Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В музыкальном театреВ 3-й четверти продолжается «путешествие» учащихся в музыкальный театр. Главной задачей изучения раздела Учебника «В музыкальном театре» является обобщение музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (увертюра, ария, сцена, хор и др.), принципах музыкального развития, которые помогают школьникам понять смысл оперного действия. Разворот Учебника «Бал в замке польского короля» вводит четвероклассников в мир образов II действия оперы. В этом действии, так называемом «польском акте», звучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка. Можно напомнить учащимся, что полонез — торжественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Учитель может сыграть учащимся основные интонации полонеза, в которых очевидно выделяется характерный пунктирный ритм, энергичные призывно-фанфарные интонации. После прослушивания полонеза можно подчеркнуть, что музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов присоединяются голоса поющих поляков. Нотные строчки на с. 94 учебника предложены для вокализации основных тем полонеза, для сравнения контрастных частей танца-хора, написанного в трехчастной форме. Рекомендуется также обратить внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей. Можно предложить учащимся представить себя участниками бала и исполнить, стоя на месте (или двигаясь между рядами парт или стульев), шаг полонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки. После восприятия мазурки (с этим жанром учащиеся познакомились на примере фортепианного творчества Ф. Шопена) можно записать на доске ритмические формулы мазурки и полонеза, подчеркнув сходство (трехдольность, пунктирный ритм, мажорный лад) и различие (акценты на разных долях такта, изящество мазурки и воинственность полонеза). Мазурка переносит учащихся в атмосферу праздничного ликования. Именно тема мазурки активно разрабатывается Глинкой в опере. Пусть учащиеся, слушая ее, попытаются самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца (после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве). Информация для учителя. «Впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте измененный мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии Глинка сочетает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне...») с хоровым изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка, сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы»1. На этом уроке можно познакомить учащихся с фрагментами двух других танцев из сцены бала — краковяка и вальса. Предложите четвероклассникам сравнить характер танцев, задуматься над вопросом, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий (на балу много людей с разными характерами). Необычный ритм краковяка (синкопы) учащиеся могут исполнить с помощью ударных инструментов, хлопков, притопов. Информация для учителя. Краковяк (пол.krakowiak) — польский народный танец. Упоминается уже в XIVв. Возник в Краковском воеводстве. Так же как и полонез, краковяк назывался «большим танцем», имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный танец в Польше, краковяк на рубеже XVIII—XIX вв. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка, Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen — кружиться в танце) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров. В конце XVIII в. словом «вальс» называли крестьянский танец некоторых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно развивался в Вене (творчество семейства Штраусов). Со временем вальс превратился в крупное концертное инструментальное произведение, стал проникать во многие виды музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Характерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с трехдольной ритмичностью — позволяют говорить о вальсовости как жанровом признаке. В заключение урока рекомендуется вспомнить знакомые учащимся песни из программы предыдущих учебных четвертей, способствуя тем самым развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара. Уроки № 2-3 (18-19)
|