Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7).
б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
способностью использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5).
в) профессиональных (ПК):
в области коррекционно-педагогической деятельности:
способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
возрастные особенности развивающегося организма. Общие закономерности роста и развития;
особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;
гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;
закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.
Уметь:
давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;
определять физическую и умственную работоспособность. Проводить диагностику наступающего утомления. Проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.
Приобрести опыт деятельности:
владеть методами определения физического развития школьников. Определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;
владеть навыками в использовании знаний по возрастной анатомии, физиологии и гигиене в будущей профессиональной деятельности.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
№ раз-дела
| Наименование раздела
|
Содержание раздела
| Форма текущего контроля
|
| Общие закономерности роста и развития организма
| Организм как единое целое. Единство организма и среды. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы.
Периоды развития организма. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности
| Строение нервной системы. Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Вегетативная нервная система.
Структурно-функциональная организация коры головного мозга и ее становление в постнатальном онтогенезе. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка.
| Теория высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Методы изучения высшей нервной деятельности.
Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители. Понятие о функциональной системе. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Мотивация, эмоции и поведенческие реакции. Роль эмоций в воспитании и обучении.
Образование и длительное хранение условных связей – основа обучения и памяти. Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа режима дня. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Сигнальные системы деятельности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Типы высшей нервной деятельности, их пластичность.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
| Системная организация восприятия внешней информации. Сенсорные системы организма, их классификация. Структурная организация сенсорных систем. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве.
Зрительный анализатор. Профилактика нарушения зрения у детей и подростков. Гигиена зрения. Световой режим школьного здания. Определение остроты зрения.
Слуховой анализатор. Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха ребенка. Профилактика нарушения слуха у детей и подростков.
Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся
| Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Возрастные уровни показателей физической и умственной работоспособности. Фазы работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности. Биоритмы и биоритмология. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика. Физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки (занятия в школе, самоподготовка). Гигиенические требования к построению расписания, проведению контрольных работ, экзаменов.
Режим дня, его отдельные элементы и их организация. Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Гигиенические требования к подготовке уроков. Изменения работоспособности, высшей нервной деятельности и регуляции вегетативных функций у детей и подростков при систематическом недосыпании.
Гигиенические требования к оформлению и применению наглядных пособий, технических средств обучения.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Анатомия и физиология желез внутренней секреции
| Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.
Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков.
Возрастные особенности желез внутренней секреции.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ
| Скелет человека. Развитие скелета туловища и конечностей, костей мозгового и лицевого черепа.
Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Возрастные особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости. Гигиенические требования к работе в компьютерных классах. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских. Методы определения физического развития школьников.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания
| Строение и функции органов пищеварения.
Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность.
Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания.
Воспитание у детей и подростков гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Обмен веществ и энергии
| Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Основные этапы обмена веществ в организме. Возрастные особенности энергетического обмена.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
| Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Анализ крови как один из показателей состояния здоровья. Понятия об иммунитете. Строение и работа сердца. Цикл сердечной деятельности. Общая схема кровообращения.
Регуляция работы сердечно-сосудистой системы. Ее возрастные особенности. Строение и функции кровеносных сосудов. Движение крови по артериям, капиллярам и венам. Возрастные изменения.
Возрастные особенности регуляции кровообращения.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
| Строение дыхательного аппарата. Механизм вдоха и выдоха.
Обмен газов между воздухом и кровью. Особенности строения и функций органов дыхания в детском возрасте. Изменения с возрастом частоты и глубины дыхательных движений, жизненной емкости легких, минутного объема дыхания. Спирометрия. Регуляция дыхания. Возрастные особенности произвольной регуляции дыхания.
Гигиенические требования к отоплению школ и отопительным приборам.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
| Система мочевыделения. Возрастные особенности строения и функции почек. Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения и функций кожи. Правила ухода за кожей.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
| Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся
| Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.
Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, освоение профессии, производительность труда. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся.
Особенности иммунитета в разном возрасте.
Методы повышения защитных сил организма.
Вредные привычки и болезненные пристрастия.
| Проверка
конспектов.
Устный опрос
|
|