Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и особенности выбора объектов трудаУспех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это — один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Безделье — бич дисциплины на уроке. Наоборот, когда вес существо школьника вовлечено в созидательную работу, время занятий буквально «пролетает» и звонок, возвещающий окончание урока, воспринимается как нежеланный. В значительной степени зависимость преподавателя от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного подбора объектов труда школьников. Использование изделий, которые известны из прекрасно подготовленных учебных пособий «Объекты труда» [18], возможно там, где найдутся доски достаточной ширины и толщины, бруски и т.п. Мы полагаем, что в выборе объектов труда следует отдавать приоритеты изделиям слож-носборного характера, когда каждая отдельная деталь не требует значительных трат материалов, а само изделие компонуется из ряда простых элементов. Примеры сборных изделий из простых элементов — из книги Б.Иванова «Своими руками» (М., 1984). Есть два аспекта выбора объектов труда, своего рода «ножницы»; слишком простой объект, сравнительно нематериалоемкий, может оказаться не интересным для учащихся, а интересный в изготовлении — затруднителен в обеспечении заготовками. Представляется, что поиск оптимального варианта должен осуществ-
ляться не только учителем, а целой когортой единомышленников — его учениками. В самом деле, есть немало изданий, где рассказывается об интересных и главное полезных, и приемлемых к реализации изделий. Достаточно полистать раздел «Маленькие хитрости» в журнале «Наука и жизнь» или страницы журналов «Я сам, я сама», «Мастерок», «Умелые руки» и др., чтобы с удивлением обнаружить массу действительно интересных для школьников объектов деятельности. Если при этом будут продуманы вопросы реализации с последующим восполнением инструментальной и заготовительной базы школьной мастерской (кабинета трудового обучения), то многие проблемы, составляющие предмет озабоченности школьного учителя, будут сняты. Еще интереснее могут быть организованы занятия, когда для выбора изделия привлекается творческий потенциал группы (класса). Ведь на самых простых операциях (скажем, строгания или резания древесины) нужно учить ребят переносу знаний, умениям делать обобщения. Покажем, как это делается при изучении самых распространенных операций деревообработки. Ознакомив учащихся с инструментами и их параметрами, особенностями режущих частей, необходимо создать ситуацию для творческой деятельности. Конечно, иногда педагогу приходится давать толчок, напутственный импульс к деятельности, но во многих случаях раскованное мышление учащихся приводит к разработке конструкции, где использованы их бытовой опыт и наблюдательность. Учитель говорит: «Вы, наверное, замечали, что, входя в прихожую с покупками, человек первым делом начинает искать место, куда их положить. Обычно в небольших прихожих нет лишней мебели, а сумки нужно все же куда-то поставить. Как решить ситуацию?»
В результате коллективного обсуждения рождается изделие, показанное на рис. 10 (а). Самое интересное, что высказывания учащихся, их решения зачастую неожиданны для самого учителя. Мы ведь привыкли к ним относиться как к детям, с высоты своего возраста, опыта. А они — личности, и это должно быть усвоено преподавателем технологии. Над таким изделием ребята трудятся без понукания, сами продумывают детали технологий, сборки. Более того, учитель должен быть готов к тому, что кто-нибудь предложит отказаться от показанной конструкции верхней защелки, заменив ее магнитной (см. рис. 10, 6). Изделие станет более компактным, и дети это оценят. Мы убеждены, что комплексный подход в сообщении знаний, формировании умений и навыков для осознанной самостоятель-ной работы обязательно активизирует творческую деятельность учащихся. Таким образом, выбор объектов труда, совпадающих с желаниями учащихся их изготавливать, обеспеченный материально и охватывающий тематику разделов программы, может быть весьма разнообразным. Учитель технологии располагает широкими возможностями варьирования и подбора индивидуальных заданий с учетом дифференцированного подхода. Но в «Технологии» есть ряд разделов, где фронтальное обеспечение объектами абсолютно невозможно. К ним относятся: «Строительные ремонтно-отделочные работы» и «Культура дома. Интерьер жилища». Естественно, возникают вопросы организации работы школьников, так как одно лишь перечисление тем может вызвать у учителя желание «опустить» их проведение. Мы предлагаем для таких разделов использовать стендовый метод обучения, когда объектом трудовой деятельности школьника является рабочий щит, представляющий собой точную имитацию оконного переплета или дверного полотна для малярных работ, деревянной плоскости, подготовленной под оштукатуривание, и т.п. Щиты, соединяются между собой шарнирно и, при отсутствии надобности в них, складываются как ширма (см. рис. 11). Для удобства их можно установить на роликах, и тогда они легко перемещаются в удобное для работы положение. Для выполнения ознакомительных кирпичных работ применяют стенды, использующие боковые рамы из швеллера № 14. В них точно входит стенка, складываемая в «полкирпича». В этом случае возможен ее многократный демонтаж (по свежему раствору). Аналогичные стенды, но уже монтажного типа (с выступающими крепежными элементами или перфорацией) можно использовать для сборки вариантов электрической проводки в квартире (естественно, с последующим демонтажом). Понятно, что в данном случае показан лишь один из возможных вариантов организации подобных работ. Учитель вправе, исходя из местных условий, сам решить, какие объекты труда будут подобраны. Важно лишь, чтобы они формировали положительную мотивацию у школьников. Трудятся с охотой тогда, когда интересно. Побуждение учащихся к учению — важнейшее требование дидактики. На уроках технологии такой подход должен стать неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса. Рис. II. Варианты двусторонних тренажеров для отработки приемов работы по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы»: А — для малярных работ и оклеивания обоями; la ~ оконный переплет; 16 — дверь филенчатая; 1в — гладкая поверхность; 2 — петли шарнирные; 3 — откидные площадки; Б — для плиточных и штукатурных работ: 2а — для укладки кафеля; 26 — для штукатурки по драни; 2н — для кирпичной кладки; 4 — стяжка откидная; 5 — рама из швеллера; б — роликовые опоры; 7— маячные плитки
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие педагогические задачи составляют основу содержания трудового обучения? 2. Что должен знать молодой учитель технологии о правилах организации труда в школьных мастерских? 3. Перечислите документы, обязательные для начала работы в школьных мастерских. 4. Какие составляющие входят в санитарно-гигиенические нормы, подлежащие неукоснительному выполнению? 5. Чем должен руководствоваться учитель технологии при оборудовании школьных мастерских? 6. Какими критериями следует руководствоваться при выборе объектов труда?
Глава 13 НОРМАТИВЫ МАТЕРИАЛЬНОГО, ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТРУДООХРАННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Видные отечественные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов, В. М. Казакевич, А. Ф. Ктиторов и др.), рассматривая вопросы связи между содержанием труда на производстве и трудовым обучением в общеобразовательной школе, пришли к выводу, что школа не может, не должна просто копировать содержание труда работников производства. Они высказывают убеждение, что, учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физического и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен. Добавим, со своей стороны, что существующий разрыв между современными средствами производства и оборудованием, составляющим основу учебно-материальной базы общеобразовательной школы, не может служить оправданием для учителя технологии в вопросах трудовой полготовки школьников. Радикального изменения такого положения в ближайшие годы не предвидится, следовательно, в процессе формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации труда и выбору объектов работы, глубокого технико-педагогического анализа воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьника в учебных мастерских школы. 13.1. НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 12), либо в отдельном здании. Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности уча-
щихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого: в слесарной мастерской — 4 м2; в столярной мастерской — 4...5 м2; в швейной мастерской — 4 м2. Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке: для токарей — 6...8 м2; для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9... 12 мг; для электросварщиков — 7,5 м2. Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 — 20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать. Мастерские по обработке древесины и металла 1. Рабочим местом индивидуального пользования п данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный 2. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских Рис.12. Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы: Помещения
Оборудование 1 — доска классная с одной рабочей поверхностью (2000x1200); 2 - стол учителя (1300х600x760); 3 — стул полумягкий; 4 — шкаф для учебных пособий (884x445x1830); 5 — тумба инструментальная (800x400x1300); 6 — станок токарно-винторезный (1100x470x1020); 7 — стеллаж производственный (1470x840x1700); 8 — подтоварник производственный (1500x500x280); 9 — верстак столярный (1250x575x780);
11 - машина швейная (500x750x300); 12 - стол раскройный (3000x1100x900); 13 - стол гладильный (1500x400x826); 14 - шкаф для платья и белья (800x400x1700); 15 — станок настольно-сверлильный (370x770x820); 16 — станок токарный по дереву настольный (1250x570x475); 17 — станок настольный горизонтально-фрезерный (765x575x700); 18 — электропечь камерная лабораторная (629x700x480); 19 — станок фуговально-пильный (840x500x460); 20 — станок круглопильный школьный (850x500x680); 21 — плита разметочная (400x400); 22 — электроточило наждачное (400x340x340); 23 — стол письменный однотумбовый (1100x650x850); 24 — подставка под ТСО (передвижная) (630x480x1000); 25 - кабина примерочная (1600х1400x1900); 26 - трельяж (1200x500x1550); 27 — холодильник бытовой (600x650x1385); 28 — стол сервировочный (650x1400x850); 29 — стол разделочный (540x810x760); 30 — плита электрическая (500x540x760); 31 — шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450x500x2000). рументов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки. 3. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.
Рис. 13. Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV—VIII классов: а — дли школ на 8, 10, 12 и 16 классов: 6— для школ на 8 классов (192 учащихся)
Рис. 14. Мастерская по обработке древесины: Для школ на 20, 30, 40, 50 классов
Рис. 15. Мастерская по обработке металла
Рис. 16. Инструментальная — комната мастера: Специальное оборудование (см. рис. 13— 16): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или ВЦ-150-200 (1330 x 400 х h) с подставкой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 x h) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 x 500 x h) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720 x 430 x h) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220 x 580 x h) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765 х 575 x h) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 x 650 x h) с подставкой; К — электроточило настольное (500 x 350 x h) с подставкой. 1 -стол учителя (1200x600x750); 2 — верстак столярный одноместный; 3 — верстак слесарный одноместный ученический (900x600x(700... 850)); 4 — верстак столярный одноместный ученический (1000x450х (700... 5 — подставка д/проекционная; 6 — стул учителя поворотный (480х500х(450...760)); 7 — табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400x450x(350...600)); 8 — шкаф пристенный секционный (4200x450x2700); 9 — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);
10 — шкаф пристенный секционный <4200x600x2100); 11 — шкаф-перегородка секционная с классной доской (4200x600x2700); 12 — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100); 13 — шкаф пристенный секционный (7350x450x2100); 14 — шкаф пристенный секционный; 15 — шкаф-перегородка секционная с классной доской; 16 —доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок
17 — доска классная секционная раздвижная (1650x1050); 18 — экран свертывающийся; 19 — шторы затемнения; 20 — штанга для навески досок и таблиц; 21 — лестница-стремянка переносная (500x2500). 4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопиль-ном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов. 5. Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный 6. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины Мастерские по обработке тканей и кулинарии 1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз 2. Рабочими местами индивидуального пользования в данных 3. Рабочими местами коллективного пользования являются
в Рис. 17. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV—VIII классов: а — для школ на 16, 20, 30, 40, 6 — для школ на 8, 10, 12 классов, в — для школ на 8 классов (192 учащихся) Специальное оборудование (см. рис. 17) А — бытовая универсальная швейная машина с электроприводом на подставке «Тула», Б — швейная машина с ножным приводом «Чайка-2» на подставке, В — ручная машина сэлектроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке, Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М, Д — мойка с сушилкой для посуды, Е — холодильник «ЗИЛ» (732x640x1375), Ж — вытяжка, И — гладильная доска с приставкой, откидная, К — манекен детский 44-го размера, Л — примерочная с трельяжем, М — стол кухонный рабочий (1200x600x800) 1 — стол ученический 2 местный с горизонтальной крышкой (1200x 2 — стол учителя (1200x600x750), 3 — стол универсальным (для сервировки и раскроя) (900…1800х х900x720), 4 — подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500…600х400x1000…1200), 5 — стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370x400x360…480), 6 — стул учителя поворотный (480х500x450…760), 7 — шкафы пристенные секционные (6450x450x2100), 8 — то же с навесным шкафом (5250x450x600) 9 — шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600), 10 — шкаф навесной секционный (2400x450x600), 11 — шкаф пристенный секционный (3300х450x2100), 12 — шкаф пристенный секционный (750x450x2100), 13 —доска классная секционная раздвижная (1650x1050), 14 — экран свертывающийся, 15 — штанга для навески досок и таблиц и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей. 4. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 5. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий. Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием (рис. 18, 19). Рис. 18. Примерные минимальные нормы расстояний между оборудованием: 1 — по фронту; 2 — между тыловыми сторонами; 3 — фронтом друг к другу; 4 - в затылок. Расстояние а: для малогабаритного оборудования — 500 мм, для сред- негабаритного — 600 мм, для крупногабаритного — 800 мм Примерные нормы расстояний, мм Ширина проходов между торцами станков или верстаков...................................................................... 800; Ширина проходов между рядами..................................... 1200; Ширина проезда б центре мастерской............................. 2000; Расстояние от стены или колонны до тыльной стороны станка...................................................................... 50; Расстояние до другого станка................................... 800—1000 В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 19). Рабочее место учителя и мастерской рекомендуется располагать на возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 х х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обе-сточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволя- Рис. 19. Варианты расстановки оборудования: а - фронтальная расстановка, 6 - линейная расстановка Поперечное расположение верстаков к проходу в - в затылок, г — попарно по фронту 167
ют площади и возможности (см. рис. 20). Подиум выполняется более высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м. Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих. Рис. 20. План рабочего места учителя: 1 — подиум, 2 — комбинированный методический шкаф с доской и экраном для проекции, 3 — стол с пультом управления средствами ТСО, подсветкой стендов освещением класса и т д. 4 — демонстрационный верстак на поворотной платформе (при невозможности поворота — оснащается выдвижным зеркалом с на клоном на удобный для просмотра учащимися угол), 5 — выдвижные сиденья для учащихся В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская оснащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества — 20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая угле кислотный огнетушитель
|