Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные и профессиональные качества преподавателя





Широко известен такой анекдот. Мама спрашивает сына:

— Тебе понравился ваш новый учитель?

— Да, он очень добрый и набожный!

— Почему ты так решил?

— После каждого моего ответа он поднимал руки кверху и вос­клицал: «О, Боже!»

Следует признать, что, как обычно, устами ребенка глаголет истина: учитель должен быть всегда доброжелателен к своим уче­никам. О том, как важны личностные качества человека, посвя­тившего себя общению с детьми, говорит даже название места, где мы проводим всю жизнь. Привычное всем слово «школа» по-своему разъяснил чешский мыслитель и педагог Ян Амос Комен-ский (1592— 1670). Разработав свою знаменитую идею всеобщего обучения на родном языке, он дал ей название SCHOLA, состав­ленное из первых букв девиза «Sapienter Cojitare. Honeste Operare, Lojue Arjute», т.е. «мудро мыслить, благородно действовать, умело говорить».

Во все времена к нравственным качествам педагога предъявля­лись повышенные требования, так как практика неоднократно подтверждала, что дети во многом копируют любимого учителя, перенимают его человеческие качества, стараются походить на него манерой одеваться, разговаривать, работать и т.д.

Эти маленькие психологи совершенно безошибочно, как по лакмусовой бумажке, определяют все слабости и особенности ха­рактера своего учителя, а по мельчайшим нюансам его поведения, жестам, взглядам дают оценку пристрастности или беспристраст­ности, справедливости учителя, его объективности. Беда, если в классе появляются «любимчики»: скрывать это под десятками пыт­ливых глаз невозможно.

Однако есть такие качества, при наличии которых преподава­телю прощают определенные человеческие слабости, чрезмерную, в понимании школьников, требовательность. Это профессиона­лизм, эрудиция, личное мастерство. Интеллект учителя техноло­гии, самой программой курса призванного касаться разнообраз­ных производственных процессов, умеющего доходчиво и понят­но объяснить сложные технологические вопросы, всегда высоко котируется в глазах учащихся. По тому, как их учитель отвечает на задаваемые вопросы (иногда, чего греха таить, задаваемые спе­циально «на пробу»), как он обращается с оборудованием или инструментом, дети безошибочно определяют уровень профес­сионализма.

Есть шутливая «методика выпутывания» из сложных ситуаций. Учитель при рубке металла размахивается и не попадает молотком


по зубилу. «Так работает Петя!» — поясняет он группе. Размахива­ется вновь и попадает себе по пальцу. Превозмогая боль, цедит: «Так работает Саша!» И наконец, попадает. «А вот так, дети, надо!.. Если говорить серьезно, то личный пример — это самый силь­ный довод в распоряжении учителя. Вот маленькая ситуация. Учи­тель долго, убедительно и доходчиво рассказывает о значении на­учной организации на рабочем месте, о том, как важно всегда аккуратно располагать инструменты: мерительные расположить справа, ключи от патрона станка и резцедержатели — слева. Убе­дил. После команды о начале самостоятельной работы он посылает ученика взять какой-то инструмент общего пользования в своей «инструментальной комнате» — подсобке. Чтобы найти его, уче­ник превращается в археолога, занимаясь «раскопками» в инстру­ментальном шкафу. Все! Лучшей антипропаганды не бывает. Более того, скепсис и недоверие будут теперь сопровождать многие ут­верждения учителя.

Хочется разобрать еще одну сторону личностных качеств педагога, которая может воздействовать на межличностные отноше­ния. Выше говорилось о цене интеллекта, о важности для авто­ритета учителя проявлять эрудицию в самых различных вопросах. И конечно, это особенно существенно для молодого педагога, только начинающего «зарабатывать» авторитет в глазах своих уче­ников. Вдруг во время урока следует вопрос, ответа на который учитель не знает или не совсем уверен в его правильности. Вспомните, как уже говорилось, о том, что легче всего свою некомпе­тентность прикрыть автократизмом. И раньше так чаще всего и бывало. Но ведь мы утверждаем гуманистические принципы, воз-, рождаем педагогику, основанную на уважении личности ученика. Надо признаться, что не уверены в правильном решении про­блемы, что необходимо заглянуть в книгу или справочник, про­консультироваться, и сказать, что дадите ответ на следующем за­нятии. Это не уронит авторитет учителя в глазах учеников. Более того, на собственном примере он продемонстрирует подросткам, что человеку всю жизнь придется самообразовываться, что это ес­тественно и необходимо.

Важнейшим профессиональным качеством учителя технологии должна стать психологическая грамотность. Умение проникнуться переживаниями подростка при трудовой деятельности, нахожде­ние верных интонаций в общении с ним в той или иной педагоги­ческой ситуации, уважительное отношение, способствующее его самореализации, — вот те качества, без которых невозможно со­здать атмосферу психологического комфорта в классе. Короче, надо всегда соблюдать «золотое правило» нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Будущим учителям технологии и предпринимательства пред­стоит за время обучения развить в себе такие профессиональные

 

 

качества, сформировать такой уровень подготовки к работе по специальности, который позволит решать задачи, поставленные жизнью. Знания — результат разнообразного, и прежде всего твор­ческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Воспитатель­ная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а сред­ство к достижению цели — развитию личности ученика. Но только творческая личность может воспитывать личность.

Петр Леонидович Капица любил рассказывать такую историю: «Дело происходило на одном заводе в Англии, где была построена какая-то крупная машина, кажется, специальный тип воздуходув­ки. Завод никак не мог пустить ее в ход. Инженеры долго бились над ней, цеха стояли, а воздуходувка не работала. Наконец, ди­ректор завода решил, что надо прибегнуть к силам извне, и при­гласил на консультацию крупного специалиста. Директор решился на этот шаг не сразу, так как был прижимист и не хотел тратить лишних средств на приглашение крупных профессоров, которым за консультацию приходится в Англии выплачивать большие сум­мы. Профессор приехал, посмотрел машину, попросил молоток или кувалду и несколько раз ударил по корпусу машины. Какие-то части внутри, должно быть, сдвинулись, пришли на место, и ма­шина заработала. Цеха пошли в ход, завод ожил. Профессор вер­нулся домой и по английскому обычаю послал директору завода счет на 100 фунтов стерлингов, сумма немалая. Директор огорчил­ся и возмутился. «Что же это такое — приехал человек, который два-три раза ударил молотком и уехал, а я за это должен платить 100 фунтов. Надо сбить спесь с этого профессора», — решил он и послал ученому письмо, в котором в деликатной форме просил дать более точную расценку его труда. На это он получил такой ответ: "За приезд на завод и удар молотком, — писал профессор, — мне полагается 1 фунт стерлингов, а за то, что я знал, куда уда­рить молотком, мне следует заплатить остальные 99 фунтов"».

Если спроецировать этот случай на работу учителя технологии, то можно утверждать, что успеха достигнет лишь тот, кто доско­нально знает, куда «надо ударить», чтобы правильно осуществить учебный процесс по определенной теме.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите условия поступлении педагога на работу в школу.

2. Как оформляется контракт? Что в нем оговаривается?

3. Какие обязанности учителя могут оплачиваться? Что может быть
вменено в обязанности на общественной основе?

4. Что входит в содержание внеклассной деятельности учителя?

5. Назовите основные направления внеклассной работы.

6. Перечислите виды массовых форм внеклассной работы.

7. Какими личностными качествами должен обладать современный
преподаватель в школе?


Глава 5

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Для достижения целей подготовки молодежи к трудовой дея­тельности, связанных с формированием всесторонне развитых, творческих и активных личностей, необходимо, чтобы образова­ние обладало соответствующим содержанием. Это содержание оп­ределяется совокупностью основных знаний и умений, которыми должны овладеть школьники, а также характером практических занятии, предусмотренных для овладения учащимися за годы, проведенные ими в учебном заведении. Содержание обучения и общие нормы организации учебного процесса, которые мы назы­ваем принципами обучения, определяют, каким образом обеспе­чивается достижение целей обучения. Вот почему от верных подхо­дов к «Технологии» как предметной области, от правильно вы­бранных ориентиров на текущие и перспективные потребности об­щества и его членов во многом зависит степень приближения к поставленным целям.

Date: 2016-05-24; view: 564; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию