Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста





Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............8

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….…13

1.1 Проблема эмоционально-нравственной сферы в работах отечественных и

зарубежных психологов………………………………………………………….13

1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…25

1.3 Особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей……….35

1.4 Выводы по первой главе….…………………………………………..……...50

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНА-ЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.……………………………………….......................................................51

2.1 Программа и ход исследования...........................................................….51

2.2 Сравнительный анализ и интерпретация результатов эмпирического

исследования………………………………………………………………….

2.3 Корреляционный анализ: выявление связи между эмоционально-нравственными особенностями и стилем семейного воспитания………………………………………..……………………...72

2.4 Установление значимых различий в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания………………………………………………………………………

2.5 Выводы по второй главе……………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……….88

ПРИЛОЖЕНИЕ А – СХЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……....91

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….…....92

ПРИЛОЖЕНИЕ В – ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ Р. ТЭММИЛ, М. ДОРКО,

В. АМЕН…………………………………………………………………………….94

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ………………………………..96

ПРИЛОЖЕНИЕ Д – ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО МЕТОДИКЕ «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ» ……………………………………..…98

ПРИЛОЖЕНИЕ Е – РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ……………………………………………….100

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ………………...………102

Введение

Актуальность исследования. В обосновании актуальности выбранной нами темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Важно еще и то, что проблема эмоционального развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и прочее. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные эмоционально-нравственные инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную психолого-педагогическую проблему.[19]

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. В период дошкольного детства (3–6-7 лет) ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.[1]

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.[2]

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких как познавательный, нравственный, трудовой и другие. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и других высших чувств.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.[15]

Таким образом, актуальность нашей работы определяется значимостью развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста, недостаточной разработанностью этой проблемы в данный возрастной период, а так же состоянием данного вопроса в практике.

Цель исследования: изучить особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), в количестве 40 человек, воспитанники МБДОУ № 46, село Крученая Балка.

Предмет исследования: особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Теоретические задачи:

1. Осуществить теоретический анализ понятий: «эмоционально-нравственная сфера, «стили семейного воспитания», «авторитарный стиль», «гиперопека», «старший дошкольный возраст», «педагогическая модель».

2. Обобщить данные психолого-педагогической литературы по исследуемой проблематике.

Методические задачи:

1. Подобрать методики, адекватные цели исследования.

2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать модель формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирические задачи:

1. Измерить родительские установки воспитания детей.

2. Изучить представления детей о нравственных качествах.

3. Определить эмоциональное отношение к нравственным нормам у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить нравственную направленность личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

5. Установить уровень тревожности респондентов.

6. Выявить значимые взаимосвязи между эмоционально-нравственными особенностями детей и определенным стилем семейного воспитания родителей.

7. Установить значимые различия в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания.

Гипотезы исследования:

1. Существует взаимосвязь между эмоционально-нравственными особенностями и определенным стилем семейного воспитания.

2. Существуют значимые различия в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания.

Методы исследования. Методы сбора данных:

1) монографический метод (анализ психолого-педагогической литературы).

2) психодиагностический метод (тестирование).

3) метод беседы.

Методы обработки данных:

1) Сравнительный анализ.

2) Методы статистической обработки данных:

– корреляционный анализ методом линейного коэффициента корреляции Пирсона для выявления связи между переменными;

– критерий Колмогорова–Смирнова для сравнения двух выборок.

Применялись компьютерные программы Excel, SPSS 21.0.

В соответствии с задачами исследования и выдвинутыми гипотезами был создан банк методик исследования:

1. Методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера,Р.К. Белл;

2. Методика «Сюжетные картинки» (изучение эмоционального отношения к нравственным нормам);

3. Методика «Сделаем вместе» (предназначена для выявления и оценивания нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником);

4. Тест тревожности Р. Тэммил, М. Дорко, В. Амен (выявляет уровень тревожности ребенка);

Практическая значимость исследования. Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные в нем результаты и сделанные выводы могут быть применены в курсах лекций по «Возрастной психологии», «Дифференциальной психологии». Они также могут быть использованы при разработке программы психологического тренинга, целью которого является формирование эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Структура и объем дипломной работы. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников и 9 приложений. Объем работы без списка литературы и приложений составляет 74 страницы и содержит 10 рисунков и 2 таблицы.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Date: 2016-05-24; view: 1451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию