Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к формированию и реализации технологического образования





Необходимо сделать оговорку следующего характера. Сама жизнь неумолимо вмешивается в уже сложившиеся процессы обучения и воспитания не только школьников, но и будущих учителей. К со­жалению, многие проблемы, которые поднимаются при этом, крайне слабо или совсем не отражены в учебной и методической литературе, которая, за неимением пока другой, хотя и устарев­шая, еще используется. Следовательно, необходим критический подход к учебно-методическим материалам, еще недавно бывшим актуальными, но на современном этапе развития страны не толь­ко устаревшими, но подчас и совершенно неприемлемыми.

Вместе с тем при ясном видении целей, к которым стремишь­ся, легче найти путь их достижения.

Во-первых, представляется, что занятия в школьных мастер­ских, при всем различии возможностей школьной базы и совре­менного производства, должны приучать детей к умению делать выводы по аналогии, на основе анализа и синтеза полученных знаний. Надо утвердить школьников в понимании того, что в по­следнее десятилетие спрос на неквалифицированный и малоквали­фицированный труд резко упал. В самостоятельной жизни твердо стоят на ногах и уверенно себя чувствуют только профессионально


подготовленные люди. Всеми профессиями овладеть невозможно (да и не нужно), но мобильно перестроиться способен тот, кто приучен к самостоятельному творческому мышлению, необходи­мому для решения различных производственных задач.

Во-вторых, на занятиях по технологии важно подводить школь­ников к мысли, что только добросовестная работа, со строжай­шим соблюдением технологических требований, будет пользоваться спросом, создавать устойчивую репутацию изготовителю. Япон­ская продукция потому и ценится в мире, что на некоторые вещи их стандарты допускают лишь одно бракованное изделие на один миллион. Мы сможем преодолеть отставание в конкурентоспособ­ности нашей продукции лишь при воспитании технологической культуры у подрастающего поколения.

В-третьих, школьники должны постигнуть новую для них от­ветственность перед самими собой, ответственность за собствен­ное будущее. Возможно, учитель, ограниченный возможностями базы обучения, привязанный к устаревшей технике, знакомящий детей с первоначальными умениями и навыками по технологии, захочет найти для себя в этом «оправдание», если не поймет сво­его предназначения. Оно представляется в развитии интеллекта у будущего члена общества, привитии ему привычки и потребности к самообразованию, выработке уже в школе установки на актив­ную жизненную позицию. Эти цели можно и должно достигать при любой трудовой деятельности. Если эти качества сформирова­ны при работе на универсальном токарном станке в школе, они проявятся еще более значительно, когда их обладатель станет уп­равлять оборудованием с числовым программным управлением на производстве. Еще в начале нашего столетия Эндрю Карнеги, аме­риканский бизнесмен, сказал: «Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей — и скоро полы заводов зарастут травой. За­берите у меня мои фабрики, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних». Несом­ненно, он имел в виду людей, которым дали почувствовать, что они главное достояние фирмы.

Накопленный опыт преподавания технологии в российской школе позволяет констатировать: при правильно поставленных задачах повышается качество образования, развиваются качества личности, логическое мышление, умение планировать, инициа­тива, видение перспективы, поиск и обработка информации, ов­ладение коммуникативными навыками (техническая графика, гра­мотная речь), складывается достоверное представление о произ­водстве, экономике и предпринимательстве — через практиче­скую работу, ориентированную на проблемный метод обучения.

Волей судьбы на плечи учителей школы сегодня возложена исто­рическая ответственность за будущее нашей страны, ибо подготов­ка поколения, вступающего в жизнь в XXI веке, будет доверена им.

 

 

Широко известна следующая притча: «Лежит Сократ под се­нью дерева в роще. Проходит мимо путник и спрашивает: "Далеко ли до города?" Сократ промолчал. Пешеход пожал плечами и дви­нулся дальше. Через несколько минут Сократ прокричал: "До го­рода полчаса хода". Прохожий возвратился и спросил: "А почему ты не ответил мне сразу?" — "Я должен был видеть, как ты идешь", — ответил мудрец».

Движение по жизни во многом закладывается при учебе, и ка­ким будет шаг, уверенным или робким, определит уровень про­фессиональной подготовки.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы предпосылки введения образовательной области «Техноло­гия» в базисный план школ России?

2. Как формулируются главные задачи «Технологии»?

3. Почему образовательная область «Технология» должна быть интег-ративной? Какой смысл вкладывается в этот термин?

4. Какие приоритеты представляются сегодня предпочтительными при
подготовке школьников к самостоятельной трудовой деятельности?

5. Какое содержание вкладывается в понятие «активная жизненная
позиция»? Поясните свое понимание на конкретных примерах.

6. Перечислите направления развития личности школьника в процес­се изучения «Технологии».

 

 

Глава 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ТЕХНОЛОГИЯ» КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и услови­ями их реализации, и набором средств, которые при этом исполь­зуются. Технологическая подготовка школьников потребовала пе­рестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было учитывать, что именно трудовое воспитание в школе представляет своего рода равнодействующую социально-политехнических и эко­номических отношений общества, присущего ему уровня разви­тия науки, техники и культуры.

Неудивительно поэтому, что ведущей концепцией трудовой (технологической) подготовки в США и других странах Запада является концепция «Образование для карьеры». Она выдвинула необходимость построения всех курсов обучения в средней школе по принципу комплексности и наметила тенденцию перехода от узкоспециальной, ремесленнической подготовки к более широ­кой, общетрудовой. Эти же направления заложены в концепцию общеобразовательной области «Технология».

Date: 2016-05-24; view: 1216; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию