Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






День, полный событий





 

На этом уроке происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. На разворотах Учебника «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» помещены репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина «Бочка по морю плывет…», тематические рисунки художника-оформителя. Пусть ребята внимательно иллюстрацию И. Билибина и найдут на ней самого поэта, а также знакомых героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, ученого Кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-ягу в ступе, Царя Салтана.

На с. 48 предлагается нотная запись фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева. Сыграв на фортепиано начало пьесы, учитель может предложить сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается», «Жили-были дед и баба и была у них…» и др. В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.

В опере «Сказка о царе Салтане…» «великий музыкальный сказочник» Римский-Корсаков часто прибегает к созданию музыкальных картин звучанием симфонического оркестра[13]. Вступление к одной из них – «Три чуда» – звучит как призыв слушателей к вниманию, своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Учителю рекомендуется сыграть главную тему вступления на фортепиано и предложить школьникам, ориентируясь на фанфарный призывный характер интонаций, подобрать тембр соответствующих музыкальных инструментов. Наверняка, четвероклассники выберут тембр медного духового инструмента – трубы.

Перед прослушиванием симфонической картины «Три чуда» нужно напомнить учащимся, что ее действие происходит в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиками).

Пусть ребята вспомнят, о каких чудесах рассказывается в сказке Пушкина и попытаются самостоятельно, слушая музыку, определить последовательность их появления: белка, богатыри, Царевна-Лебедь.

Итак, «Белка» – первое чудо. Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде», которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание тембров таких инструментов как челеста и ксилофон.

Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми инструментами на фоне нисходящих фигураций струнных и «свистящих» пассажей духовых.

Третье чудо – Царевна-Лебедь. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превращении Лебеди в девушку-царевну. Нужно сказать четвероклассникам о том, что с образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки. Завершается картина «Три чуда» стремительной и праздничной музыкой, в которой ребята смогут услышать уже знакомую им тему трубного сигнала.

Чтобы учащиеся лучше запомнили основные тем симфонической картины «Три чуда» рекомендуется разучить вокальные варианты тем «Белка» и «Царевна-Лебедь», а также «Колыбельную нянюшек»[14]. При разучивании следует обратить внимание поющих на различные варианты мелодии в «Белке», народность интонаций песенки, распевы в «Колыбельной», инструментальный («нечеловеческий», «волшебный») тип мелодии у «Царевны-Лебеди».

Заключительным этапом урока может стать работа с вопросами и творческими заданиями разворота Рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 14–15), а также исполнение современных песен о сказках – «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина (слова М. Пляцковского), «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) и др.

Урок № 7

Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию