Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В музыкальном театре





В 3-й четверти продолжается «путе­шествие» учащихся в музыкальный театр. Главной задачей изучения раздела Учебника «В музыкальном театре» яв­ляется обобщение музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (увертюра, ария, сцена, хор и др.), принципах музы­кального развития, которые помогают школьникам понять смысл оперного действия.

Разворот Учебника «Бал в замке польского короля» вводит четверокласс­ников в мир образов II действия оперы. В этом действии, так называемом «польском акте», звучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка. Можно напомнить учащимся, что полонез — тор­жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Учитель может сыграть учащимся основные интонации поло­неза, в которых очевидно выделяется характерный пунктирный ритм, энергич­ные призывно-фанфарные интонации.

После прослушивания полонеза можно подчеркнуть, что музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов при­соединяются голоса поющих поляков. Нотные строчки на с. 94 учебника пред­ложены для вокализации основных тем полонеза, для сравнения контрастных частей танца-хора, написанного в трехчастной форме. Рекомендуется также обратить внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей. Можно предложить учащимся представить себя участниками бала и испол­нить, стоя на месте (или двигаясь между рядами парт или стульев), шаг по­лонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки.

После восприятия мазурки (с этим жанром учащиеся познакомились на примере фортепианного творчества Ф. Шопена) можно записать на доске рит­мические формулы мазурки и полонеза, подчеркнув сходство (трехдольность, пунктирный ритм, мажорный лад) и различие (акценты на разных долях так­та, изящество мазурки и воинственность полонеза).

Мазурка переносит учащихся в атмосферу праздничного ликования. Имен­но тема мазурки активно разрабатывается Глинкой в опере. Пусть учащиеся, слушая ее, попытаются самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца (после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве).

Информация для учителя. «Впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте измененный мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии Глинка со­четает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне...») с хоровым изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка, сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы»1.

На этом уроке можно познакомить учащихся с фрагментами двух других танцев из сцены бала — краковяка и вальса. Предложите четвероклассникам сравнить характер танцев, задуматься над вопросом, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий (на балу много людей с раз­ными характерами). Необычный ритм краковяка (синкопы) учащиеся могут исполнить с помощью ударных инструментов, хлопков, притопов.

Информация для учителя. Краковяк (пол.krakowiak) — польский народный танец. Упоминается уже в XIVв. Возник в Краковском воеводстве. Так же как и полонез, краковяк назывался «большим танцем», имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный та­нец в Польше, краковяк на рубеже XVIII—XIX вв. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка,

Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen — кружиться в танце) — парный танец, ос­нованный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из са­мых распространенных бытовых музыкальных жанров. В конце XVIII в. словом «вальс» называли крестьянский танец не­которых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно развивался в Вене (творчество семейства Штрау­сов). Со временем вальс превратился в крупное концертное инструментальное произве­дение, стал проникать во многие виды музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Ха­рактерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с трехдольной ритмичностью — позволяют говорить о вальсовости как жанровом признаке.

В заключение урока рекомендуется вспомнить знакомые учащимся песни из программы предыдущих учебных четвертей, способствуя тем самым разви­тию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара.

Уроки № 2-3 (18-19)

Date: 2016-11-17; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию