Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ





Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения оптимальным гигиеническим условиям для работы под­ростков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями уче­ных установлена прямая зависимость физического развития школь­ников от правильной организации трудового обучения. Оно ока­зывает положительное влияние на все стороны формирования ра­стущего организма: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развиваются мышцы, улучшается обмен веществ вследствие большей эффективности работы дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем.

Обратите внимание на выражение «правильная организация», относя его в данном случае к соблюдению гигиенических норм.

Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся оп­ределяют;

- состояние воздушно-газовой среды мастерских;

• освещенность рабочей зоны и всего помещения;

• уровень производственного шума;

• режим работы во время занятий;

• эргономические факторы при организации работы в ма­стерских;

 

• учет психофизиологического воздействия цвета на органы зре­ния учащихся и др.

Учет всех этих факторов призван сформировать такие условия работы, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приво­дило к переутомлению и другим негативным физиологическим воз­действиям.

Учитель технологии должен сознавать, что при одном и том же возрасте индивидуальное развитие учащихся может значительно различаться. В том числе и вследствие перенесенных ранее заболева­ний, травм и т.п. Все эти сведения обычно содержатся в медицин­ских картах школьников, и ознакомление с ними — прямая обязан­ность школьного учителя. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузок, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются четко установленные нормативы — санитар­ные правила СП 2.4.2. 782 — 99, — соблюдение которых обяза­тельно. В противном случае молодому развивающемуся организму может быть нанесен непоправимый урон, тем более чреватый, что он не сразу заметен, т.е. проявляется не внезапно, а характеризу­ется накапливающейся степенью повреждений.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, тем­пература в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16 — 18 °С, влажность 40 — 60 %, а возду­хообмен обеспечивать 20 м3/ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250, а местная вытяжка от клееварки должна обеспечивать воздухооб­мен 350 м3/ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для школьных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, кото­рые для естественного освещения приравниваются к производствен­ным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабо­чих мест по обучению кройке и шитью — по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светиль­ники местного освещения должны питаться током при напряже­нии не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дБ. Осо­бенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и нега­тивно отражаются на психике. В условиях ограниченности в сред-


ствах школьные учителя могут самостоятельно изготовить защит­ные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковоч­ный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающих л исковых пил, отрезных фрез и т.п. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование не­прерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть еди­ных требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изуча­емого раздела программы и даже от места, которое урок техноло­гии занимает в школьном расписании. Продолжительность трудо­вых операций и перерывов на отдых связана с такими критерия­ми, как физическая нагрузка на учащихся (рубка металла или стро­гание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или од­нообразие работы. Если занятия по технологии характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. По­этому наибольший эффект будет достигнут, если учителем пре­дусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем учитель технологии в вопросе определения режима работы должен подходить к учащим­ся строго индивидуально.

Эргономика — наука, изучающая функциональные возможно­сти человека в трудовых процессах с целью создания таких усло­вий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают работающему необходимые удобства, со­храняя его силы, здоровье и работоспособность. Эргономические факторы при организации работы в мастерских выражаются преж­де всего соответствием школьного оборудования росту учащихся (см. табл. 2). Очень важно ознакомить школьников с необходимо­стью и приемами регулировки оборудования (например, высоты тисков, подножных решеток и т. п.), чтобы позы при работе стоя и сидя были правильными. Учитель должен знать, что антропомет­рические измерения позволили выработать четкие размеры столов и сидений к ним (см. табл. 3 и рис. 7). По странному положению дел, это обстоятельство более учитывается в начальных классах. Его ни в коем случае нельзя игнорировать и в V—VII классах, где акселерация проявляется еще более резко.

Эргономические факторы позволяют учитывать многие сторо­ны организации трудового обучения школьников, в том числе:

• разработку рациональных рабочих поз в зависимости от харак­тера трудового процесса и величины рабочего усилия;

• подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом ант­ропометрических данных человека;

• исключение из трудового процесса статических напряжений;

• рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др.

 


 


 


Таблица 2

Процентное распределение учащихся по классам и группам роста, %

 

 

Классы Группы роста учащихся, см
131-145 146-160 161-175 >175
V        
VI        
VII        
VIII        
IX        
X        


Таблица 3

Date: 2016-05-24; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию