Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Опознание объектов 7 page





Найти Рутина

┌───┴───┐ ┌─────┴──────┐

п ® осознать возбужденность п ® увлеченность

┌────┴─────┐ ┌─────┴────┐ ┌───────┴──────┐

п ® сформулировать озарение п ® созревание п ® вдохновенность

┌─────┴────┐ ┌─────┴─────┐

п ® внедрение п ® открытие

┌─────┴────┐

воспринять п ® применение

┌────┴─────┐

п ® признать

┌───────┴──────┐

п ® использовать

 

спроектировать

┌───────┴──────┐

п ® производить

┌───────┴──────┐

п ® эксплуатировать

В понимании творчества имеется два подхода. Одни защищают творчество как самобытное функционирование ума [14]. Представители этого подхода исключают необходимость опережающего познания всех устройств, которые были уже предложены до них и имеются в практике. Такие изобретатели не начинают изобретения с ознакомления со всеми предложенными и практически используемыми аналогичными устройствами. Лишь после изобретения они вынуждены при патентовании сравнивать продукт своего творчества с существующими аналогичными устройствами, т. е. удостоверяться в том, что они не изобрели уже известное. Такой подход не беспочвенен, а вытекает из практической невозможности легко и быстро воспринять все формы объектов, которые новатор стремится усовершенствовать.

Сторонники второй концепции считают, что к новому следует идти через учёт всего известного. Их лозунгом является: нельзя изобретать без знания всех существующих форм объекта, без знания закономерностей, тенденций их развития. Однако для реализации этого пути пока нет адекватных возможностей. Ознакомление с наличными формами объектов требует громадного труда, не гарантирующего познания всего существующего и тем более закономерностей его развития. Этот подход существует пока при поиске новых химических элементов на основе таблицы Д. Менделеева и животных на основе их систематики. Именно так должно быть во всех сферах поиска.

Другое различие подходов к творчеству вытекает из противоборства стереотипного и нестереотипного поиска новых решений. В первом случае надеются на методы поиска, а в другом случае их отвергают в качестве шаблонов и стремятся решить проблему интуитивным озарением. В последнем случае стереотипы признают в качестве основы дальнейшего познания известного, а интуиция - творения нового.

Антишаблонный подход в мышлении принял столь существенное значение, что диалектически из положительного стал отрицательным явлением. Критика шаблонности не отвергает того, что все формы отображения имеют стереотипный характер. Пагубна не сама стереотипность, а дефект в её использовании, когда вместо одних применяют другие, не могут овладеть известными стереотипами, которые только и решают проблемы, а порой даже не знают об их существовании и их возможностях. Более того, человек не знает роли стереотипного не только в объяснении существующих форм методологии, но и роль стереотипного для преодоления догматических недостатков существующих стереотипов.

Алгоритмизированные формы отражения призваны, прежде всего, объяснять мир. Упорядочивая свойства объектов, алгоритмы мышления облегчают познание мира, служат выявлению закономерностей развития объектов, тенденций их развития и т. д. В целом будущее за развитием алгоритмов, стереотипных подходов к изобретательству, что не отрицает интуиции, искусства и случайностей вообще.

Говоря об алгоритмизированном подходе к творчеству, необходимо строго оговорить следующее. Знания самих алгоритмов творчества еще не являются достаточными для творчества. Только профессионалы каждой отрасли могут применять алгоритмы в областях своей специализации. Чистые методологи, т. е. владеющие только стереотипами, не способны творить в тех сферах действительности, в которых не являются специалистами. Образно говоря, зная математику, не являешься политэкономом и физиком, которые невозможны без математики. Сказанное не отрицает случайных возможностей изобретательства, не детерминированных интеллектом и эрудицией.

Плодотворнее творить на основе познания существующих объектов, закономерностей их развития и, исходя из этого, всё более строгого хода мысли. Целенаправленность творческого поиска делает его сознательным действием. «В связи с этим возрастает актуальность анализа диалектики как методологии современного познания и творчества. К сожалению, эта сторона диалектики в научной литературе еще не получила достаточной разработки. Между тем вопросы, связанные с выяснением роли диалектики как методологии творчества, приобретают ныне особую актуальность» [55,с.83]. Диалектические принципы как регулятивы (детерминаторы) научного творчества [55,с.96] не исследованы еще и, более того, некоторые авторы считают их недопустимыми в творчестве.

Разработка алгоритмов технического творчества представлена рядом направлений - ТРИЗ, ФСА и др. Эти теории динамичны и особенно повысится их плодотворность тогда, когда они будут подвергнуты диалектической обработке.

До XX века наука была ориентирована главным образом на объяснение существующего. В целом она успешно справилась с этой задачей, исключая только отдельные «белые пятна» действительности, например, интеллект, мышление. На первый план всё более выходит задача создания ноосферы, т. е. нового потенциального мира. У истоков ноосферы стоит труд учёных, конструкторов, инженеров, новаторов, рационализаторов, изобретателей. В век НТР наука может дать гораздо больше для общественного прогресса. Условием для этого должны стать исследования закономерностей функционирования науки, создания условий для повышения плодотворности исследований и для творчества народа.

Стратегия применения диалектической логики при поиске нового требует специального внимания, раздумий, исследований. Основными её моментами можно считать следующие. Она предполагает диалектическую обработку понимания объекта, результатом которой будет системная его трактовка, т.е. теория. Вне теоретического объяснения действительности объекта нельзя вести речь о прогнозе возможной, потенциальной сферы объектов. Например, не установив системности химических элементов, нельзя обнаружить неизвестные элементы. Осознание действительности должно происходить таким образом, чтобы выявить тенденции развития, лежащие в основе системного объяснения объекта. Иначе, необходимо строго обособить все «ветви» древа развития объекта. Системное раскрытие каждой из них предполагает их показ в качестве последовательности приращений свойств объекта. Иначе, наиболее развитые формы объекта должны быть представлены «суммой» исходной формы объекта и ряда последовательных их приращений в процессе их становления.

Диалектический анализ объекта предполагает поиск модификаций не только самых сложных его форм, но и системный поиск всех его форм: необходимо выяснить судьбу всех форм объекта - ведут ли они в тупик (являются тупиковыми направлениями развития), или они вырождаются (регрессивная линия развития) или они являются «передаточными звеньями» для прогрессивных направлений развития. Основаниями такого анализа может быть соотнесение преемственности и приращений в содержании понятия каждого объекта. При этом существенное различие имеет применение этого подхода при анализе прошлых форм объекта, возникающих форм объекта или будущих, потенциальных форм объекта.

Диалектическое мышление составляет важнейший фактор поиска нового. Его приёмы применимы не только к объяснению существующего, но и к созданию потенциальных форм объекта. Диалектические ряды, матрицы развития объекта позволяют осознать всю действительность форм объекта, их развитие, выбрать «передний край» науки на каждой из таких тенденций и изучить закономерности развития каждого объекта. При таком подходе будет поставлена проблема для определения потенциальных форм объектов и дан их анализ на основе преемственности и новизны превращенных форм объекта.

В каждом диалектическом ряду форм объекта за последней из них существует потенциальная форма объекта. Её свойства должны быть проанализированы.

Творчество порождает новую функцию диалектической логики в отношении тех объектов, которые могут стать объектом творчества. Напомним сказанное ранее. Для природных объектов заключительным этапом диалектической логики может быть только объяснение. Для тех же объектов, которые можно изготовить, диалектическая логика дополняется стадией обоснования как способом подтверждения истинности объяснения. В таком случае имеет место опредмечивание идей по образцам существующего. Более сложной же формой опредмечивания является такая форма, при которой надо создать нечто новое, ранее не существовавшее и объективировать его.

Обоснование ┌───────┴──────┐ просто ® опредмечивание ┌───────┴──────┐ просто ® объективация

Опредмечивание, овеществление, объективация идей представляют не только следствия применения всё более развитых форм мышления, т.е. не только зависят от мышления, но и выполняют в мышлении всё более важную функцию, являясь заключительным этапом мышления. «В производстве объективируется личность, в личности субъективируется вещь...» [102,Т.12,с.715]. Техника становится объективированной научной мыслью [102,Т.46,Ч.1,с.460].

В обосновании исходным моментом является потребность в новом объекте, а поэтому новшество воспринимают благосклонно. Когда же создают объект до появления общественной потребности, то его внедрение затруднительно. В таком случае надо сформировать общественную потребность, а уже затем внедрять идею в практику. Поэтому необходимо различать обоснование и объективацию. Объективация имеет место в тех случаях, когда истину объекта надо не только познать или подтвердить практикой, но и утвердить на основе созидательных действий. Объективация есть развитие практики в соответствии с идеями.

Обоснование

существует надо изобрести

общество ® спрос ® средство удовлетворения

 


существует надо изобрести

объективация

 

Развитие интеллекта представляет процесс создания на основе объектов идеи, а на основе последних - новых объектов.

Объект 1 ® идея 1 ® объект 2 ® идея 2 ® объект 3 и т. д.

Идея есть результат существования материи: материя рождает идеи. В объективации следует обратить внимание на то, что идеи лежат в основе построенных новых объектов на основе творчества.

Алгоритм объективации идей представляет в целом последовательность: составность (сложность) объекта - полярность его элементов - противоречия их познания - проблемы - поиск -- решение -- апробация - внедрение - практика.

По мере общественного прогресса возрастает объективация научной мысли [102,Т.46,Ч.1,с.465], что происходит на основе роста значения творчества в общественной жизни.

Творчество многообразно. Простые формы творчества состоят в познании существующего, в открытии новых свойств мира и т. п. Более сложно творчество в создании нового по аналогии с природными объектами (создать самолёт по аналогии с птицей). В таком случае надо увидеть потребность в новом, найти в мире аналог и попытаться его «скопировать» тем или иным образом. То же самое имеет место с созданием компьютеров по аналогии с мозгом. Иное дело, когда нет аналогов в природе для нового (в природе нет колёс). Такое творчество наиболее сложно. В неживой природе нет не только колёс, но и мышления вообще, в том числе диалектического. Последнее должно быть создано на базе совокупного поиска методологов прошлого и настоящего.

Объективация есть обоснование возможного и необходимого, потенциального, возникающего в результате творчества людей. Люди сознательно создают такие объекты и возникает впечатление, что люди вообще создают всё, в том числе и объективные законы по своему усмотрению. Особенно сложен этот вопрос при анализе общественного развития на основе познания его законов. Осознание противоречий общественного развития происходит на основе мышления и в результате возникает мнение о том, что люди сами создают объективные экономические законы будущего общества.

«... Человек есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» [88,Т.29,с.194].

 

Стихийное субъективная форма

развитие ® идеи ® объективности

объекта

 

Человек отражает мир и добивается максимально возможного его объяснения. Рост познаваемости мира повышает возможности предвидения его развития и тем самым повышает потенциальную возможность создания новых объектов на основе проектирования, конструирования и т. д. Люди создают новые объекты на основе всего своего опыта и чем более развиты опыт, эрудиция, интеллект, тем они могут создавать более сложные формы объекта. Таким образом люди утверждают себя и осуществляют свою жизнь посредством расширения материальных источников существования:

слова ® дела ® вещи

Объективацию, как способ жизни, предусматривали классики для общественного прогресса. «... Люди будут заранее знать необходимость изменения общественного строя (да будет позволено сказать так), вызванную изменением отношений, и пожелают этого изменения, прежде чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли» [102,Т.20,с.639].

Идеальное представление о любом созданном трудом объекте есть исходная его форма, результат творческого отражения закономерностей развития мира. Идея предшествует делу во времени. Не любая идея превращается в дело и тем более в практику, т. е. становится эффективной практикой и тем самым действительностью. «Слово не всегда дело, но часто ведёт за собой дело» [8,Т.1,с.365]. Не любая практика разумна и общество даёт множество примеров неразумных действий. Мнения правят миром людей в меру их практической обоснованности, соответствия их законам природы, общества, мышления. Исходность мнения не отрицает основополагающего значения общественной практики. В обществе создаются условия для того, чтобы идеи людей правили его развитием. Развитие общества идет по мере развития интеллекта как наиболее могущественной силы общественного прогресса.

Высшая форма творчества - творчество методов, совершенствование методологии. При разработке новых форм объектов и их объективации возникает противоречие между возможностями новых методов и выполнением поставленных целей. Недостаточность методов становится препятствием в развитии науки, творчества. И тогда на первый план выдвигается проблема творчества методов. Факт такого значения методов имел место в химии. В средние века в химии была «трехсотлетняя пустыня», в течение которой не были открыты новые химические элементы. Почему? Ответ дают следующий: «не гений иссяк, а нечто иное - метод». «Снова исчерпался метод - и никакие таланты, никакие усилия в рамках привычных химических манипуляций сдвинуть воз с места не могли» [58]. Этот факт проявляет не частную, а общую закономерность развития науки - роль методов и методологии в развитии идеологии.

Имеется много оценок роли метода в развитии идей. «Уже лучше совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно, то, что подобные беспорядочные знания и тёмные мудрствования помрачняют естественный свет и ослепляют ум» [6,Т.2,с.276].

В настоящее время весьма остро ощущается недостаточность понимания сущности интеллекта, методологии, мышления. Причиной этого можно считать нерешенность проблем диалектического мышления, поставленных классиками науки.

Создание адекватной современным потребностям и возможностям методологии не может быть простым и одноактным действием и тем более делом только одного исследователя. Необходимо дать не только объяснение, но и интерпретацию ряда положений классиков науки, которые ошибочно воспринимаются современными исследователями. Например, общеизвестно положение В.И. Ленина: «В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (Не надо 3-х слов: это одно и то же) материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперёд» [88,Т.29,с.301]. Обильные комментарии этого положения чаще всего ошибочны. Комментаторы упускают из вида тот факт, что в данном положений идёт речь не о тождестве логики, диалектики и теории познания вообще, а об их тождестве в "Капитале". Что же касается теории познания, логики, диалектики, то они обособленны и определённым образом субординированы.

познание (П) П

┌───────┴──────┐ Л

интуитивное ® логическое (Л) Д

┌───────┴──────┐

просто ® диалектическое (Д)

Теория познания отражает (охватывает) все методы познания, включая интуитивные формы созерцания. Логика традиционно рассматривает только наиболее развитое познание с помощью мышления - сознательного действия с понятиями. Тем самым логика имеет важное значение, но она может быть метафизической, а поэтому необходимо указать и её высшую форму - диалектическое мышление. Тем самым теория познания, логика и диалектика не являются, строго говоря, одним и тем же, а каждое последующее из них есть более развитая форма предыдущего и предыдущее может быть без последующего (Прил., рис. 37).

Переход «вторение - творение» предполагает использование более фундаментальных свойств объекта и понимание их значения для развития объекта. В таком случае уменьшается жесткость рекомендаций, методологичность и возрастает эвристичность познания. Диалектический метод представляет довольно жёсткий набор приёмов познания. Диалектическая логика представляет более содержательное и менее определённое указание процедуры такого понимания объектов. Творческая диалектика - фактически эвристический, а не методологический приём: даёт общие свойства объектов в качестве руководящего принципа познания.

Высшая форма творчества - искусство. Оно представляет собой не просто создание нового, а создание нового на основе неизведанных приёмов таким образом, что его продукция оказывается неповторимой. И.Н. Крамской не сумел повторить свой эскиз лица Некрасова, а поэтому просто вклеил его в картину.

 

 

РАЗВИТИЕ

 

«... Только в движении обнаруживаются

свойства тел...»

Ф. Энгельс [102,Т.20,с.563]

«Развитие есть всем знакомое представление; но в том-то и состоит характерная черта философии, что она исследует то, что обыкновенно считается известным. То, что мы употребляем не задумываясь, чем мы пользуемся в повседневной жизни, является как раз неизвестным, если мы не обладаем философским обоснованием. Дальнейшее более точное и строгое уяснение этих понятий есть задача науки логики» [34,с.26]. Современная практика подтвердила оценку Гегелем понятия «развитие». Необходимо диалектически ответить на вопрос «что такое развитие?». От ответа на этот вопрос зависит ответ на вопрос «что такое диалектика?».

В современных работах широко обсуждают сущность понятия «развитие». В целом его достаточно четко объясняют. Обычно различают движение, развитие, прогресс, состояние. Следует преодолеть трактовку понятия «движение» в качестве атрибута материи и перейти к названию атрибутом материи "изменения" и даже «состояния».

Энгельс показал устаревание понятия «движение», как отражающего механическое перемещение, для обозначения других форм состояния объектов, особенно в связи с развитием химии [102,Т.20,с.563]. Переход традиции от дохимического века «сильно затрудняет ясное понимание процессов» [там же]. В действительности имеются многообразные явления: прогресс, регресс, круговорот и т. п. Энгельс разработал систематику форм состояний [102,Т.20,с.563-564].

Механический материализм сделал упор на «движение», сведя его к перемещению. В противоположность этому Маркс, Энгельс, Ленин рассматривали понятие "изменение". Так произошел отрыв понятия от его имени.

Состояние объектов - исходное для понимания «развитие». Состояние объектов является их фундаментальным свойством (атрибутом). Обращая внимание на состояние, необходимо иметь в виду не объекты, а происходящие с ними процессы. Реальный объект претерпевает одновременно несколько таких процессов, например, происходят циклические переходы или круговороты на фоне развития объекта. Развитие объекта не исключает других форм его состояния.

Объект находится в определённом состоянии, а поэтому при его познании необходимо учитывать особенности его состояния в момент познания. Для понимания состояний объектов вообще необходимо изучить конкретные проявления - формы состояний объектов. Для этого необходимо построить диалектическую модель форм состояний объектов. В настоящее время это вряд ли возможно, а поэтому обратим внимание на главные формы состояний объектов.

состояние® стихия ® ситуация ® событие

Состояние любого объекта есть единство, нераздельность тождества и различия [102,Т.38,с.176]. Ситуация есть сложившееся состояние объекта характеризующееся многофакторностью. Событие - ситуация во времени или стереотипная ситуация, определённым образом развивающаяся во времени.

Покой - чистая, простая форма состояний. Такое состояние называют по-разному - кондиция (товаров), ситуация (жизни), конъюнктура (экономика) и т. п. В таком случае рассматривают конкретные формы чистых состояний без указания того, находятся ли они в покое или изменяются.

Покой есть установившееся, стабильное состояние объектов. Возможно его следует считать гипотетической и относительной формой состояний - временной, преходящей формой состояний объекта. Для покоя характерна статическая или динамическая неизменность свойств объекта. Такая форма состояний мыслима в определённых пределах. Возможно покоем является «грубое», самое поверхностное понимание объекта, при котором абстрагируются от несущественных изменений объекта в определённое время.

О возможности покоя говорили классики науки и говорят современные исследователи, в то же время пока эта форма состояний не изучена в должной мере.

«Но всякое специально относительное движение, т. е. в данном случае всякое отдельное движение отдельных тел на каком-нибудь движущемся небесном теле, представляет собой стремление к установлению относительного покоя, равновесия. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни» [102,Т.20,с.561].

«Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи» [102,Т.20,с.632].

Система ┌───────┴──────┐ статичная ® динамичная ┌───────┴──────┐ устойчивая ® неустойчивая

Покой является или гипотетическим, или относительным, или историческим явлением действительности. Он неустойчив и внутренне обусловлено его превращение в изменение - более сложную форму состояний объектов.

Изменение - более развитая, чем покой форма состояний объектов. Оно многообразно и проявляется в природе, жизни, мышлении. Для изменений характерно динамическое состояние свойств объекта. Изменчивость всего существующего - аксиома и принцип рациональной философии.

Изменение ┌───────┴──────┐ п ® процессы (устоявшиеся) ┌───┴────┐ п ® тенденции

«Движение, рассматриваемое в самом общем смысле олова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» [102,Т.20,с.391].

Чистыми формами изменений можно считать движение, перемещение, потоки.

Процессы, вероятно, можно считать более развитой формой изменений. Они могут быть разной направленности, что обычно характерно для ритмичности, периодичности, цикличности. В таком случае имеют место возрастающие и убывающие, уменьшающиеся процессы с каким-либо свойством объектов, например, перемещение воды. Потоки воды в открытых водоёмах характеризуются волнообразностью с их возрастанием и убыванием.

Колебания могут быть хаотическими, синусоидальными, циклическими.

Процессы

┌──────────────────┼───────────────────┐

постоянные ® переменные ® периодические

Круговорот можно считать простейшей формой переходов. Круговорот воды в природе - смена форм воды, в том числе лёд, пар и т. п., смена дней и ночей в сутках, сезоны года и т. д. В таком случае имеет место смена форм состояний установившегося порядка, последовательности форм состояний.

Круговоротом считают смену поколений живых существ - "круговое движение" [102,Т.42,с.126]. Если имеет место вечное повторение одного и того же [102,Т.20,с.551], длящегося миллионами лет, то такие переходы представляют простейшую форму круговоротов.

Развитие есть более сложная форма состояний по сравнению с ранее названными её формами. В то же время оно существует в различных формах переходов, превращений, преобразований. К сожалению, пока нет возможности дать системную трактовку всем формам развития, в том числе и из-за условности терминологии.

Развитие ┌──────────────────┼───────────────────┐ переходы ® превращения ® преобразования

Переходы (перемены) предполагают определённые изменения состояний. Их можно считать элементами и менее сложных форм изменения, процессов. В любом случае имеет место переход из одного в другое [88,Т.29,с.229]. Пусть ими будут даже просто модификации форм объектов, которые не являются существенными. Переходы могут быть восходящими и нисходящими, возрождением и вырождением, регрессом и прогрессом.

Превращение можно считать более сложной формой переходов, предполагающей качественные скачки. Превращения имеют место и в кругообороте.

Преобразование - необратимое превращение. Преобразования можно считать или всеобщими или общественно-специфическими формами изменений. В последнем случае преобразованием назовем сознательно осуществляемое превращение. Например, селекция есть сознательное преобразование растений и животных в определённом направлении. Различные формы преобразований: реформы, революции и т. п.

Развитие может иметь место в природе, обществе и мышлении. И даже если оно будет следствием сознательной, целеустремлённой, планомерной деятельности людей, всё это еще может и не быть основанием для понимания его как диалектики.

Покой состояния

┌────┴────┐ ┌───┴────┐

п ® изменение п ® развитие

┌────┴────┐ ┌────┴─────┐

п ® процессы п ® диалектика

 


переходы

┌────┴────┐

п ® превращения

┌────┴───┐

Date: 2016-11-17; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию