Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Опознание объектов 6 page





Исходной формой сравнений выступает измерение на основе определённого эталона - меры. Простейшей формой измерений являются средства родного языка, словесные (вербальные) формулировки величин. Естественный язык сформировался таким образом, что отражал различие единственного и множественного, части и целого. Двоичные и троичные термины языка свидетельствуют об этой роли естественного языка: человек - люди - народ (население). Одно указывает одну особь, другое применимо к множеству людей, а третье указывает на всю совокупность людей. Различие единственного и множественного числа также призвано отразить восприятие количественного аспекта объектов. Имеются специальные слова для обозначения некоторых численных совокупностей элементов. Как бы не было грубым такое отражение количественного аспекта мира, тем не менее, оно имеет важное значение в жизни людей. На этой основе возникли нумерация, считалки, счёт, а затем собственно математика и кибернетика.

Познание мира возрастает на основе учёта количественного его аспекта. «Арифметика - это легчайшая форма отвлеченного мышления...» [91,Т.3,с.576]. На её основе возникает собственно математика.

Метрология обеспечивает измерение объектов. Имеется много конкретных наук - география, геометрия, социометрия, наукометрия и т. д. Эти науки обеспечивают знание того, как надо измерять объекты с учётом их особенностей. Развитие измерения является исходным для количественного познания мира, и оно бурно развивается в настоящее время. В частности, социометрия, наукометрия возникают только в наше время.

Статистика выполняет функцию получения данных о массовых процессах. Качество статистики возрастает по мере статистической ориентации измерений и соответственно обработки результатов. Несомненно, надо знать как происходит сбор и сведение статистических данных, и для познания статистики надо использовать соответствующие учебные пособия.

Математика представляет дальнейший этап движения информации - дополнительная обработка её с целью выяснения закономерностей развития природы и массовых фактов жизни, труда.

Кибернетика служит повышению плодотворности деятельности посредством моделирования предстоящих процессов математическими средствами. Сложность кибернетизма мышления состоит в том, что многие операции просто невозможно производить в уме, а можно осуществить поэтапно на бумаге. Свойства памяти недостаточны для того, чтобы нормальный человек в уме перемножил трёхзначные числа, а на листе бумаги он это делает легко. Так что осуществление сложных форм мышления возможно только с помощью приспособлений. Эта тенденция начала развиваться давно, и в настоящее время происходит качественный скачок в этой практике на основе компьютеров.

Математическое описание количественного аспекта мира прошло много стадий и принимает много форм: нумерация, арифметика, алгебра, синтез. Средством для него служило формирование и совершенствование специальной языковой системы. Математика может существовать только в качестве языковой системы для количественного отражения мира. Математика - важнейший элемент методологии научного познания мира. По мере развития форм мышления развивался и аппарат математического описания объектов. Каждой форме соответствует свой уровень развития математики. В кибернетическом мышлении произойдёт их синтез. Условием для этого является качественный рост самой математики, облегчения овладения ею всеми людьми на основе диалектической обработки математических действий. Люди овладели только четырьмя действиями математики и даже ни один математик не знает всей математики. Каждый пятый человек мира не владеет математикой вообще.

Общество развивает практику мышления на основе накопленных фактов его применения, составляющих методологию науки. Методология науки есть наука об определенном порядке мыслительной деятельности, совокупности, комплексе, процедуре выполнения мыслительных действий. Методология - исходная основа для сознательного развития мышления индивидов. Мышление субъектов есть воспринятая методология науки. Мышление субъектов проявляется в их способностях соответственного моделирования познаваемых объектов - физического, графического, идейного. Особенно продуктивным является математическое исчисление в форме различных машинных расчётов, вычислений и т. п., которые используют для уточнения общих положений. Эти экстериоризированные мыслительные операции (т. е. выведенные из головы и осуществляемые техническими средствами) служат средством для повышения качества собственно мыслительных операций (в голове человека) в тех случаях, когда в уме нельзя оперировать многими математическими действиями с большим количеством цифр, символов.

Методология, мышление и моделирование представляют собой три последовательные формы естественного интеллекта. На основе последнего возникают искусственные и практические формы (объективизированные, материализованные) интеллекта, приобретающие особое значение в современном мире.

Идеальное моделирование происходит на основе логики и диалектики. Логическая и диалектическая обработка понятий является условием для алгоритмизации на основе формализации, символизации в зависимости от требующегося уровня моделирования. На этой основе составляют машинные программы, т. е. происходит программирование на компьютерных языках.

Формализация представляет установление строгого порядка соотнесения понятий. В простом случае она может происходить с помощью обычных слов, терминов, категорий. В более сложных случаях её осуществляют в форме символизации (знаками) или шифровкой цифрами.

Развитие математики привело к тому, что главными в ней стали не числа, а операции над ними. Дифференциалы как оперативные символы мышления возникли на основе алгебраических формул и, в свою очередь, привели к развитию конструктивной тенденции в математике. Усложнение мыслительных операций с отношениями знаков приводит к такому качественному росту их трудоёмкости, что их не под силу выполнить без технических устройств искусственного интеллекта. Это показывает, что условием перехода к кибернетическому мышлению является не только диалектизация математики, но и технизация, индустриализация (компьютеризация) мыслительных операций.

Люди уже давно преодолевают недостатки мышления созданием внешних устройств. Введение письменности преодолело недостатки естественной памяти и коммуникационных каналов между людьми. Счётные устройства расширили возможности переработки сведений об объектах и т. д. Возможности головы уже подчас оказываются недостаточными для переработки всех необходимых сведений об объектах. Даже способности интеллектуальных производственных коллективов порой недостаточны для того, чтобы справиться с возрастающими потоками информации переработкой, оценкой и формированием на их основе практических выводов для деятельности людей. Поэтому уже давно началось вынесение во вне мыслительных процессов посредством создания устройств искусственного интеллекта.

Устройства искусственного интеллекта не только облегчают мышление людей, но и расширяют возможности исследований в таких сферах мира, куда они не могут пока проникнуть (космос). Кибернетическое мышление даёт возможность использования «посланцев» людей в форме устройств искусственного интеллекта. Такая форма интеллекта приобретает всё большее значение для общества.

Естественный интеллект является исходным. Создаваемый им искусственный интеллект видимо становится основным фактором жизни общества. «Придаток» мозга оказывается всё более важным для жизни общества. Люди соревнуются уже не возможностями мышления при игре в шахматы, а возможностями созданных ими форм искусственного интеллекта. В конце второго тысячелетия обнаруживается отставание естественного интеллекта от потребностей искусственного интеллекта, что может быть преодолено только с помощью диалектической логики.

Кибернетика есть единство теоретизированной математики и диалектической логики. Кибернетическое мышление есть результат развития логики, диалектики, математики и других наук. Оно находится еще на стадии возникновения и важнейшим фактором ускорения его становления может быть диалектическое мышление.

Углубление познания закономерностей развития форм мышления является условием для разработки новых форм мышления. «Исследование познания возможно только в процессе познания и рассмотреть так называемый инструмент знания значит не что иное, как познать его. Но желание познавать прежде, чем приступить к познанию, так же несуразно, как мудрое намерение того схоластика, который хотел бы научиться плавать, прежде чем броситься в воду» [33,Т.1,с.95]. Учиться же плавать необходимо не посреди океана, а в бассейне под руководством опытного наставника.

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

ТВОРЧЕСКОЕ

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ

 

СТАНЬ ТВОРЦОМ

 

Поиск ведут многие люди, и только некоторые из них поднимаются до уровня творчества и еще меньше до уровня искусства как высшей формы творчества.

поиск ® творчество ® искусство

Поиск представляет движение к новому. По мере развития мыслительных способностей индивидов их поиск превращается в творчество. Овладение творчеством зависит от развития способностей использовать не только развитую форму стереотипного мышления, но и научные методы - специфические для отдельных наук, особенные (общие) для ряда наук и всеобщие - логику, диалектику, кибернетику. Восприятие методологии творчества (технологии творческого труда -ТТТ) не отрицает, а наоборот предполагает рост значения интуитивных форм отражения в познании объектов. На этой основе возникает искусство, как такое творчество, которое детерминировано не только методологией, но и гениальными способностями людей.

Творчеству можно и нужно учить. Обучение творчеству позволяет гениям развивать способности до уровня искусства. Развитие способности мыслить представляет длительный и трудный процесс. Он не может быть только чисто теоретическим, а включает постоянно на разных уровнях применение освоенных приёмов практического познания неизвестного, начиная с упражнений, задач и иных форм тренинга. Для развития творческих способностей надо развивать систему умений, соответствующих тем формам творчества, к которым готовится человек. В данной работе рассмотрено только развитие способности диалектического мышления в качестве важнейшего компонента методологии творчества.

Диалектическое мышление в своём развитии проходит несколько уровней (Прил., рис. 5). Исходной его формой является шаблонное его применение. Его возможности ограничены, но достаточны для познания простых форм объектов. Большие возможности открывает диалектическая логика. В ней мыслительные процессы менее детерминированы по сравнению с диалектическим методом. Еще менее они детерминированы в творческом диалектическом мышлении. Ввиду недостаточности и даже ошибочности трактовки некоторых элементов диалектической логики, ограничения её применения к отдельным конкретным объектам и т. п. следует применять творческое диалектическое мышление.

Для исключения ошибок, вытекающих из приёмов диалектического метода и рекомендаций диалектической логики, необходимо каждый раз четко понимать сущность происходящего познания и его возможности. Для этого надо четко осознать суть диалектического мышления (см. схему на след. с.):

диалектическое мышление ┌──────────────────┼───────────────────┐ анализ свойств ® изучение законов ® принципы объекта развития объекта познания

Все объекты обладают свойствами. Из них имеют особое значение универсальные свойства. Их немного. Одним из таких универсальных свойств является развитие объекта. Если оно и не универсально, но, тем не менее, широко распространено, и в данном случае развитием обозначено в широком смысле слова любое состояние объекта. Эти свойства всех объектов исследует наука, и люди изучают их в качестве законов развития объектов. Эти законы могут выполнять эвристическую роль общих указаний того, как надо познавать объекты.

Основание диалектического мышления

┌──────────────────┼───────────────────┐

рецепты ® рекомендации ® указание законов развития

метода алгоритма в качестве принципов познания

Эвристичность указаний законов развития при познании объектов зависит от истинности трактовки самих законов развития или от применения диалектики как науки о законах развития. Глубина исследования законов развития и их понимание субъектами являются решающим условием для творческого диалектического мышления. Необходимо специально изучать эти законы - осознавать современный уровень их трактовки, возможности системного их объяснения на основе диалектической логики и тем самым необходимость их применения в каждом конкретном случае познания мира. Всё это является основанием для того, чтобы приступить к рассмотрению собственно диалектики как науки о законах развития объектов.

Диалектика отражает развитие не только природы, общества, но и самого мышления и её высшую форму развития - саму диалектику. «Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира» [102,Т.21,с.302]. Природа порождает общество и, в конечном счете, мышление. Мышление первоначально развивается, но не является диалектическим. Развивающееся мышление порождает диалектическое мышление по мере разработки теории развития, т. е. диалектики

Законы диалектического мышления есть частный случай развития объектов. Их познание наиболее рационально на их собственной основе - посредством диалектического метода и диалектической логики. Однако в этом трудность познания законов диалектики.

До настоящего времени исходили из традиционной трактовки диалектики. В целом она пока была достаточной. Однако традиционная её интерпретация страдает противоречиями, ограниченностями. Теорию развития еще надо создать, использовав для её построения её собственное содержание. Учение о развитии должно быть превращено в теорию развития на основе диалектической логики. Разработка теории развития даст фундаментальное объяснение основ диалектического метода и диалектической логики.

Диалектический метод может существовать стихийно. Познание диалектической логики выявляет научную основу диалектического метода, что повышает эвристическую способность мышления. На этой основе необходимо еще раз поднять эвристичность диалектического мышления посредством изучения лежащей в его основе теории развития объектов, т.е. диалектики.

Существует много концепций философии. Даже «застолбив себе территорию» в качестве прикладных наук, многие модные методологические учения теснили диалектику. Обладая рациональными зернами, эти методы скорее реакционно воздействовали на практику научных исследований. Кто пережил вдохновение возможных ожиданий чудес от каждой очередной методологической моды, тот поймёт опустошение от неоправдавшихся надежд и пословицу - «старый друг лучше новых двух». Только вину надо «валить» не на представителей модных методологических направлений, а на тех, кто не обеспечил должного развития диалектического мышления.

Третью часть данной работы в большей мере можно рассматривать как гипотезу. В ней даны наброски идей, которые могут оказаться ориентиром поиска нового в творческом применении диалектического мышления.

При трактовке творческого диалектического мышления необходимо осознать сущность творчества, понять самое фундаментальное свойство всех объектов - развитие и его проявление в диалектическом мышлении. На этой основе надо осознать законы диалектики как наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

 

ТВОРЧЕСТВО

 

... Недостаточно только иметь хороший ум, но

главное - это хорошо применять его.

Р. Декарт [43,Т.1,с.251].

Философы лишь различным образом объясняли мир,

но дело заключается в том, чтобы изменить его.

К. Маркс [102,Т.3,с.4]

... Умение творить будущее...

В.И. Ленин [88,Т.14,с.379].

Развитие форм жизни привело к возникновению общества. Двумя основными формами деятельности людей являются репродукция (вторение) и творчество (творение). Репродуктивное вторение представляет создание известного известными методами. Творение представляет создание ранее неизвестного, продуктивного нового на основе неизвестных методов. Искусство есть высшая форма творчества.

На первых порах общественного развития основой человеческой культуры была репродуктивная деятельность. В последующем всё большее значение приобретало творчество, а сейчас оно стало главным условием жизни.

Отношение к творчеству

┌──────────────────┼───────────────────┐

борьба с ® сочетание вторения ® творчество во

творчеством и творения что бы то ни стало

На первом этапе общественного развития господствовала борьба с творчеством. На основе рыночных отношений стало сочетаться вторение и творение. В настоящее время творение приобрело еще большее значение. Возникает опасность направления творчества против общественного прогресса.

Творчество есть проявление духовного потенциала общества. Оно динамично и может обеспечить быстрый прогресс общества. Поэтому появление общественного идеала невозможно без творчества. «Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности» [88,Т.35,с.57].

творчество ┌──────────────┼───────────────┐ одиночек ® многих ® народа

Общественный прогресс предполагает возрастание творчества как основы сознательного совершенствования общества. «... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» [88,Т.29,с.195]. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [88,Т.29,с.194].

Возрастание творческого элемента общественной жизни привело в XX веке к настоящему буму, став одной из характерных её черт. В конечном счете вопрос стоит так: тот, кто больше творит, быстрее изобретает и внедряет в практику, тот выживает. В условиях господства рыночных отношений в мировом хозяйстве действует принцип «твори или умирай». Создание для творчества благоприятных условий - самый мощный фактор общественного прогресса.

Творчество имеет важное значение не только для общества в целом, для отдельных стран, но и для индивидов. Развитие творческих способностей людей стало актуальной задачей. Решение этой проблемы возможно только на основе конкретного объяснения того, что такое творчество и какую роль играет в нём диалектическое мышление. Для этого необходимо, прежде всего, создать теорию творчества и систему прикладных наук обо всех основных формах творчества с тем, чтобы максимально развивать творческие способности людей. Пока нет общепринятой теории и методологии творчества, но имеется много подходов к нему. Задача состоит в том, чтобы осознать эти подходы, выявить их достижения и недостатки, общее и особенное, и тем самым итеративно вести дело к их интеграции, не боясь отбросить не оправдавшиеся идеи и воспользоваться парадоксальными идеями.

Каждая форма отражения мира представляет единство отражения существующего (рутины) и опережающего отражения будущего. Их элементами являются и возможности поиска нового, ведущего к появлению творчества у более высоких форм отражения мира людьми. Создание нового существует на всех развитых уровнях форм отражения мира людьми и чем выше форма отражения мира, тем более она позволяет не только отражать мир, но и творить его.

Следует различать возможности создания нового, которые вытекают из каждой формы отражения мира, и возрастающий потенциал создания нового при увеличении форм отражения мира.

Исследователи должны показать аналитические возможности создания нового на основе каждой формы отражения мира. Гипотезой для такого специального исследования может быть следующая модель.

Воображение

(дерзание)

┌───────┴─────┐

фантазия п ® выдумка

┌───────┴──────┐ ┌───────┴──────┐

п ® творчество п ® созидание

┌───────┴──────┐

новаторство п ® искусство

┌───────┴──────┐

п ® рационализаторство

┌───────┴──────┐

теоретика п ® изобретательство на уровне:

┌───────┴──────┐

п ® проектанта

┌───────┴──────┐

п ® конструктора

По мере развития форм отражения мира растет потенциал поиска нового. Высшая форма такого поиска становится творчеством, а потом искусством, т. е. неповторимым, уникальным, не воспроизводимым творчеством, создающим шедевры.

Не следует недооценивать значение архаических приёмов создания нового, которые можно обозначить дерзанием, выдумкой и т. п. Они были основой общественного прогресса ранее и сегодня служат ему в той или иной мере. На их основе возникли более развитые формы созидания нового. По-разному можно объяснять их общее и специфику. Например, спецификой созидания можно считать то, что с помощью известного опыта и средств создают нечто новое на основе специального стремления к нему. Еще более развито творчество, представляющее ряд ступеней: сомнение - противоречие - поиск - гипотеза - новация. Новатором может быть человек, который переносит созданное другими новшество в свою деятельность. Рационализаторство представляет более развитую форму создания работниками, проектантами конструкторами нового.

Дарование ® талантливость ® гениальность ® корифеи

Объектами творчества чаще всего являются производство, техника, наука, искусство. Первоначально объектом творчества было производство и состояло оно в том, чтобы сделать его более рациональным и продуктивным. Затем оказалось, что для достижения этого необходимо найти новые технические решения и повысить техническую вооруженность труда. Определяющим же фактором последующего оказалось научное творчество.

Творчество

┌────────────────┼─────────────────┐

производственное ® техническое ® научное

роль творчества в труде ┌────────────────┼─────────────────┐ исполнителя ® инженера ® исследователя
творчество ┌───────┴──────┐ случайное ® сознательное ┌───────┴──────┐ индивидуальное ® коллективное

Каждый из этих объектов представляет в свою очередь множество, совокупность, комплекс, систему более конкретных форм творчества. Производственное творчество предполагает развитие всех факторов производства, не только техники, но и технологии организации и т. п.

Для познания творчества необходимо выделять в нём следующие аспекты:

творчество ┌──────────────┼─────────────┐ способности ® процесс ® продукт

Творчество возможно на основе определенного уровня развития способностей индивидов. Но эти задатки (способности) не обязательно «срабатывают» стихийно, не ведут сами по себе к процессу творчества.

Творчество

┌──────────────────┼───────────────────┐

инстинктивное ® интуитивное ® интеллектуальное

(озарение) (на основе методов)

┌──────────────┼───────────────┐

частнонаучных ® общенаучных ® всеобщих

Объектом сознательного обучения могут быть только интеллектуальные приёмы творчества. При этом легче изучить частнонаучные, специфические приёмы. В каждой науке их может быть много [167]. Имеются и общенаучные методы, например, технического творчества (ТРИЗ, ФСА и др.). Особое значение имеют всеобщие методы.

Развитие творческих способностей пока происходит в целом стихийно. Творчеству (специально) мало обучают. В то же время уже имеется длительная практика экспериментального обучения творчеству. Создание системы обучения творчеству предполагает творение многих новых условий просвещения, прежде всего обучения, подрастающих поколений людей.

Одним из важнейших факторов обучения творчеству всех людей следует признать обучение людей мышлению, т.е. умению применять приёмы действия с мыслями. Иными словами надо развить интеллект людей так, чтобы они могли легко пользоваться им как средством творчества. На этой основе легче научить особенностям творчества в различных отраслях, в том числе техническому творчеству. Необходимо также увеличить значение методов творчества для развития самого творчества.

Творчество (создание) ┌─────────────┼──────────────┐ изделий ® идей ® методов творчества

Созидание методов творчества - самая трудная форма творчества. Методы, т. е. определённым образом упорядоченные приёмы действий, могут стать основой привлечения многих к творчеству.

Разработка теории творчества должна базироваться на изучении и обобщении «хода мысли» гениев, корифеев. Выяснение хода мысли позволяет осознать их элементы и таким образом преподавать их человеку, чтобы он смог их повторять и компоновать из них продуктивные мыслительные процедуры, ведущие к творчеству нового. Известные знания о творчестве пока составляют малую долю возможного и необходимого для превращения творчества в норму жизни людей.

Творчество не сводится к отказу от стереотипной методологии, как это утверждают некоторые исследователи. Не отрицая значения интуиции и её высшего проявления в искусстве, необходимо всё более обращать внимание на то, что может быть познано и чему можно обучать людей в качестве сознательных, прямых методов творчества.

Создание нового

┌──────────────────┼───────────────────┐

достереотипное ® стереотипное ® самих стереотипов

О достереотипном создании нового мало что можно сказать. Сами творцы не осознают процессов своего творения, кроме отдельных его элементов, часто внешних и второстепенных. Стереотипное сознание нового широко распространено и о нём можно многое сказать на основе исследований изобретательства. Создание стереотипов (методов) творчества - самое сложное и менее познанное явление.

В творчестве 99% рутинной работы и 1% творения, неконтролируемого сознанием. В творчестве главная задача состоит в том, чтобы рационализировать рутинную часть дела.

Date: 2016-11-17; view: 208; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию