Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды и теории отечественных психологов





Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, – продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. «Продукт» в данном понимании – нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния.

Эмоциональные процессы – один из видов этого состояния. Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:

- аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров);

- аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев);

- аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов). [14]

 

Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. С.Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает». Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические процессы взятые в конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности». [37]

Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира».

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам».[10]

Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Г.И. Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания:

«В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок».[7]

Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы – это непосредственное отражение человека к действительности. Л.М. Веккер предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Л.М. Веккеру «...во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту...» [12]

Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог В.К. Вилюнас, который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом».[10]

Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, ее мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную

 

роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения».[7]

Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. П.В. Симонов разработал формулу эмоций (Э = – П/Н–С) – где П – потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции – потребность и вероятность ее удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.[14]

С формулой эмоций П.В. Симонова не соглашается Б.И. Додонов, который считает, что «...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой». Б.И. Додонов подчеркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, то есть предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой точки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это оценка, необходимая «...для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны – это положительная самостоятельная ценность, то есть ценность цели деятельности. [14]

Отечественные психологи подчеркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П.К. Анохин подчеркивал, что «...физиологическая характеристика эмоций... связана, прежде всего, с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение».

В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалева, А.И. Пуни и другие, раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.[23]

Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной психологии.

Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев – считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определенного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества; эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности. [29]

Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и другие) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в- третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие ученые (С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью.

На протяжении многих лет эмоции пользовались самым пристальным вниманием ученых, им отводилась одна из центральных ролей среди факторов, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций стало несколько меняться. Внимание исследователей постепенно стало концентрироваться на сравнительно узком круге проблем, таких, к примеру, как выражение эмоциональных состояний в процессе деятельности человека, проявление эмоциональных переживаний, их структура и так далее.

По мнению В.К. Вилюнаса, изучение эмоций все больше стало связываться с мотивацией поведения человека, с проявлениями стрессовых состояний и состояний фрустрации. Об этом свидетельствуют и сами названия соответствующих концепций: «периферическая», «активационная», «конфликтная», «информационная».[10]

Довольно основательно изучено влияние эмоций О.А. Черниковой. Она считает, что на деятельность человека оказывает влияние и системность эмоций, их сложная структура. В структуре она выделяет эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Все эти компоненты эмоциональных переживаний взаимосвязаны. Вполне понятно, что каждый из них можно рассматривать как особый тип эмоциональных механизмов. В связи с этим совершенно очевидно, что и воздействие этих механизмов на деятельность человека будет различным, станет зависеть от того, какой компонент эмоциональной структуры явится доминирующим.

Эмоции и чувства составляют основу нравственного развития личности. Этот вопрос не был достаточно разработан в отечественной и зарубежной психологии. В то же время в ряде исследований выявлено влияние эмоций на нравственное развитие личности (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Н.Д. Левитов, Л.И. Анцыферова и др.), раскрыт механизм взаимодействия эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов (Л.С. Выготский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, В.И. Селиванов, П.М. Якобсон), определены эмоциональные показатели эффективности воспитательных воздействий (Т.Е. Конникова, А.А. Стэр, Л.М. Аболин, Г.М. Бреслав и другие), выявлен ряд условий, оптимизирующих процесс формирования нравственных чувств школьников (К.Д. Радина).[21]

Анализ работ, посвященных изучению эмоционально-нравственного развития личности, показывает, что в отечественной и зарубежной психологии эмоции и чувства изучаются с разных сторон. Во-первых, исследуются их сущность, особенности как психических процессов (П.К. Анохин, П.В. Симонов, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн, X.Г. Шингаров); во-вторых, выясняется их роль в общей системе развития личности, ее ценностных ориентации, мотивации, социальных установок и т. д. (Л.И. Божович, Б.И. Додонов, В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, И. С. Кон, Д. Н. Узнадзе); в-третьих, исследуются особенности чувств, присущих личности, особенно высшие: интеллектуальные, нравственные и эстетические (А.Г. Ковалев, П. М. Якобсон, O.K. Тихомиров, А.Я. Чебыкин, A.M. Матюшкин, И.А. Джидарьян, А. И. Буров); в-четвертых, изучается взаимосвязь чувств с различными видами деятельности личности: эстетической, познавательной, трудовой (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, М.С. Коган, К.Д. Радина, Г.И. Щукина, О.А. Черникова, О.В. Дашкевич и другие).

Нравственное развитие, по мнению В.А. Токаревой осуществляется на протяжении всего жизненного пути личности. На первоначальном этапе становления ей свойственно поверхностное овладение внешними механизмами моральной регуляции. Сначала ребенок ограничивается внешними повелениями и санкциями, исходящими от взрослых, далеко не сразу вникая в самую суть моральных требований. Поэтому саморегуляция у детей дошкольного и даже младшего школьного возраста развита еще слабо и проявляется непоследовательно. Каждому этапу индивидуального нравственного развития свойственна своя мера превращения моральных социальных требований в свои собственные. Здесь имеются индивидуальные различия в этом превращении, что зависит как от особенностей индивидуального бытия личности, так и от ее психологических особенностей.[24]

Нравственное развитие личности – усвоение и реализация в поступках общественных норм отношения к труду, к окружающим людям, к самому себе – осуществляется не только через знание необходимых нравственных понятий. Здесь решающую роль играет превращение известных положений морали в переживаемые, то есть вызывающие положительное отношение. Только то, что нашло соответствующий эмоциональный отклик, эмоциональное приятие и постепенно сложилось в систему потребностей, стремлений, в систему ценностей и, наконец, убеждений личности, становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения в целом.

Проблемы нравственного развития личности широко исследуются и западными учеными.[24]

Общий подход к определению механизма нравственного развития личности, сформулированный в философских и психолого-педагогических науках, основывается на признании отдельных этапов и соответствующих им уровней развития. Особенно популярными оказываются концепции Ж. Пиаже о параллельном характере, характере морального и умственного развития личности и Л. Кольберга — когнитивно-генетическая теория морального развития, в которой этот процесс рассматривается в неразрывной связи с уровнем морального мышления (выделяются три уровня: «доморальный», уровень «конвенциальной морали» и «автономная мораль»).[17]

Каждому из них соответствуют определенные моральные стадии.

В то же время теория Л. Кольберга не лишена недостатков, наиболее серьезным из которых является, на наш взгляд, игнорирование социальной обусловленности сдвигов в моральном развитии личности.

Но несмотря на ориентацию Л. Кольберга на когнитивное развитие, важно постоянно заботиться о личности в целом, о ее чувствах и образе мышления.

Оторванностью от социальных предпосылок грешат и теории А. Харриса (цель нравственного воспитания – поведение), П. Херста (отстаивает ведущую роль эмоций в качестве наиважнейшего элемента в структуре морали). Игнорирование объективных факторов, пренебрежение социальной средой замыкают процесс нравственного воспитания на психологических и познавательных механизмах личности.

Итак, несмотря на то, что отечественные и зарубежные психологи дают научное объяснение природы эмоций и чувств, но в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросу природы эмоций. Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в их глубоко интимном содержании.

Но, несмотря на это, психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя еще очень много нерешенных проблем.

 

Date: 2016-05-24; view: 3091; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию