Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры в культурно историческом аспекте





 

Проблема происхождения искусства остается открытой и актуальной по настоящее время. В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд (трудовая теория). Именно он предоставлял человеку материальные средства для воплощения своих идей: совершенствование рук, появление речи. Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45-40 тыс. лет назад, когда формируется вид HomoSapiens.
Появление искусства связывают с магическими и мифологическими представлениями. Мифологические и магические образы были основным содержанием обрядовых действий, наскальной живописи, скульптуры. Ритуалы обеспечивали лучшую трудовую деятельность, удачную охоту. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способствующими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотношениях с природными силами.
Первобытное искусство было неразвитым и взаимодействовало в единстве с другими формами материальной и духовной деятельности. В нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты — живопись, музыка, слово, танец не разделялись; не было в древности и разделения между творцами и потребителями искусства. Постепенно искусство выделяется из этого единства как самостоятельная сфера духовной деятельности. В магических ритуалах древних людей, безусловно, присутствует игровое начало.
Искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и общественную роль художественной деятельности, ставили искусство над иными формами культуры, включая науку и философию.
Искусство, чья значимость для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение и т.д.).

Современное понимание слова «культура» имеет четыре основных смысла:

1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития;

2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»;

3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода;

4) формы и продукты интеллектуальной и,прежде всего, художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества.

При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Ввиду сложности, многослойности, многоаспектности, многогранности понятия культура это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связанно с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Наряду с понятием культура мы часто встречаем и понятие художественной культуры. Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры.

Она имеет важные функции: формирование эстетического восприятия и сознания людей, передача общественных ценностей, норм, знаний и опыта, рекреационная функция (отдых и восстановление людей).
Художественная культура в широком смысле слова включает в себя:
- искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
- организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
- духовную атмосферу в обществе - восприятие искусства, общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.
К художественной культуре относятся массовая, народная, элитарная художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.
Художественная культура в узком смысле слова - это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся живопись, графика, скульптура, литература, музыка, танец, архитектура, театр, кино, цирк, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография. В рамках каждого из этих видов искусства создаются художественные произведения - картины, скульптуры, книги, фильмы, спектакли и т.д. В них люди посредством образов передают свое субъективное видение мира.Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме.

В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому «пересказать».

Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры, ее вершина.Искусство является важным средством познания человека и окружающего его мира. Оно способствует усвоению опыта людей в социуме, восприятию коллективных нравственных ценностей и установок.

Ещё великий писатель Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящее искусство призвано «заражать» добрыми чувствами. Оно влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему оно способно на великое дело – «осуществление братского единения людей».

Термин «искусство» многозначен. В широком смысле он означает высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта.

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура — искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается неизменна и посей день.

Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты.

В Древней Греции архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения (храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают общественные постройки — театры, стадионы, школы.

В средние века западноевропейская архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства. В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к богу и страстная земная мечта народа о счастье.

Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских зданиях (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их богатыми орнаментальными формами — ансамбль Кижи, Зимний дворец, ансамбли Царского Села — творения Растрелли).

Во всех случаях постройки, имеющие явную эстетическую ценность, выражают дух эпохи, определенное мировоззрение тех или иных исторических классов, в них проявляется представление о человеке в мире, его значимости. Архитектура — это «каменная философия» эпохи, которая рассказывает нам о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.

Таким образом, архитектура — это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребность человека в жилье и общественных помещениях.

Скульптура — это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

Можно выделить несколько видов скульптуры: станковая (предназначена для близкого рассмотрения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связана с архитектурными ансамблями — атланты и кариатиды), декоративно-прикладная (рельефы, орнаменты).

Живопись есть изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Или, как сказал французский мыслитель Д. Дидро: «Живопись — это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Живописи не дано занимать реальное пространство, как архитектуре и скульптуре, жить в естественном свете среды. Зато у нее есть свое оружие, которым она превосходит описанные выше виды. Это многоцветье красок. Цвет — главное средство выразительности живот шеи.

В эпоху Возрождения живопись становится ведущим искусством.

Возрождение открыло законы, перспективы или даже шире — свободное владение пространством. Живопись Ренессанса закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном, создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке — его лицо и руки.

В XIX в. углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики — линейные соотношения, воспроизведение форм предметов, передача их освещенности. Живопись запечатлевает соотношение красок мира, через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Не рисунок, а Цветовые соотношения изображаемых предметов становятся носителем эстетического смысла живописных произведений.

Так, в картинах К. Моне, рисующих лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются тончайшие переливы света.

Сама композиция в живописи становится колористической (картины Ван Гога, Д. Ренуара, Э. Мане). В современной живописи, говорит П. Пикассо, каждый мазок стал точной операцией, подобной действиям часовщика.,

В XX в. резко меняется характер живописи. На видение мира воздействуют фото, кино, телевидение, широта, богатство и разнообразие впечатлений современного человека. Это рождает стремление живописи охватить предмет в его кинообозреваемом виде, предполагающем всесторонний обзор. В живописи XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни (И. Грабарь «Мартовский Снег»).

Временные искусства в системе художественной культуры — литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Музыка способна оказать воздействие на самых неподготовленных слушателей. И не случайно во всех богослужениях важнейших религий используется музыка: верное средство подвергнуть человека своеобразному наркозу.

Да, музыка может «вознести» человека на небо, наполнив его глаза слезами непонятного восторга. А может вернуть его на землю, наполнив силой, вдохнуть высокие чувства и готовность к самопожертвованию.

Но музыка способна нести и большую мысль, идею, хоть и выраженные, по словам Б. Асафьева, в музыкальной «бессловесной» форме. Композитор не может сказать средствами музыки: «Долой тиранов!». Но музыкальными образами он может показать столкновение чистого, нежного и грубого, жестокого, изобразить сам конфликт и в груди слушателя рождается тот самый призыв, который словесно не прозвучал в произведении. Музыка — вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.
Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется.

Итак, возникнув на низших ступенях общественного развития, выполняя в начале преимущественно утилитарную роль (ритуальную), музыка овладела способностью отражать сложный духовный мир человека, борения его мыслей, страстей и чувств.

Хореография — эхо музыки. Танец — мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных, выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. д.).

Основой театра является драматургия. Вместе с тем театр синтетичен. Он включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр — коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.

«Строительный материал» театрального образа — живой человек; актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт. Через него воплощаются замыслы драматурга и режиссера. Актерское мастерство требует особого таланта — наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать- жизненный материал, фантазии, памяти, средств выразительности. В театре создание образа актером протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре — сам процесс.

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность, к первобытным обрядам, к ритуальному копированию повадок животных с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. В средние века театр развивается в официально-религиозной форме, как часть церковной службы.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность; становится средством анализа состояния мира (театр Шекспира), инструментом острой социальной борьбы (театр Лопе де Вега).

В XIX в, театр демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. В 1-й половине XIX в. распространяется романтический театр, который отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос. В 30-е гг. XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм, который в России развивался на основе драматургии Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Т. Ибсена, Б. Шоу. Театр становится глубоко национальным.

Отечественный театр продолжил реалистические традиции классического искусства и обогатил их новыми формами сценического мышления, выдвинув плеяду блестящих артистов и режиссеров (Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов).

Таким образом, театр представляет такой вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актерами на глазах у зрителей.

Также как и театр, кино, а теперь и телевидение представляют собой так называемые «синтетические виды искусства», т. е. использующие способы отражения действительности отдельных видов искусства в единстве.

Кино — дитя XX в. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. От «великого немого» — к звуковому кино, от звука — к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкоэкранного кинематографа, к синераме, а в будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии — таковы этапы расширения художественных возможностей кинематографа.

Образ тайно определяется не только творческим актерским поведением, но и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержание эпизода. Кинокамера способна фиксировать, и творчески перерабатывать жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурса съемки практически безгранично, и в этом кроются богатые художественные возможности кино.

Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств — слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Искусство слова — практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.
Зрелищные искусства — синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Date: 2016-07-05; view: 702; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию