Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие принципов обучения





Дидакты разных ветвей педагогической науки по-разному под­ходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определя­ющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельно­сти этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учите­лю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством уни­версальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие по­ложения, лежащие в основе обучения и определяющие его содер­жание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюде­ние которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные ин­тересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует сделать.

 

6.2. ГЕНЕЗИС ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Генезис (возникновение, происхождение) принципов обуче­ния связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимо отметить, что наряду с принципами, составляющими непреходя­щую основу и относящимися исключительно к процессу обуче­ния, привносились и такие, что были обусловлены текущими идео­логическими соображениями.

Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе, и в тру­довом обучении в том числе, главенствующая роль отводилась ком­мунистически воспитывающему принципу, когда огромное вни­мание уделялось идейной направленности учебного материала.

Такой же отпечаток накладывался на все остальные принципы. Вот цитата, выхваченная прямо из учебника: «Связь теории и прак­тики — одно из важнейших положений марксистско-ленинской теории познания». Самое интересное в этой идеологической зашо-ренности то, что умение пользоваться знаниями на практике всегда было важным постулатом дидактики и никогда не оспаривалось. Поэтому правомерен вопрос: является ли число принципов обу­чения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видный польский педагог В.Оконь:

«На этот вопрос осторожный исследователь, предвидящий по­следующие, все возрастающие возможности, связанные с развитием процесса обучения, дает отрицательный ответ. Ведь известно, что наше познание неограниченно и, следовательно, можно предпо­ложить, что не все уже исследованные законы и закономерности, касающиеся процесса обучения, получили свое отражение в сле­дующих из этих законов и закономерностей нормах... и что со вре­менем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов».

Действительно, мы являемся свидетелями того, как инноваци­онные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в об­разовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира — и тех­нического, и социального.

Вероятно, поэтому можно ожидать расширения перечня прин­ципов за счет введения положений праксеологического1, социо­логического, общепедагогического и организационного характера.

1 Праксеология (греч. practikos — деятельный + logos — слово, понятие) — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.


В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормы организации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которые использова­лись и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислим их:

• принцип наглядности;

• принцип систематичности и последовательности знаний;

• принцип доступности и посильности;

• принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;

• принцип прочности знаний учащихся;

• принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Специфика преподавания технологии в школе потребует от учителя интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще

два важных, на наш взгляд, принципа:

• принцип научности обучения;

• принцип оперативности знаний учащихся.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать тре­бования ряда дидактических принципов и создавать условия для Комплексного осуществления.

6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в трудовом обучении.

Принцип наглядности

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформули­ровал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обоняни­ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять не­сколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

Правда, тот же Я.А.Коменский предупреждал, что чувствен­ное восприятие представляет собой лишь начальную ступень по­знания и следующий этап познания — абстрактное мышление.

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об исполь­зовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердам-

 

 

ского (1467— 1536). Б педагогике известен термин «вербальное обу­чение», т. е. замена предметов обозначающими их словами. Так учи­ли, в частности, в иезуитских школах, когда ученики узнавали вначале слова и только после этого вещи. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас исполь­зуем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников.

Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) харак­теризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают воз­можность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.

Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при пре­подавании технологии с соблюдением двух важнейших дидак­тических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).

1. Прямое изучение действительности, т.е. изучение, основанное
ни наблюдении, измерении и различных практических видах деятель­ности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися
в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблю­дений и представлений, которые необходимы для понимания изучае­мой на уроке темы.

2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные
знания путем непосредственного изучения определенных предметов,
явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует уме­ло руководить, т.е. обеспечить его системой соответствующих ука­заний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изу­
чаемого предмета.

С психологической точки зрения различают предметную, изоб­разительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в технологии предполагает непосред­ственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учеб­ных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению


из процесса обучения слова (устного или письменного). В правиль­ном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.

Date: 2016-05-24; view: 1062; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию