Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание метода беседы и методик исследования





1. Метод беседы предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах. Беседа проводилась индивидуально. Дети отвечали на заранее подготовленные вопросы:

1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

- на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жале­ют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкрет­ной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит»);

- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зве­рей вылечил»);

- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жад­ный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. На­пример, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный... он плохой...»);

- на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.

2. Методика «Сюжетные картинки». Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Задание: дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.

Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и тому подобное) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и тому подобное) – на безнравственный.

Результаты основываются на оценке следующих шкал:

- раскладывание картинок;

- обоснование своих действий;

- эмоциональные реакции.

0 баллов – неправильно раскладывали картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – правильно раскладывали картинки, но не смогли обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – обосновали свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и так далее.

3. Методика «Сделаем вместе» предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляю­щейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учиты­вать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание по­мочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Обработка данных. При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 комплексных параметра (симптомокомплекса):

1. Отрицательная нравственная направленность личности:

2. Положительная нравственная направленность личности:

3. Общительность, контактность ребенка:

4. Заинтересованность в предложенной деятельности:

Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.

4. Тест тревожности Р. Тэммил, М. Дорко, В. Амен выявляет уровень тревожности ребенка. Мы остановили выбор на данном тесте, поскольку он позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

число негативных выборов

ИТ = -------------------------------- х 100%

Общее число выборов

По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

1. высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

2. средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

3. низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

5. Методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера и Р.К. Белл. Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к раз­ным сторонам семейной жизни (семейной роли); методика позволяет оце­нить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации се­мейной жизни.

Вопросник PARI направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать установки родителей на воспитание ребенка априорно, что необходимо в практике усыновления и при создании семейных детских домов.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся ме­тодика состоит из 115 суждений.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающи­еся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли, и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы вопросника:

1. отношение к семейной роли:

- Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исклю­чительно о семье (3);

- ощущение самопожертвования в роли матери (5);

- семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей (11);

- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

- доминирование матери (19);

- зависимость и несамостоятельность матери (23);

2. отношение родителей к ребенку:

- оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

- партнерские отношения (14);

- развитие активности ребенка (15);

- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21);

3. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

- раздражительность, вспыльчивость (8);

- суровость, излишняя строгость (9);

- уклонение от контакта с ребенком (16).

4. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

- преодоление сопротивления, подавление воли (4);

- создание безопасности, опасение обидеть (6);

- исключение внесемейных влияний (10);

- подавление агрессивности (12);

- подавление сексуальности (18);

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

- стремление ускорить развитие ребенка (22).

PARI является многомерным вопросником, поэтому осуществлялось выявление связей между шкалами с помощью факторного анализа.

В результате было получено 3 фактора:

- гиперопека – отсутствие родительской опеки;

- демократичность – отсутствие демократичности в отношениях с ребенком;

- диктат в воспитании – отказ от авторитарности.

Область применения: методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

Родительские установки или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним.

Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется как синоним понятию «позиции», хотя целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Установка в психологии рассматривается как необходимое условие контроля поведения. Д. Н. Узнадзе определяет, что установка является целостным динамическим состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. С этой позиции установка рассматривается как состояние готовности к определенной активности.

Понятие родительская установка характеризуется различной степенью осознанности. Установки родителей на воспитание детей определяется, как готовность действовать тем или иным образом. Каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических свойствах и качествах ребенка.

Родительские установки, с точки зрения Р. В. Овчаровой, являются одним из компонентов интегральной психологической структуры родительства и включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Нас в первую очередь интересует эмоциональный аспект, который представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.

 

 

Date: 2016-05-24; view: 1189; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию