Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общеобразовательной школе





В основу педагогической деятельности отечественной общеоб­разовательной школы заложена концепция формирования всесто­ронне и гармонично развитой творческой личности. Рыночная эко­номика предъявляет дополнительные требования к обще-трудовым и профессиональным качествам работника. Поэтому неоспоримые преимущества получат те из них, кто с детства приучен добросо­вестно трудиться и обладает для этого необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем, и это очень существенно, речь идет не о подготовке школьников к конкретной профессии (это было главной задачей трудового обучения недавнего прошлого), а о формировании личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций.


 



 

 

Однако в последние годы в различных педагогических кругах все явственней стал проявляться разрушительный нигилизм, сто­ронники которого умышленно или по недопониманию стремятся выпятить негативные стороны сложившейся в стране системы под­готовки школьников к труду, сократить предназначенные для это­го учебные часы. Немало случаев, когда — под предлогом органи­зации классов с углубленным изучением отдельных предметов, — по существу, игнорируется желание многих учащихся получить не­обходимые трудовые навыки.

Между тем трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеоб­разовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, пред­усмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

Жизнь заставляет пересмотреть некоторые концептуальные по­ложения теории трудовой подготовки в школе. Нельзя отрицать, что многое из того, чем руководствовались педагоги в процессе реализации идеи трудового, политехнического образования в сред­ней школе, сегодня кажется не столь непреложным и незыблемым. Но разве такое положение имеет место только в трудовом обуче­нии? А разве преподавание других предметов можно оставлять без изменений?

Сейчас все чаще отвергается как ошибочное представление о том, что из любого нормального ребенка можно вылепить что угодно. В связи с этим необходимо помнить в первую очередь о том, что любой школьник — это прежде всего личность. А лич­ность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой.

Поэтому если рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе — из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств.

Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбо­ра вида трудовой деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.

Итак, выделим несколько приоритетных факторов в будущей деятельности учителя технологии.

В течение всего периода обучения технологии в российской шко­ле каждый учащийся, в соответствии с программой, должен вы­полнить 10 проектов, по одному проекту в год, начиная со II класса. Под проектом понимается завершенная творческая работа, соответствующая

возрастным возможностям ребенка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся техничес­ких возможностей и экономической целесообразности.

Сложность проекта определяется знаниями, умениями и спо­собностями учащихся. Цель проектов — сформировать систему ин­теллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, во­площенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовать развитию творческой лич­ности.

Отдельные элементы из названного декларировались в школь­ных программах по труду в прошлом, но, думается, четко видны отличия и мощное влияние изменений в социально-экономиче­ском положении страны.

Усвоение содержания предмета «Технология» обеспечит уча­щимся умения:

• сознательно и творчески выбирать оптимальные способы пре­
образовательной деятельности из массы альтернативных подходов
с учетом ее последствий для природы и общества;

• мыслить системно, комплексно;

• самостоятельно выявлять потребности в информационном обес­
печении деятельности;

• непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в
качестве средств преобразовательной деятельности.

Заметим, расшифровка этих строк на языке дисциплин выльет­ся в целый ряд: экономическое образование, экологическое, ин­формационное обеспечение, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), эстетическое образование в сочетании с дизайнер­скими навыками, функционально-стоимостный анализ и, конеч­но же, ставшие теперь такими привычными, маркетинг и менедж­мент. А весь упор в работе делается на развитие познавательных и творческих способностей личности учащихся. Обратите внимание на акцент, сделанный в программе. Нигде не сказано: научить стро­гать или пилить, допустим, деревянную планку, или научить то­чить болты (хотя эти элементы и присутствуют). Побуждая учени­ков сознательно и творчески разрабатывать новые изделия, мы явственно увидим ту разницу, которая пока плохо воспринимает­ся будущими учителями при произнесении слов «деятельность про­дуктивного или репродуктивного характера».

Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в прин­ципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологи­ческая и практическая готовность к активной самостоятельной твор­ческой деятельности. Итак, резюмируем. При рыночных отноше­ниях общеобразовательная школа не должна обязательно давать


 


 

 

своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии, осознать зна­чение мобильности профессиональных функций в условиях науч­но-технического прогресса и конкурентной борьбы. Успешность формирования такой личности определяется не столько содержа­нием трудового обучения, сколько его направленностью, подчи­ненностью определенным задачам, установленным приоритетам. Этим же приоритетам должна быть подчинена, по нашему мне­нию, и подготовка самого учителя.

Date: 2016-05-24; view: 1838; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию