Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Лекция 4. Функции музыкального искусства





И музыкального образования

План

1. Классификация функций музыкального искусства.

2. Направленность и специфика основных функций музыкального искусства.

3. Взаимодействие функций в образовательном процессе.

 

Основные понятия и категории:

«функция» (от лат. function отправление, деятельность) – деятельность, обязанность, работа, назначение[17]

«гуманизация образования» - философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Она требует уважительного отношения к личности учащегося, безусловного признания его прав и человеческого достоинства[18]

«доктрина» (от лат. doctrina) – учение, научная или философская теория, система[19]

 

Одним из важных вопросов теории музыкального образования является вопрос функционирования искусства в нашей жизни как формы общественного сознания. Музыка окружает человека с первых дней его жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяет и углубляет его. Размышления о социальных функциях музыкального искусства подводят к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает, прежде всего, ее основную - художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта человека «упорядоченным опытом» воображаемой жизни. Ю.Б. Алиев в «Настольной книге школьного учителя-музыканта» утверждает: «Без этого практически невозможно полноценное развитие ученического сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом»[20].

Мир художественных образов должен стать неотъемлемой частью истинной жизни растущей и развивающейся личности, и свое особое предназначение при этом несут школьные предметы искусства, выполняя, прежде всего, гуманистическую и нравственную функции. Осознание ограниченности рационального объяснения мира позволяет утверждать, что искусство, эффективно помогающее построению целостной картины мира, являясь незаменимым средством общения человека с искусством, природой, другими людьми, выполняет смыслообразующую и мотивирующую функции в становлении личности человека.

Изучению этих и других общественных функций искусства посвящено множество научных работ (Ю.Б. Алиев, Ю. Борев, А.Г. Бутник, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, М.Е. Марков, С.Х. Раппопорт, Л.Н. Столович, В.Н. Холопова и мн. др.).

М.С. Каган в статье «Взаимодействие искусств в педагогическом процессе» утверждает, что верховной целью всего процесса социализации индивида и его приобщения к культуре является воспитание личности, а искусство и преподавание художественных дисциплин служат реализации именно этой цели: « … главная функция искусства – не развлечение, не релаксация, не психическая разрядка, не получение положительных эмоций, а расширение жизненного опыта человека новым, дополнительным, хотя и иллюзорным, опытом «жизни в искусстве», переживанием художественной реальности… Но, для того, чтобы получить этот дополнительный опыт «жизни в искусстве», чтобы извлечь содержащиеся в нем высокие духовные ценности, нужно быть к этому подготовленным, нужно обрести потребность в повседневном общении с искусством, любить и понимать его специфические языки, уметь отличать подлинно художественные ценности от мнимых, фальшивых, и тем более от вульгарного, пошлого, низкопробного…»[21].

Следовательно, музыкальное образование призвано сыграть значительную роль в формировании эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни. С позиции педагогики музыкального образования функции искусства выступают как основные ориентиры при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития детей. Как известно, функции искусства совпадают с целями музыкально-эстетического образования. В этом контексте рассмотрим направленность и специфику основных функций.

В различных научных исследованиях мы встречаем различную классификацию функций искусства, наблюдаем своеобразие подходов к их определению. Среди наиболее характерных функций искусства называются: эстетическая (гедонистическая), познавательная, воспитательная, развивающая, преобразующая, компенсаторная, терапевтическая, информационно-эвристическая, социально-организующая, внушающая, коммуникативная, художественно-концептуальная, функция предвосхищения и некоторые другие.

В содержательном отношении, как утверждают авторы учебника «Теория музыкального образования» Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева, педагогике музыкального образования наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах В.Н. Холоповой, которая выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге – общественно-преобразующую[22].

Коммуникативная[23] функция

Рассматривая коммуникативную функцию искусства, В.Н. Холопова особо подчеркивает, что воздействие музыкального искусства «носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что, благодаря силе индивидуальных ощущений, объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность»[24]. При этом художник, по образному выражению Д.Д. Шостаковича, «…может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества»[25]. Известный советский художник Мартирос Сарьян утверждал, что искусство – это средство «духовного общения тысяч и тысяч людей».

 


Функция отражения действительности[26]

Функция отражения действительности в музыке раскрывается В.Н. Холоповой в трех аспектах: как отражение идей, отражение эмоций, отражение предметного мира. В своем содержании и процессе музыкального образования они выступают в единстве. Вместе с тем в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся, уровнем их общего и музыкального развития на музыкальных занятиях акцент делается на определенном аспекте отражения действительности в искусстве.

Так, для учащихся начальных классов на первый план выступает отражение в музыке эмоционального состояния человека и мира, окружающего детей. Для подростков все большее значение приобретает раскрытие в музыке различных художественных идей.

В общем музыкальном образовании функция отражения действительности всегда выступает в качестве сверхзадачи музыкальных занятий – раскрытия связи музыки с жизнью.

 

Этическая[27] функция

В отношении этической функции музыки отечественное образование в своих основных концептуальных установках всегда исходило из признания высоких нравственных возможностей искусства, что прозвучало еще в древнем высказывании греческого философа Аристотеля: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Это же предназначение искусства нашло отражение и в известном крылатом выражении А.С. Пушкина: «… и чувства добрые я лирой пробуждал», и в утверждениях отечественных педагогов-музыкантов. Так, например, Д.Б. Кабалевский был убежден, что «прекрасное пробуждает доброе». Созвучно этим высказываниям и мнение известного английского писателя XIX века О. Уайльда: «Прекрасное – это сила морального добра», и убеждение русского живописца Н Рериха: «Сознание красоты спасет мир». Подтверждением этической функции искусства являются также слова В.Г. Белинского, который писал, что в искусстве таится «…вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Эта функция, как мы видим, исходит из природы самого искусства, но одновременно нельзя не согласиться великим древним философом Демокритом, который говорил: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не хотеть учиться».

 

Эстетическая[28] функция

Эстетическая функция музыки, по мнению В.Н. Холоповой, может быть, прежде всего, раскрыта сквозь призму категорий «красота» и «гармония». «Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное, - пишет исследователь, - всегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки»[29]. В этой связи важнейшая задача учителя видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной и значимой представляется и проблема развития на уроках музыки эстетического отношения учащихся к музыке.

Эстетическое отношение к музыкальному искусству, как свидетельствует исследование А.Г. Бутник, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку.

Специфика этого отношения обусловлена особенностями музыкального искусства. Она проявляется в том, что: музыкальное восприятие, опираясь не только на музыкальный, но и жизненный опыт человека, протекает одновременно с другими психическими процессами (мышление, воображение, память и пр.); музыкальное переживание в процессе восприятия музыки, отражая ее содержание, включает и осознание ее ценности; базируясь на переживании, музыкальная оценка зависит от понимания и осмысления музыкального искусства. Критериями сформированности эстетического отношения, по мнению исследователя, являются: представления о совершенстве музыки с точки зрения прекрасного, удовлетворенность от восприятия произведений различных жанров; разносторонность восприятия; адекватность переживания; соответствие оценки содержанию музыкального произведения[30].

 

Каноническая[31] и эвристическая[32] функции

Характеризуя каноническую и эвристическую функции искусства, В.Н. Холопова рассматривает их как диалектическую пару противоположностей. При этом автор видит предназначение каноничности в культурной преемственности, без которой не может быть культуры. Эвристика же проявляется в преобразовании традиций. Данная мысль может быть подтверждена высказыванием М. Волошина: «Ни исторические эпохи, ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов. В современности всегда присутствует все, из чего народ слагается исторически», преломленным через явления музыкального искусства и непосредственно музыкальное образование. Известный русский музыкальный критик Б. Асафьев писал: «Музыка не беднее всех прочих свидетелей славности русской истории и русского имени. Она тоже владеет своими кладами, сбереженными народом… Это, прежде всего, – отражение в напевах неколебимой совести предков, строивших русскую землю». Исходя из этого, есть основания в музыкально-педагогическом процессе рассматривать то или иное музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиций и новаторства с целью создания в сознании учащихся целостной музыкальной картины мира.

Исследуя данную проблему по отношению к музыкальному образованию, следует обратить внимание на то, что в содержании учебных занятий феномены и явления музыкальной культуры возникают перед обучающимися зачастую стихийно, вне связи с прошлым и настоящим, что ведет к формированию обособленных калейдоскопических представлений о музыкальной культуре (об этом применительно к профессиональному музыкальному образованию пишет Т.Г. Мариупольская, но этот факт присутствует и в общем музыкальном образовании). Учителю-музыканту следует стремиться к формированию у школьников целостного музыкально-исторического сознания, т.к. каждое явление проходит этапы зарождения, становления, развития, расцвета, декаданса или преобразования в новое качество. Этот процесс реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся: в младших классах дети получают общие представления о музыке прошлых веков и музыкальном искусстве современности, в подростковом возрасте становится возможным освоение школьниками различных музыкально-исторических стилей, но наиболее полно данный подход применим в старших классах при изучении интегрированного проблемно-теоретического курса «Мировая художественная культура».

Познавательно-просветительская[33] функция

Раскрывая познавательно-просветительскую функцию музыки, В.Н. Холопова отмечает, что «музыкальные произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах – историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.»[34]. Еще в эпоху Великой французской буржуазной революции Давид в докладе Конвенту утверждал: «Искусства должны могущественным образом содействовать общественному просвещению». Реализация данной функции в музыкальном образовании находит отражение в тех теоретических и исторических знаниях, которые усваивают школьники на музыкальных занятиях. Речь при этом идет о приобретении живого творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитыми в процессе музыкально-творческой деятельности ребенка как «композитора», исполнителя и слушателя.

 

Общественно-преобразующая функция

Данная функция музыкального искусства представлена В.Н. Холоповой как интегрирующая в себе все другие функции. Другими исследователями предлагается называть ее социально-организующей функцией, что также правомерно. Данная функция имеет прямое отношение и к музыкальному образованию. Однако не следует говорить о ее исключительной социальной значимости, необходимо также выделять и личностно-преобразующую функцию музыкального искусства и музыкального образования.

 

Личностно-преобразующая функция

Выделение данной функции обусловлено тем, что в последние десятилетия в музыкальном образовании все более утверждается личностно ориентированный подход, что дает возможность реализации в содержании процессе музыкальных занятий как общественно-преобразующей, так и личностно-преобразующей функции в их диалектическом единстве.

Преобразующее воздействие музыкального искусства на личность учащихся возможно в силу того, что, как отмечает М.С. Каган, оно придает творческий характер всем без исключения видам музыкальной деятельности. В процесс творчества активно включаются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы личности школьника, которые и преобразуются в процессе общения с музыкой как с искусством. При этом на музыкальных занятиях фактически осуществляется полилог ученика с музыкой, с учителем, с другими учащимися. Таким образом, одно и то же музыкальное явление получает многогранное истолкование, в котором индивидуально-личностное его восприятие и осмысление становится лишь одним из возможных вариантов. Тем самым решается двуединая задача: с одной стороны, развивается способность ребенка к личностному субъективному восприятию искусства, с другой – исключается однозначность его трактовки. Благодаря этому, достигается включенность ребенка в социум, в котором он полнее и глубже осознает себя как личность и ощущает свою сопричастность к обществу[35].

Будучи одним из видов искусства, музыка дает возможность учащимся не только познать специфику музыкального искусства, но и искусства в целом. Постигая природу одного вида искусства, они получают возможность сравнивать его с другими видами и тем самым выявлять в них общее и особенное. Музыкальная деятельность является деятельностью художественной и имеет многоаспектные связи с другими видами искусства в плане отражения окружающей жизни, идей, родства художественных образов, выразительных средств и т.д.

Литература

1. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. – 1987, № 4.

2. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. – М., 1994.

3. Бутник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1991.

4. Шостакович Д.Д. Музыка и время. Заметки композитора // Музыка и современность. Сб. статей / Общ. ред. Д.В. Фришмана. – Вып. 10. – М., 1976.

5. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

7. Рудзик М.Ф. Курс «Мировая художественная культура» в школе. Методическое пособие для учителей. – Курск, 1995.

8. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2002.

9. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

 

 








Date: 2016-05-24; view: 629; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию