Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные особенности субкультуры молодежи





 

Согласно принятой психологами мира возрастной периодизации, к молодежи относятся лица в возрасте от 16 до 30–35 лет. Возрастные особенности определяют самореализацию иотношение молодёжи к культуре. В данном процессе в качествехарактерной черты выступает общее эмоциональночувственное отношение молодёжи к культуре. Данныйпроцесс возникает во время осознания молодым человекомкультурной информации на личном уровне. Возрастная психология отмечает, что молодежь предпочитает динамизм сюжетов происшествий и действий. В большинствеслучаев молодёжи непонятны глубоко интеллектуальные произведения. Именно поэтому они отдают предпочтение героическим и приключенческим фильмам, широкомасштабным формам культурнойдеятельности зрелищного характера, развитым с эмоциональной точки зрения и оказывающим влияние на чувственнуюсферу. По заключению психологов именно вышеуказанная причина обуславливает пылкость поведения и действий молодёжи на концертных и спортивных площадках.

Мировоззрениемолодёжи строится на эмоционально-чувственном осознании,взаимном сравнении добра и зла. Именно по данной причинево время анализа художественных произведений молодёжьпредпочитает оценку с моральной и нравственной точек зренияхудожественно-эстетическому подходу.

Культура молодёжи отличается от официальной культуры и прочих различных субкультур по знаниям, целям и ценностям, мышлению испособу оценивания, моде, обычаям, вкусам, жаргону и способуповедения.

В качестве социальной группы молодёжь достаточно однородна. Здесь традиционно предпочтения отдаются не связанным с трудовыми и семейными отношениями и проявляющимся в сфере свободного времени схожим позициям и настроениям, общим символам, вкусам и ценностям. Культурамолодёжи – это своеобразная культурная автономия, котораяформирует внутренний мир личности.

Субкультура молодёжи непосредственно формируется подвлиянием культуры взрослых. Не исключено, что именнокультура взрослых обуславливает проявление субкультуры молодёжи в качестве контркультуры. По определению культурологических исследований, формальная молодёжная культураосновывается на ценностях массовой культуры и социальнополитической и официальной идеологии государства.

Так, характерной особенностью субкультуры молодежиявляется ее развлекательно-реактивная склонность. По общему заключению исследователей, свободное время все более становится основной сферой деятельности молодежи. Проводя свободное время вдали от места образования и проживания, молодежь приобретает определенную свободу. К основным элементам свободного времени молодежи относятся отдых, активнаяфизическая деятельность, просвещение, самообразование,творчество, наблюдение, обдумывание, праздники. Более характерным для молодого возраста считаются общение, развлечение и самообразование.

Полная реализация коммуникативной, эстетической, эмоциональной, сознательной и развлекательной функций культуры и свободного времени характерна для субкультуры молодежи. Ученые-культурологи свободное время в современной системе воспитания молодежи определяется как умственную, социальную и эстетическую деятельность, направленную на отдых, развлечение,творческое и физическое развитие. Наряду с коммуникативной функцией свободное время выполняет в основномреактивную функцию. Пренебрежительное отношение к культуре свободного времени может привести в обществе к культурной дикости, развитию преступности, наркомании, алкоголизму и так далее.

Эстетическая функция культуры должна служить единойцели – воспитание высокоморальной, всесторонне развитоймолодежи, не ограничивающейся лишь осознанием красоты, а 100% умеющей строить свою личную жизнь на основе «законов красоты». Процесс формирования духовного облика молодежи вбольшой мере тесно связан с тем, как и на каком уровне человек использует свободное время. По мнению ученых культурологов, воспитание, образование, социальнаясреда, генетический код и характер являются пятью основнымиуниверсальными факторами личности. По мнению профессора Ф. Мамедова, в формировании личности большое значение имеют система культурных ценностей и национальных традиций.

Еще одной чертой, характеризующей культуру молодежи, является отказ от культурных ценностей, идей и образцовстаршего поколения. Это обстоятельство продолжает развиваться на протяжении веков. Именно по данной причине наразличных исторических этапах формировались субкультурымолодежи, которые по своим идеям, моде, стилям разговора иповедения, искусством проявлялись как контркультура существующей культуре. Культура молодежи принимается как массовое событие, несущее в сознании негативный характер, состоящий, например, из металлистов, экстремистов и т. д., несмотряна то, что основная часть современной молодежи направленана здравую и позитивную деятельность.

«Американизация» культурных потребностей и интересов – так же один из критериев, характеризующихкультуру современной молодежи. В последние годы, как и ценности классической и народной культуры, ценности национальной культурывытесняются стереотипами массовой культуры и внедряется «американоподобный» образ жизни. Явным доказательством этому служит превращение героев телесериалов в кумиров молодежи. Однако процессы «американизации» этим не ограничиваются и охватывают более широкие сферы жизни. Так, художественные образы превозносятся молодыми на групповой ииндивидуальный уровень и выражаются в таких тенденцияхповедения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальным благам.Эти тенденции отражаются и культурной самореализациимолодежи. Уважение, вежливость, скромность и прочие ценности, считающиеся в последнее время «устаревшими», признаются основной частью молодежи в качестве оскорбления.

Одной из основных особенностей культуры молодежи насовременном этапе является факт превосходства потреблениянад творческим производством (креативная деятельность). Вразвитии культуры личности велика роль потребления. Однакоусвоение культурных ценностей происходит во время активнойи независимой деятельности. Заключения исследователей показывают, что потребление культурных ценностей молодежьюв проведении свободного времени занимает второе место дажедля потребностей, а творческая деятельность – десятое место.

По мнению российской ученой Л. И. Михайловой, причинапревосходства потребления над творческой деятельностьюскрывается в самой личности и самом обществе. Склонность кпотреблению проявляется не только в безразличном отношении к художественному, научному и техническому творчеству,это обстоятельство отражается и в жизненной позиции. Подобное отношение к жизни отражают инфантильность, порождающуюся в неправильной системе воспитания молодежисемьей и обществом.

Исследования показывают, что культурное потреблениепроявляется в социокультурных и эвристических аспектах. Помнению ученых, потребительские тенденции в сфере художественной культуры превосходят креативную деятельность в сфересоциально-культурной деятельности.По мнению исследователей, основнаяпричина этого заключается в потоке культурной информации,являющейся ценностью массовой культуры и в целом воспринимающейся сознанием и закрепляющейся поверхностным образом. Творческая самореализация в основном проявляется вмаргинальной форме.

Сегодня перед обществом стоит задача проявления по отношению к детям, подросткам и молодежи настоящей любви, воспитания здорового человека, способного осуществлять в условиях развития рыночных отношений и военныхконфликтов независимую и активную деятельность. Сегодня молодежь ведет активный образ жизни. Однако эта активность,опять таки, более всего направлена на потребление.

Культура молодежи обладает низким уровнем индивидуализма, а способность выбора является одной из актуальныхпроблем современности. Предпочтение в обществе тех или иных ценностей в большинстве случаев связано с групповымистереотипами. Люди, в особенности молодежь, постоянно живут под страхом быть «ненужными», «неинтересными», «отверженными» в рамках группы. Быть похожим на «идеал», избранный определенной группой, является требованием, постоянно диктуемым массой. Групповые стереотипы и ценностнаяиерархия являются факторами, определяемыми уровнем образования, местом проживания и национальной принадлежностью. В качестве форм проявленияэтих тенденций субкультуры молодежи можно привести группировки, создаваемые учениками школ и, кроме того, существуют «группы», роли и статусы членов которых регламентируютсяжесткими правилами.

Проведенные наблюдения учеными культурологами показывают, что в основном реализация свободного времени молодежи происходит вдали от культурных учреждений посредством телевидения, обладающегосильнейшим влиятельным критерием с социальной и эстетической точки зрения.

Другим проявляющимся качеством современной молодежи являются случаине обладания этнокультурной самоидентификацией. Так, народная культура (обычаи и традиции,фольклор) определенной частью молодежи принимается каканахронизм. Сегодня во время попытки привития этнокультурного содержания при социализации молодого поколения предпочтение отдается пропаганде древних народных обычаев итрадиций и исламских ценностей. Нельзя забывать, что этнокультурная самоидентификация несмотря на массовость, заключается в первую очередь – в прививании любви к историческому прошлому, народным традициям, одним словом,любви к Родине.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве. Именно по данной причине кризис общества и его основных институтов не оставилобез влияния содержание субкультуры молодежи. Каждое вмешательство в процесссоциализации непосредственно столкнетсяс состоянием социальных институтов общества, в первую очередь, системы образования, культурных учреждений и средствмассовой информации. Общество – это зеркало молодежи.

Кризис семьи и института семейного воспитания, препятствие родителей, учителей и представителей мира «взрослых»индивидуализму и инициативности детей, подростков и молодежи может стать причиной инфантилизма с одной стороны ипрагматизма, социальной не адаптации, а также обстоятельствэкстремистского характера. Воспитание в агрессивной формеможет создать агрессивную молодежь.

2.2 Результаты опроса среди студентов Алтайского государственного института культуры

Изучив все материалы о роли художественной культуры и искусства в жизни личности, я решила выявитьпредпочтения современной молодёжи в области культуры и искусства. Для этого я провела опрос среди студентов «Алтайского государственного института культуры». В опросе приняли участие 20 студентов, обучающихся на факультете художественного творчества по направлениям: «Социально-культурная деятельность», «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Руководство любительским театром» с 1 по 2 курс. Опрос был анонимным и проходил в течение недели. Студентам был предложен опросник с вариантами ответов.

1. Какую литературу вы предпочитаете?

a) Классическую

b) Современных авторов

c) Определённый жанр (детектив, любовный роман, поэзия и пр.)

d) Свой вариант ответа

 

2. Какое художественное произведение вы читаете в данный момент или прочитали недавно?

 

3. Какую музыку вы предпочитаете?

a) Классическую

b) Современно отечественную

c) Современно иностранную

d) Определённый жанр (рок, рок-ролл, поп и пр.)

 

4. Как часто вы посещаете культурные мероприятия в течение года? (концерты, выставки, кинотеатр и пр.)

a) Посещаю часто

b) Посещаю редко

c) Посещаю, если пригласят

d) Не посещаю

 

5. Какое культурное мероприятие вы посетили за последний месяц и почему?

 

6. Следите ли вы за культурной жизнью города? (кино-новинки, новые выставки, новые постановки и т.д.)

a) Да

b) Изредка

c) Нет

 

7. Какая область культуры и искусства вам интересна? (театр, кино, цирковое и пр.)

 

8. Кто для вас является образцом культуры и искусства на данный момент? (актёр, режиссёр, критик, художник и пр.)

 

Обработав данные, были получены следующие результаты (тестовые вопросы №1,3,4,6 отображены в диаграмме):

 

Вопросы № 2,5,7,8 требовали определенного ответа. 100% участников опроса назвали конкретное произведение, которое читают в данные момент или прочли в ближайшее время, а так же его автора.

Все участники опроса (100%) недавно побывали на городском мероприятии «Ночь в музее». Являясь обязательным для посещения, студенты обеспечили 100% явку.

На вопрос«Какая область культуры и искусства вам интересна?» участники опроса разделились поровну: 50% - отдаю предпочтение киноиндустрии, а остальные 50% - театральному искусству.

По вопросу «Кто для вас является образцом культуры и искусства на данный момент?» результаты следующее: для 80% опрошенных это известные отечественные и зарубежные актёры и актрисы (Сергей Безруков, Ланна Пария, Фаина Раневская, Уилл Смит и др.), остальные 20% назвали имена и фамилии критиков из мира театра, кино и литературы (Екатерина Коновалова, Лев Аннинский и др.)

На результаты опроса, конечно, повлиял тот факт, что предметом исследования были выбраны студенты института культуры, а не «простые люди с улицы». Значение оказал и возраст опрашиваемых (18 - 20 лет).

В целом можно сделать следующие выводы. Молодые люди проявляют интерес к миру культуры и искусства.Отдают предпочтение современным авторам художественной литературы. В основном это «лёгкое чтиво»: «любовные романы», детективы, фэнтази. Из музыки выбирают зарубежную поп музыку, а так же стиль рок. «Культурные мероприятия» в основном посещают по приглашению. Большинство не интересуется культурной жизнью города. Из многообразия форм культуры и искусства выбираю общедоступные и популярные (кино, театр). Кумирами для молодежи в основном являются известные актеры. Анализ результатов опроса показал приверженность студентов к массовой – молодёжной культуре.

 

Заключение

 

Подводя итог, следует ещё раз отметить, что культура и искусство – являются неотъемлемой частью человеческой жизни.

Представленный анализ опроса доказывает, что массовая культура (в частности молодёжной субкультуры) влияет на развитие личности, а значит всего общества целом. Под влиянием этой культуры у молодёжи формируется мировоззрение, ценностные установки, мотивация к деятельности, приораты, выстраивается стереотип поведения, духовно - нравственные установки, траектория личностного развития. Под влиянием культуры формируется не только личность, но и образ жизни современной молодёжи. Опрос показывает, что современная молодёжь (студенты 1-2 курса «Алтайского государственного института культуры») являются типичными представителями молодёжной субкультуры.

Таким образом, всё перечисленное выше подтверждает мою гипотезу.

 

 

Список литературы

1. Андреев, А. Н. Культурология. Личность и культура [текст] / А.Н. Андреев – Москва: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология [текст] / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург.: «ЭГО», 2001. – 288 с.

3. Бутенко, Н. В. Педагогическое образование в России [текст] / под ред. Е. Ю. Никитина. –Челябинск: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2014. – 140 – 143 с.

4. Гуревич, П. С. Культурология [текст] / П. С. Гуревич. – Москва.: КНОРУС, 2011. – 448 с.

5. Дорошин, Б. А. Общество. Культура. Личность. Актуальная проблема социально – гуманитарного знания. [текст] / Н. Г. Денисов. – Пенза - Витебск: «Социосфера», 2011. – 310 с.

6. Долгов, В. В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней [текст] / В. В. Долгов. – Ижевск.: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, 2001. – 192 с.

7. Куценко, Н. Ю. Роль классической художественной культуры в формировании мировоззрения личности [текст] / Н. Ю. Куценко. – Иркутск: Высшая школа, 2011. – 21 с.

8. Киселева, Т. Г. Социально – культурная деятельность: учебник [текст] / Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.

9. Колпакова, Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период [текст] / Г. С. Колпакова. – Санкт-Петербург.: Азбука классика, 2007. – 599 с.

10. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для вузов [текст] / А. И. Кравченко. – Москва:Академ. Проект, 2003. – 496 с/

11. Рекунков, И. Ю. Роль культуры в жизни человека и общества[текст] / И. Ю. Рекунков. – Новочеркасск: [б. и.], 2001. – 1 - 6 с.

12. Сайт Все о славянской мифологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://radogost.ru/ (дата обращения 18.04.2016)

13. Сайт История Искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/elearning/History_of_Art/Epochs/avtor.html (дата обращения 18.04.2016)

14. Сайт Славянская культура мифологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/rus-do-kreschenija.html (дата обращения 18.04.2016)

Date: 2016-07-05; view: 635; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию