Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 5. Средства речевой выразительности





1. Тропы как приемы выразительности. Виды тропов.

2. Фигуры речи, функциональные особенности.

 

Тропы как приемы выразительности. Виды тропов

Если оратор не пытается достичь образности, используя слова, которые будоражат воображение, не реконструирует сцены из личного опыта слушателей и т.д., то речь его останется абстрактной, не произведет впечатления на аудиторию. Яркая, эмоциональная, апеллирующая к чувствам, искренняя, демонстрирующая убежденность говорящего речь – произведение ораторского искусства. В этой связи ораторское искусство – особая форма воздействия не только и не столько на разум слушателя, сколько на его чувства и воображение.

Все приемы выразительности делятся на тропы и фигуры. Тропы – это приемы выразительности, которые реализуются на уровне слова или словосочетания. Фигуры – это приемы выразительности, которые реализуются на тексте, равном предложению или большем, чем предложение.

В процессе коммуникации удачное применение приема выразительности улучшает восприятие текста. неудачное же применение приема ведет к обратным результатам: такой текст определяет говорящего как человека неумного, а это самый тяжелый побочный результат речи.

Тропы

Эпитет – образное определение предмета (явления, действия), характерный его признак. Эпитеты характеризую либо действие, либо предмет (изменчивые тени, задушевный голос, нетерпеливые гудки, темный ум, девственная душа, вялая бледность, серебряный голос, жирный запах, живописные седины, осторожная тоска, злые сумерки, соблазнительный скандал, спасительная голословность и др.).

Удачным считается эпитет, усиливающий главную мысль, выдержанный в общей стилистике текста, создающий яркое, неожиданное впечатление. Удачный выбор эпитета зависит от контекста употребления.

Метонимия – троп, в основе которого лежит принцип смежности. Метонимия возникает на основе внешней или внутренней связи между предметами и явлениями. Вещь получает название другой, связанной с ней, вещи. Такие явления могут относится друг к другу, как вещь и материал: не то на серебре, – на золоте едал (А.С. Грибоедов); содержимое и содержащее: Трещит затопленная печь (А.С. Пушкин); носитель свойства и свойство: Смелость города берет; творение и творец: Мужик…Белинского и Гоголя с базара понесет (Н.А. Некрасов); действие и орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.С. Пушкин); место и люди, находящиеся на этом месте: Вся Москва об этом говорит.

Особым видом метонимии является синекдоха. Синекдоха – это словесный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть (нечто меньшее, входящее в большее): Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?.. («борода» вместо «человек с бородой»). Отличается от метонимии тем, что оба предмета составляют некоторое единство, соотносясь как часть с целым, а не существуют совершенно автономно.

Синекдоха реализуется несколькими способами: единственное число употребляется вместо множественного: Все спит: и человек, и зверь, и птица (Н.В. Гоголь); часть употребляется вместо целого: Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? Да в крыше для моего семейства (А.И. Герцен); родовое понятие употребляется вместо видового: Ну что ж, садись, светило (В.В. Маяковский); видовое понятие употребляется вместо родового: Пуще всего береги копейку (Н.В. Гоголь).

Сравнение – словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему признаку с целью выявить важные свойства: его уста – пурпуровая рана от лезвия, пропитанного ядом; срываю листья, как записки, с какой-то грустью неземной.

Оратору, который обращается к чувствам своих слушателей, конечно, следует использовать образные выражения. С помощью образов можно многое представить нагляднее, но нельзя ничего доказать.

На приеме сравнения строится не только словосочетание, но и текст любого объема. Если троп реализуется на тексте большем, чем словосочетание, он называется развернутым и превращается в фигуру.

Метафора – вид троп, предполагающий перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или принципу. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления, метафора – это скрытое сравнение, в котором слова «как», «будто», «словно» опущены, но подразумеваются (живая колесница мирозданья – Ф.И. Тютчев, жизни гибельный пожар – А.А. Блок, и Гамлет, мысливший пугливыми шагами – О.Э. Мандельштам. Из всех тропов метафора отличается особой экспрессивностью.

Многозначность, ан основе которой построена метафора как троп, конечно, является основой языковой образности и выразительности. Образность, нестандартность языка – одно из главных достоинств художественной литературы и публицистики, но в деловой и научной речи – другие традиции и нормы. Они ориентированы на стандартизацию и терминологизацию, хотя и в деловых текстах встречается метафора (старт соревнования, потолок выработки, потоки информации, горящая путевка, заморозить фонды). Однако число таких оборотов невелико, они представляют собой речевые штампы, их образность стерта, многие из них приобретают терминологический смысл.

Особым видом метафоры является олицетворение, которое основано на перенесении черт живого на неодушевленные предметы и явления. Это самый выразительный из всех тропов: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство. И руки будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей воли читая – А.С. Пушкин.

Очень частым тропом является гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал. Этот прием обеспечивает наглядность изображаемого.

Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления называется литотой: Ты и копейки не стоишь.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа: хитрость – образ лисы, жадность – волк, коварство – змея: Просто заяц какой-то, дрожит при первой опасности.

Близка аллегории и перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета описанием его существенных признаков или указанием на их конкретные черты: царь зверей – лев; автор «Героя нашего времени» - М.Ю. Лермонтов.

Антитеза – резкое противопоставление образов или понятий: Я в незапамятных веках / была царицею в Египте / Теперь – я воск. Я тлен. Я прах. (А. Блок).

Оксюморон – сжатая и парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного и прилагательного либо глагола и наречия: живой труп, горькая радость, красноречивая тишина, ей весело грустить, нарядно обнаженная и т.д.

Date: 2016-11-17; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию