Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников





 

Возможными механизмами переориентации выступают дезорганизация и реорганизация. Дезорганизация асоциальной группы предполагает процесс, направленный на разрушение ее структуры - связей между членами группы, внутренней дисциплины, согласованности. При этом группа распадается, но асоциальная направленность отдельных ее членов может сохраняться. Реорганизация предполагает не только перестройку структуры асоциальной группы, но и изменение направленности. Необходимо помнить, что добиться перевода всех асоциальных групп в просоциальные - задача нереальная. Некоторые асоциальные группы, особенно криминогенные, приходится разрушать. Используемые при переориентации асоциальных групп методы целесообразно разделить на три вида: предупреждающие, пресекающие, разобщающие. Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп. Специалисты считают, что успешность данной работы гарантирована лишь в том случае, когда практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.

Необходимым условием выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Универсальных рекомендаций в данном случае быть не может, очевидно, лишь, что опорой должно стать то положительное, что есть в данной группе, в отдельных ее членах.

Очевидно, что опасаться всех неформальных подростковых групп не стоит. Большинство из них возникает на основе потребности в общении, дружбе, понимании, как замещение не сложившихся отношений в первичных социальных группах (семье, классе, организации). Разрушение подобных групп нельзя считать панацеей. Зачастую они лишь временно приостанавливают свою деятельность, так как дезорганизуется лишь внешняя оболочка группы. Внутреннее содержание (психология группы, асоциальная направленность деятельности ее членов) остается нетронутым.

Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить: - присутствует ли иерархическая лестница; - кто является лидером; - состав неформальных молодежных объединений; - степень влияния лидера на остальных «неформалов»; - направленность неформальных молодежных объединений и другое. Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: - тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее, эта беседа попытка «копнуть» немного глубже.


18. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом обществе

 

Успешное выполнение педагогом своих функций - необходимое условие формирования ученической группы, становления личности школьников, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. Е то же время даже неукоснительное осуществление учителем лишь ролевых предписаний еще не гарантирует решения им воспитательных задач.

В социально-психологической и психолого-педагогической науке традиционно выделяются два основных вида воздействия - прямое (открытое) и косвенное. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к объекту с целью предъявления ему каких-либо требований или предложений. Сама специфика профессиональной деятельности педагога, его постоянный и при этом непосредственный контакт с учащимися предполагает необходимость довольно частого использования именно такого типа воздействия

Целенаправленное влияние - результат специально организованного воздействия. Одним из условий такого влияния является осознание педагогом его необходимости. Обязательным этапом выступает порой длительная и трудоемкая работа, прежде всего, именно психолога по выбору конкретного способа воздействия на учащегося, которое могло бы привести к факту желаемого влияния. Таким образом, целенаправленное влияние носит осознанный, преднамеренный, запланированный характер

Наряду с целенаправленным влиянием и психолог, и педагог неизбежно и в процессе своей профессионально-педагогической деятельности, и в ходе общения с учащимися непреднамеренно оказывают на них незапланированное влияние, которое нередко не осознается как свершившееся и которое в силу этих причин должно быть определено как нецеленаправленное. Такое влияние может быть как позитивным, так и негативным

Педагог, реализуя роль наставника, демонстрирует своим воспитанникам ранее неосвоенные ими образцы активности, индивидуальные варианты ролевого поведения, в которых находят отражение присущие ему личностные характеристики. Усвоение учащимися этих транслируемых личностных качеств в виде персонализации педагога в сознании школьников и оказывается тем результатом его воздействия, который определяется как индивидуально-специфическое влияние. При этом и объект, и субъект этого влияния далеко не всегда осознают его наличие.

Личность учителя существенно влияет на формирование учебно-воспитательного коллектива и, в частности, на социально-психологический климат в нем. Успешное выполнение учителем его профессионально-педагогических задач во многом зависит от конкретных социально-психологических условий его деятельности, в том числе и от социально-психологического климата учебно-воспитательного коллектива. В то же время и сам социально-психологический климат в любом сообществе является по сути дела прямым следствием психологически оправданной реализации руководителем своих функций. Социально-психологический климат - это наличие или отсутствие комплекса психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему гармоническому развитию личности в группе. Реализуя определенный стиль руководства, то есть используя характерную, типичную для себя систему психолого-педагогических приемов и способов взаимодействия с учащимися, учитель влияет на формирование того или.


Date: 2016-05-23; view: 3799; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию