют на значении принятых правил и норм. Культура, таким образом, является образом жизни индивида, обусловленным его социальным окружением.

4. Ценностные определения. Согласно им, культуру понимают как совокупность материальных и духовных ценностей группы людей, их институтов, обычаев, реакций поведения.

5. Психологические определения акцентируют внимание на решении человеком определенных проблем на психологическом уровне. Культура считается особым приспособлением людей к природному окружению, а также к их материальным потребностям и состоит из всех результатов такого приспособленчества.

6. Структурные определения. Согласно им, культура является системой определенных признаков, по-разному связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

7. Идеологические определения. Культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), является предметом символизации.

8. Определения на базе теорий обучения. Культура - это поведение, которому человек научился, а не получил как биологическое наследие. Такое определение культуры характерно для Культурной антропологии (одно из направлений этнографии), где культура представляется, как присущая человеческому виду поведение, которой учат и которая передается от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности.

Распространенным в настоящее время является определение культуры как вторичной, искусственной среды, включающей в себя: язык, обычаи, идеи, идеологию, художественные процессы, религиозные верования, социальную организацию, технологические приемы и процессы, системы оценок и прочее.

Культура - это своего рода разностороннее социальное наследие, которое передается людьми от поколения к поколению.Любую культуру можно представить как набор ценностей, исповедуемых большинством ее представителей и находящихся в определенной иерархии.Ценность - представление о том, что является святым для человека определенной культуры, группы людей, общества в целом. Система ценностей, обычно, меняется со временем, однако при этом существуют ценности, общие для всех эпох и культур.

Выделяют несколько методологических подходов к изучению культуры.

Теологический подход (Разработан П. Флоренским и другими представителями религиозных философов конца XIX-XX вв)

Согласно теологическим подходом, религиозный культ является исходной точкой культуры. Культ - это перфокарта жизни, которая определяет и направляет совокупность как практических, так и теоретических действий человека. Культ является не только началом, но и ядром культуры, определяющий все ее содержание.

Семиотический подход (Разработан ФердинандомДе Соссюром, Р. Бортом, М. Пирсом, Ю. Лотманом, Б. Успенским и др.)

Семиотика - научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для изучения культуры представляют интерес различные направления семиотики - лингвистический, социально-психологический, теоретико-действенный. Семиотика базируется на том, что культура строит свою структуру через функцию сознания. Эта функция реализуется в языке и может быть сама исследована, как язык. Различным формам культуры свойственны особенности её языка. Есть язык политики, моды, и даже кулинарии.

Культура - это текст, в котором взаимодействуют различные семантические системы, как результат сближения или противопоставления. Культура - сложнейшая система и наследственная память человечества. Мир является совокупностью первичных(язык) и вторичных систем (искусство, религия и др.)

Институционально-функциональный подход (Разработан Б. Малиновским, А.Рэдклиф-Браун, Т.Парсоном и др.)

Согласно этому подходу, культура и ее явления объясняются на основе структурно-функциональных представлений. Иначе говоря, культура - это совокупность еесистем, структур и их функций. Еще Г. Спенсер предлагал рассматривать человеческое общество как единое целое, а его элементы - как функциональные части этого целого. Современный функционализм выдвигает как центральное понятие культурологии понятие «система». Например, культурологи Б. Малиновский и А.Рэдклиф-Браун предлагали рассматривать культуру как целостную систему, каждый элемент которой (например, религия, ритуалы, мода, политика, символы) выполняет свою функцию. Фактически отказываясь от принципов историзма и эволюционизма, сторонники функционализма стали рассматривать культуру, как самостоятельные структуры и функциональные организмы.

Функцией культуры, с точки зрения данного подхода, является способность того или иного культурного образования соответствовать специфической потребности.

«Единицы» человеческой организации - институты культуры. В таком случае культура - интеграл, составленный из частично интегрированных, частично скоординированных институтов. Она интегрирована определенными принципами, такими как: общность крови, размножение, совместное существование, связано с кооперацией, специализацией в деятельности, использование власти в политической организации. Таким образом, вся культура состоит из институтов и их функций.

Феноменологический подход

Основателем феноменологии считается немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938гг.) Феноменология стала одним из наиболее распространенных направлений современной западной философии XX столетия. Имея собственный предмет исследования, феноменология не избегает также и вопросы относительно происхождения культуры, бытования культурных явлений (феноменов) Коротко позицию Э.Гуссерля можно сформулировать так: «назад, к самим предметам». Это, по его мнению, означает, что предметы сами по себе раскрывают свой смысл без отсылки к природным или созданных человеком связей с другими предметами. Смысловая связь реально базируется в потоке феноменов, которые не содержат в себе разницы между бытием и явлением. Для культурологии феноменологический подход интересен тем, что раскрывает бытие определенных явлений культуры. Феноменология постигает сущность явления в эйдосе (от греческого–вид, облик, образ), проявляет интерес к форме, как творческого начала реальности. ФеноменпоЭ. Гуссерлю - это идеальная сущность, которая имеет непосредственную достоверность, и познать ее можно только интуитивно.

Культурные феномены, таким образом, выступают как априорные структуры сознания человеческого существования, которые находят свое отражение в пространстве символа, культа, мифа, имени. В пространстве символа между идеей и вещью возникает не просто смысловая, а реальная тождественность (философское понимание - полное совпадение свойств предметов).

И, наконец, культура - процесс, охватывающий деятельность индивида как существа символического: явления культуры посредством символов воплощаются сразу и в веществе и в идее. Сущность культуры при этом - нахождение, описание и типологизация символов.

Деятельностный подход

Культура - способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни людей, это универсальное свойство общественной жизни.

Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность - основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию по "правилу" и одновременно порождает творческую активность людей.

Личностно-атрибутивный подход.

Культура при таком подходе выступает, как характеристика самого человека.

Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, характеризующие его способ отношения к миру, это и есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. Различные способы удовлетворения потребностей человека характеризуют различные типы культуры.

Социологический подход

Согласно ему, культура - это все то, что возникает в результате сознательной, осмысленной и целенаправленной деятельности человека, а следовательно, культура и социальность - подобные понятия.

Общественная жизнь - это сознательная, ценностно - ориентированная деятельность. Люди действуют в нормативно-ценностных пределах нормы. Общество можно познать через построение на основе широких наблюдений, исследовательского представленияидеального типа - образа культуры, который накладывается на исследуемую реальность. Идеальный тип - теоретическая смысловая конструкция, созданная благодаря логической увязке элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи. Идеальный тип необходим для объяснения, систематизации, оценки. Таким образом, бытие культуры возможно только в социальном использовании, а культура является социальным продуктом.

 

Date: 2016-07-05; view: 398; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию