Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение учебно-воспитательного процесса и особенности выбора объектов труда





Успех занятий трудового обучения во многом определяет их ма­териально-техническое обеспечение. В современных условиях это — один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Безделье — бич дисциплины на уроке. Наоборот, когда вес существо школьника вовлечено в созидательную работу, вре­мя занятий буквально «пролетает» и звонок, возвещающий окон­чание урока, воспринимается как нежеланный.

В значительной степени зависимость преподавателя от матери­альной обеспеченности можно снизить за счет тщательного под­бора объектов труда школьников. Использование изделий, кото­рые известны из прекрасно подготовленных учебных пособий «Объекты труда» [18], возможно там, где найдутся доски доста­точной ширины и толщины, бруски и т.п. Мы полагаем, что в выборе объектов труда следует отдавать приоритеты изделиям слож-носборного характера, когда каждая отдельная деталь не требует значительных трат материалов, а само изделие компонуется из ряда простых элементов. Примеры сборных изделий из простых элемен­тов — из книги Б.Иванова «Своими руками» (М., 1984).

Есть два аспекта выбора объектов труда, своего рода «ножни­цы»; слишком простой объект, сравнительно нематериалоемкий, может оказаться не интересным для учащихся, а интересный в изготовлении — затруднителен в обеспечении заготовками. Пред­ставляется, что поиск оптимального варианта должен осуществ-

 

 

ляться не только учителем, а целой когортой единомышленни­ков — его учениками. В самом деле, есть немало изданий, где рас­сказывается об интересных и главное полезных, и приемлемых к реализации изделий. Достаточно полистать раздел «Маленькие хит­рости» в журнале «Наука и жизнь» или страницы журналов «Я сам, я сама», «Мастерок», «Умелые руки» и др., чтобы с удивлением обнаружить массу действительно интересных для школьников объектов деятельности. Если при этом будут продуманы вопросы реализации с последующим восполнением инструментальной и заготовительной базы школьной мастерской (кабинета трудового обучения), то многие проблемы, составляющие предмет озабо­ченности школьного учителя, будут сняты.

Еще интереснее могут быть организованы занятия, когда для выбора изделия привлекается творческий потенциал группы (клас­са). Ведь на самых простых операциях (скажем, строгания или ре­зания древесины) нужно учить ребят переносу знаний, умениям делать обобщения. Покажем, как это делается при изучении самых распространенных операций деревообработки. Ознакомив учащих­ся с инструментами и их параметрами, особенностями режущих частей, необходимо создать ситуацию для творческой деятельно­сти. Конечно, иногда педагогу приходится давать толчок, напут­ственный импульс к деятельности, но во многих случаях раско­ванное мышление учащихся приводит к разработке конструкции, где использованы их бытовой опыт и наблюдательность. Учитель говорит: «Вы, наверное, замечали, что, входя в прихожую с по­купками, человек первым делом начинает искать место, куда их положить. Обычно в небольших прихожих нет лишней мебели, а сумки нужно все же куда-то поставить. Как решить ситуацию?»



Рис. 10. Складная полка

 

В результате коллективного обсуждения рождается изделие, показанное на рис. 10 (а). Самое интересное, что высказывания учащихся, их решения зачастую неожиданны для самого учителя. Мы ведь привыкли к ним относиться как к детям, с высоты своего возраста, опыта. А они — личности, и это должно быть усвоено преподавателем технологии. Над таким изделием ребята трудятся


без понукания, сами продумывают детали технологий, сборки. Бо­лее того, учитель должен быть готов к тому, что кто-нибудь пред­ложит отказаться от показанной конструкции верхней защелки, заменив ее магнитной (см. рис. 10, 6). Изделие станет более ком­пактным, и дети это оценят.

Мы убеждены, что комплексный подход в сообщении знаний, формировании умений и навыков для осознанной самостоятель-ной работы обязательно активизирует творческую деятельность уча­щихся.

Таким образом, выбор объектов труда, совпадающих с жела­ниями учащихся их изготавливать, обеспеченный материально и охватывающий тематику разделов программы, может быть весьма разнообразным. Учитель технологии располагает широкими воз­можностями варьирования и подбора индивидуальных заданий с учетом дифференцированного подхода.

Но в «Технологии» есть ряд разделов, где фронтальное обеспе­чение объектами абсолютно невозможно. К ним относятся: «Строительные ремонтно-отделочные работы» и «Культура дома. Инте­рьер жилища». Естественно, возникают вопросы организации ра­боты школьников, так как одно лишь перечисление тем может вызвать у учителя желание «опустить» их проведение. Мы предла­гаем для таких разделов использовать стендовый метод обучения, когда объектом трудовой деятельности школьника является рабо­чий щит, представляющий собой точную имитацию оконного пе­реплета или дверного полотна для малярных работ, деревянной плоскости, подготовленной под оштукатуривание, и т.п. Щиты, соединяются между собой шарнирно и, при отсутствии надобно­сти в них, складываются как ширма (см. рис. 11). Для удобства их можно установить на роликах, и тогда они легко перемещаются в удобное для работы положение. Для выполнения ознакомительных кирпичных работ применяют стенды, использующие боковые рамы из швеллера № 14. В них точно входит стенка, складываемая в «пол­кирпича». В этом случае возможен ее многократный демонтаж (по свежему раствору).

Аналогичные стенды, но уже монтажного типа (с выступаю­щими крепежными элементами или перфорацией) можно исполь­зовать для сборки вариантов электрической проводки в квартире (естественно, с последующим демонтажом).

Понятно, что в данном случае показан лишь один из возмож­ных вариантов организации подобных работ. Учитель вправе, ис­ходя из местных условий, сам решить, какие объекты труда будут подобраны. Важно лишь, чтобы они формировали положительную мотивацию у школьников. Трудятся с охотой тогда, когда интерес­но. Побуждение учащихся к учению — важнейшее требование ди­дактики. На уроках технологии такой подход должен стать неотъем­лемым компонентом учебно-воспитательного процесса.


Рис. II. Варианты двусторонних тренажеров для отработки приемов работы по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы»:

А — для малярных работ и оклеивания обоями; la ~ оконный переплет; 16 — дверь филенчатая; 1в — гладкая поверхность; 2 — петли шарнирные; 3 — откидные площадки; Б — для плиточных и штукатурных работ: — для укладки кафеля; 26 — для штукатурки по драни; 2н — для кирпичной кладки; 4 — стяжка откидная; 5 — рама из швеллера; б — роликовые опоры; 7— маячные плитки

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие педагогические задачи составляют основу содержания трудового обучения?

2. Что должен знать молодой учитель технологии о правилах организа­ции труда в школьных мастерских?

3. Перечислите документы, обязательные для начала работы в школь­ных мастерских.

4. Какие составляющие входят в санитарно-гигиенические нормы, под­лежащие неукоснительному выполнению?

5. Чем должен руководствоваться учитель технологии при оборудова­нии школьных мастерских?

6. Какими критериями следует руководствоваться при выборе объектов труда?

 

 

 

 

Глава 13

НОРМАТИВЫ МАТЕРИАЛЬНОГО,

ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТРУДООХРАННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Видные отечественные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов, В. М. Казакевич, А. Ф. Ктиторов и др.), рассматривая вопросы свя­зи между содержанием труда на производстве и трудовым обуче­нием в общеобразовательной школе, пришли к выводу, что школа не может, не должна просто копировать содержание труда работ­ников производства. Они высказывают убеждение, что, учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физиче­ского и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен. Добавим, со своей стороны, что существующий разрыв между современными сред­ствами производства и оборудованием, составляющим основу учеб­но-материальной базы общеобразовательной школы, не может служить оправданием для учителя технологии в вопросах трудовой полготовки школьников. Радикального изменения такого положе­ния в ближайшие годы не предвидится, следовательно, в процес­се формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организа­ции труда и выбору объектов работы, глубокого технико-педаго­гического анализа воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьника в учебных мастерских школы.

13.1. НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Вся материальная база трудового обучения — мастерские, ка­бинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для прове­дения трудового обучения в старших классах — может (в зависи­мости от проекта школы) располагаться непосредственно в зда­нии школы (см. рис. 12), либо в отдельном здании.

Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный произ­водственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности уча-

 

щихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой пло­щади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:

в слесарной мастерской — 4 м2;

в столярной мастерской — 4...5 м2;

в швейной мастерской — 4 м2.

Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:

для токарей — 6...8 м2;

для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9... 12 мг;

для электросварщиков — 7,5 м2.

Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентиро­ваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каж­дая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установ­ленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

Мастерские для технического труда также могут быть комбини­рованными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае норма­тивами предусмотрено наличие инструментальной — для хране­ния инструментов и приспособлений (не менее 15 — 20 м2) и скла­да — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.

Мастерские по обработке древесины и металла

1. Рабочим местом индивидуального пользования п данных мас­терских является столярный, слесарный или комбинированный
верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабже­ния комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться
электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения элек­тротехнических работ.

2. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских
по обработке древесины и металла являются станки, муфельная
печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для
прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также допол­нительное оборудование для организации производительного тру­
да учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками
или укладками для размещения измерительных и режущих инст-

Рис.12. Вариант расположения учебно-производственных помещений в здании школы:

Помещения


Оборудование

1 — доска классная с одной рабочей поверхностью (2000x1200);

2 - стол учителя (1300х600x760);

3 — стул полумягкий;

4 — шкаф для учебных пособий (884x445x1830);

5 — тумба инструментальная (800x400x1300);

6 — станок токарно-винторезный (1100x470x1020);

7 — стеллаж производственный (1470x840x1700);

8 — подтоварник производственный (1500x500x280);

9 — верстак столярный (1250x575x780);
10 - верстак слесарный (962x670x1360);

 

11 - машина швейная (500x750x300);

12 - стол раскройный (3000x1100x900);

13 - стол гладильный (1500x400x826);

14 - шкаф для платья и белья (800x400x1700);

15 — станок настольно-сверлильный (370x770x820);

16 — станок токарный по дереву настольный (1250x570x475);

17 — станок настольный горизонтально-фрезерный (765x575x700);

18 — электропечь камерная лабораторная (629x700x480);

19 — станок фуговально-пильный (840x500x460);

20 — станок круглопильный школьный (850x500x680);

21 — плита разметочная (400x400);

22 — электроточило наждачное (400x340x340);

23 — стол письменный однотумбовый (1100x650x850);

24 — подставка под ТСО (передвижная) (630x480x1000);

25 - кабина примерочная (1600х1400x1900);

26 - трельяж (1200x500x1550);

27 — холодильник бытовой (600x650x1385);

28 — стол сервировочный (650x1400x850);

29 — стол разделочный (540x810x760);

30 — плита электрическая (500x540x760);

31 — шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450x500x2000).

рументов, заготовок, готовой продукции и документации. Токар­ные станки дополнительно комплектуются крючками для удале­ния стружки.

3. Окраска изделий распылением в мастерских должна произ­водиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комп­лекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае от­сутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

 


 


 

 



Рис. 13. Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV—VIII классов:

а — дли школ на 8, 10, 12 и 16 классов:

6— для школ на 8 классов (192 учащихся)

 

 

 

Рис. 14. Мастерская по обработке древесины:

Для школ на 20, 30, 40, 50 классов

 

Рис. 15. Мастерская по обработке металла

 

Рис. 16. Инструментальная — комната мастера:

Специальное оборудование (см. рис. 13— 16): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или ВЦ-150-200 (1330 x 400 х h) с подстав­кой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 x h) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механи­ческим приводом (350 x 500 x h) с подставкой; Г — станок комбиниро­ванный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720 x 430 x h) с подставкой; Д — клееварка (разме­щается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220 x 580 x h) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765 х 575 x h) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 x 650 x h) с подставкой; К — электроточило настольное (500 x 350 x h) с подставкой.

1 -стол учителя (1200x600x750);

2 — верстак столярный одноместный;

3 — верстак слесарный одноместный ученический (900x600x(700... 850));

4 — верстак столярный одноместный ученический (1000x450х (700...
...850));

5 — подставка д/проекционная;

6 — стул учителя поворотный (480х500х(450...760));

7 — табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400x450x(350...600));

8 — шкаф пристенный секционный (4200x450x2700);

9 — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);

 

10 — шкаф пристенный секционный <4200x600x2100);

11 — шкаф-перегородка секционная с классной доской (4200x600x2700);

12 — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);

13 — шкаф пристенный секционный (7350x450x2100);

14 — шкаф пристенный секционный;

15 — шкаф-перегородка секционная с классной доской;

16 —доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок
и витрин (5250хЮ50x33(120)xЮ50);


 

17 — доска классная секционная раздвижная (1650x1050);

18 — экран свертывающийся;

19 — шторы затемнения;

20 — штанга для навески досок и таблиц;

21 — лестница-стремянка переносная (500x2500).

4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмот­ренные в составе мастерских, предназначаются для хранения ин­струментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершен­ных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения за­готовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помеще­ниями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладо­вой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопиль-ном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

5. Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный
школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на кото­ром работает только учитель. Эти станки устанавливают в специ­альных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут
устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места
учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются
запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные
станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вен­тиляционными отсосами.

6. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины
и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстра­ции приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз­
дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пи­щевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20 — 25 % площади).

2. Рабочими местами индивидуального пользования в данных
мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенны­ми швейными машинами, укомплектованными ручным и элект­рическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и
укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие ме­ста индивидуального пользования одноместными и двухместными
столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего матери­
ала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

3. Рабочими местами коллективного пользования являются
швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, при­
мерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные

 




в

Рис. 17. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV—VIII классов:

а — для школ на 16, 20, 30, 40,

6 — для школ на 8, 10, 12 классов,

в — для школ на 8 классов (192 учащихся)

Специальное оборудование (см. рис. 17) А — бытовая универсальная швей­ная машина с электроприводом на подставке «Тула», Б — швейная маши­на с ножным приводом «Чайка-2» на подставке, В — ручная машина сэлектроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке, Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М, Д — мойка с сушилкой для посуды, Е — холодильник «ЗИЛ» (732x640x1375), Ж — вытяжка, И — гладильная доска с приставкой, откидная, К — манекен детский 44-го размера, Л — при­мерочная с трельяжем, М — стол кухонный рабочий (1200x600x800)

1 — стол ученический 2 местный с горизонтальной крышкой (1200x
х500x (450)x66О, 720, 780),

2 — стол учителя (1200x600x750),

3 — стол универсальным (для сервировки и раскроя) (900…1800х

х900x720),

4 — подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500…600х400x1000…1200),

5 — стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370x400x360…480),

6 — стул учителя поворотный (480х500x450…760),

7 — шкафы пристенные секционные (6450x450x2100),

8 — то же с навесным шкафом (5250x450x600)

9 — шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600),

10 — шкаф навесной секционный (2400x450x600),

11 — шкаф пристенный секционный (3300х450x2100),

12 — шкаф пристенный секционный (750x450x2100),

13 —доска классная секционная раздвижная (1650x1050),

14 — экран свертывающийся,

15 — штанга для навески досок и таблиц


и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

4. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины
51-А класса следует располагать в непосредственной близости от
рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горя­
чая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснаб­жения мойки оборудуются настенными электрическими или газо­выми нагревателями.

5. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей до­полнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей ос­нов швейных изделий.

Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием (рис. 18, 19).

Рис. 18. Примерные минимальные нормы расстояний между оборудованием:

1 — по фронту; 2 — между тыловыми сторонами; 3 — фронтом друг к другу; 4 -

в затылок. Расстояние а: для малогабаритного оборудования — 500 мм, для сред-

негабаритного — 600 мм, для крупногабаритного — 800 мм

Примерные нормы расстояний, мм

Ширина проходов между торцами станков

или верстаков...................................................................... 800;

Ширина проходов между рядами..................................... 1200;

Ширина проезда б центре мастерской............................. 2000;

Расстояние от стены или колонны до тыльной

стороны станка...................................................................... 50;

Расстояние до другого станка................................... 800—1000

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 19).

Рабочее место учителя и мастерской рекомендуется располагать на возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 х х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комп­лектом классных инструментов и устройством для аварийного обе-сточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-на­глядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя тех­нологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволя-


Рис. 19. Варианты расстановки оборудования:

а - фронтальная расстановка, 6 - линейная расстановка

Поперечное расположение верстаков к проходу в - в затылок,

г — попарно по фронту

167

 

ют площади и возможности (см. рис. 20). Подиум выполняется бо­лее высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сиде­ний для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м.

Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типо­вым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются боль­шие удобства для работающих.

Рис. 20. План рабочего места учителя:

1 — подиум, 2 — комбинированный методический шкаф с доской и экраном для проекции, 3 — стол с пультом управления средствами ТСО, подсветкой стендов освещением класса и т д. 4 — демонстрационный верстак на поворотной плат­форме (при невозможности поворота — оснащается выдвижным зеркалом с на клоном на удобный для просмотра учащимися угол), 5 — выдвижные сиденья для

учащихся

В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская ос­нащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества — 20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В спе­циально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудова­ния мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайше­го лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая угле кислотный огнетушитель

Date: 2016-05-24; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию