Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На занятиях технологии





Обучение должно быть воспитывающим — этот постулат явля­ется фундаментальным, ибо определяет одну из важнейших сфер профессиональной деятельности учителя технологии.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организа­ционной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.

Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.

В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие произ­водственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, ис-

 

ходя из сформулированного нами принципа развития творческой личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных за­дач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Образовательные задачи понимаются как обще интеллектуаль­ное развитие школьника, формирование и расширение его пред­ставлений о достижениях науки и техники, особенностях приме­няемых технологий и возможностях приложения обще культурных и общетехнических знаний на производстве.

Поясним это на конкретном примере.

Предположим, темой занятия является введение в деревообра­ботку. Что, школьник никогда не видел дерева или не сталкивался с какими-то способами обработки пиломатериалов? Но можно рассказать о необычайных качествах бальсы — дерева, которое легче пробки, или о прочности самшита, о секвойе, которая может быть выше телевизионных ретрансляторов, о карликовых бонсаях, чей возраст измеряется столетиями, а высота — всего лишь десятками сантиметров. Это расширит представления школьников о таком обычном, казалось бы, материале, как дерево. Нужно говорить и о безбрежном мире химических продуктов, получаемых из древеси­ны. А еще, например, — о новой технологии, разработанной в Японии, для изготовления из бревна квадратных балок. Вместо привычного обтесывания бревно пропускают через микроволно­вую установку при 100-градусной температуре, а затем через вал­ки: так можно получить не только квадратный, а любой самый замысловатый профиль.

Такие примеры расширяют представления о современных тех­нологиях.

Формулировки образовательных задач могут быть самыми раз­нообразными:

дать начальное представление (дать первичное представление) о...;

обеспечить усвоение...;

сформировать (продолжить формирование)...;

закрепить...;

обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия...;

расширить следующие специальные производственные представ­ления...;

углубить (закрепить) следующие обще-трудовые знания о... и т.д.

Вот один из вариантов записи в плане урока образовательной цели (предположим, тема «Обработка металла», V класс): «Дать первичное представление о способах получения тонколистового металла и его применении».

Учитель технологии может расширительно толковать образова­тельные задачи, увязывая их с тем, как преподает теоретический или практический материал.


Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны со­ставлять стержень человеческой сущности будущего члена обще­ства. На уроках технологии создаются особо благоприятные усло­вия для трудового воспитания, развития умственных способнос­тей и общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущем в создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.

Приведем примеры формулировок воспитатель­ных задач.

• Совершенствовать:

идейно-мировоззренческое;

правовое;

экономическое;

нравственное;

эстетическое;

экологическое воспитание учащихся.

• Продолжить формирование:
активной жизненной позиции;
осознанной потребности в труде;
творческого начала у учащихся;

понимания значения мобильности профессиональных знаний.

• Прививать:

чувство полноправного и ответственного хозяина; критическое отношение к существующим технологиям, жела­ние рационализировать процесс и т.п.

• Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой дея­тельности.

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач. Применительно к уже названной выше теме урока в V классе воспитательная цель в учеб­ном плане может быть выражена так: «Продолжить формирование качеств бережливости и экономии при разметке заготовок из тон­колистового металла».

Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя предписы­вать строго определенное время актуализации воспитательных це-

. лей на уроке. Довести их до сознания школьников учитель может в тот период урока, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходе занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников.

Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмо­сфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

 

Применительно к этому направлению систематической деятель­ности учителя технологии можно планировать следующее:

• развивать у школьников умение:
выделять главное в проблеме...,
анализировать,

делать обобщение, выводы,

ставить вопросы,

формулировать задачи,

формулировать ответы,

принимать самостоятельные решения,

контролировать свои действия,

решать проблемные ситуации, задачи,

применять имеющиеся знания на практике и т. п.;

• развивать у учащихся профессиональные интересы;

• содействовать развитию специальных способностей;

• готовить учащихся к сознательному выбору профессии;
•содействовать развитию необходимых личностных качеств

(воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, со­бранности и т.д.).

Применительно к уже упоминавшемуся уроку развивающая цель может быть выражена так: «Продолжить развитие навыков само­контроля при разметке тонколистового металла».

Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавате­лей от неверной трактовки предложенных формулировок. Напри­мер, в плане урока учитель делает запись: «Сформировать осо­знанную потребность в труде». Понятно, что нет таких педагогичес­ких приемов, которые мгновенно возбудили бы у школьников не­преодолимую тягу к труду. Только длительный процесс воспита­ния порождает у будущего члена общества желание овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, формирует по­нимание того, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, позволит занять достойное место в нем. Поэтому правильней будет сформулировать цель урока так: «Про­должить формирование осознанной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследо­вать ее от урока к уроку.

Важно также, чтобы учитель технологии уяснил одну доминан­ту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки. Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-вос­питательного процесса, объединенных общими целями. Вот поче­му представляется, что при планировании учебно-воспитательных целей следует более четко их обозначать.

Если цель — образовательная, она должна расширять представ­ления о производственных процессах, современных технологиях,


технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым раз­делам программы.

Если цель — воспитательная, она разумно может воздейство­вать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя эко­логические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.

Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на прак­тическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Вес организационные аспекты преподавания технологии, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования лично­сти. Начиная с того, насколько методически грамотно организо­ван труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз показывает зна­чимость, важность методической подготовленности, профессио­нализма учителя.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что подразумевается под формой организации труда школьников?

2. Дайте характеристику существующим формам организации труда в

школе.

3. Определите назначение графика перемещения учащихся и его осо­бенности.

4. Что составляет комплекс учебно-воспитательных целей при трудовом обучении и воспитании?

5. В чем особенности планирования образовательных задач?

6. Охарактеризуйте направления воспитательных целей при изучении

технологии.

7. Как вы понимаете выражение «обучение должно быть воспитываю­щим»?

8. Какие задачи относят к развивающим и что дает их достижение?

 

 


 

 

Глава 11

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20 % услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование дидактических средств при преподавании технологии представляется непременным усло­вием эффективности учебно-воспитательного процесса, посколь­ку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.

11.1. ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Ученые-педагоги подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содей­ствуют росту их эффективности. Дидактические средства дают ма­териал в форме впечатлений и наблюдений, на который опирают­ся косвенное познание, мыслительная деятельность, а также раз­ного вида учебно-практическая.

Подчеркнем: дидактическими средствами являются как все пред­меты реальной деятельности человека, так и их модельные, сло­весные, образные или символические заменители, которыми учи­тель воздействует на зрение, слух, осязание и т.д. учащихся.

Польский ученый И.Зборовский предложил классифицировать дидактические средства в соответствии с тем, какие функции вы­полняют они в процессе обучения:

• служат непосредственному познанию учениками определен­ных фрагментов действительности (познавательная функция);

- являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);

• представляют собой важный источник знаний и умений, при­
обретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного
материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидакти­ческая функция).

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное


расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видео-средств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение функций. Дидактическим средствам нового поколения соответствуют такие функции:

• мотивационная (значительно повышается интерес к пред­
мету);

• информационная (актуализируется передача информации);

• оптимизационная (становится возможным достижение лучших
дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

Понятно, что и эти функции выступают вместе как слагаемые,
образуют структуры; вместе с тем информационная функция в
любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминиру­ющую роль.

Date: 2016-05-24; view: 950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию